Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ.
Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку правительственных программ: Программы государственных внешних заимствований и Программы государственных внутренних заимствований. Эти программы содержат перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.
Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ.
Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.
Долговые обязательства каждого уровня власти (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим его казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
Принципиальное значение имеет положение Бюджетного кодекса РФ о том, что Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерации.
Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
|
Бюджетный кодекс РФ (ст. 107) определяет, что предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.
Предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), утвержденный законом (решением) о соответствующем бюджете, по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15% объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ.
Если при исполнении бюджета субъекта РФ, местного бюджета нарушаются предельные значения, уполномоченный государственный орган субъекта РФ, орган местного самоуправления не вправе принимать новые долговые обязательства, за исключением принятия соответствующих долговых обязательств в целях реструктуризации долга субъекта РФ, муниципального долга.
|
Основными методами управления государственным долгом являются:
досрочный выкуп — при согласии кредитора (если предусмотрено договором — и без его согласия) с целью избежать будущих расходов на обслуживание долга);
рефинансирование — погашение долга за счет средств от новых заимствований;
новация — замена одного обязательства другим с согласия кредитора;
реструктуризация — изменение срока, доходности, объема долга:
· конверсия — изменение доходности долга;
· пролонгация — увеличение срока погашения долга без дополнительных условий;
· отсрочка — увеличение срока погашения долга с дополнительными условиями (обеспечение, выше доходность);
· капитализация процентов — замена выплаты процентов увеличением объема долга;
погашение долга активами — для уменьшения долга при недостатке денежных средств погашение происходит акциями, недвижимостью и др.;
унификация — приведение нескольких видов обязательств с разными условиями к одному, с целью удобства обслуживания;
консолидация — объединение долгов с разными сроками погашения в один;
дефолт — приостановка выплат по долгу без отказа от своих обязательств;
аннулирование — отказ от обязательств в одностороннем порядке;
списание — уменьшение объема долга с согласия кредитора;
установление предельных целевых ориентиров — определение в законодательном порядке целевого ориентира для органов, осуществляющих управление долгом (предельны размер долга, предельный объем расходов на обслуживание и погашение долга).