Вопрос 30. Основы организации бюджетного процесса в РФ




В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее определение: «бюджетный процесс — регламентируемая нормами права дея­тельность органов государственной власти, органов местного самоуп­равления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по конт­ролю за их исполнением».

 

Бюджетному кодексу РФ принадлежит приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса в России. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты феде­ральных исполнительных органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Кодексу. Вместе с тем Бюд­жетный кодекс устанавливает приоритет международных правовых норм.

 

Бюджетное законо­дательство формируется на трех уровнях бюджетной системы РФ. Со­ответственно строится вертикальное распределение компетенции меж­ду уровнями власти. К компетенции федерального уровня государственной власти относится:установление общих принципов организации и функциониро­вания бюджетной системы РФ;разграничение налогов и других доходов между уровнями бюд­жетной системы;разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;установление порядка составления и рассмотрения проекта фе­дерального бюджета; составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, ут­верждение и исполнение федерального бюджета, осуществление конт­роля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении феде­рального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;установление минимальных государственных социальных стан­дартов и нормативов финансовых затрат на предостав­ленные государственные или муниципальные услуги;утверждение бюджетной классификации РФ;управление долгом РФ;определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностьюи др.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся вопросы, связанные с бюджетами субъектов РФ и бюджетами территориальных государственных вне­бюджетных фондов, организация межбюджетных отно­шений в конкретном субъекте РФ совместно с федеральными органами государственной власти.

Компетенция органов местного самоуправле­ния осуществляется в пределах, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и в соот­ветствии с нормативно-правовыми актами органов власти местного самоуправления.

 

В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются:

· Президент Российской Федерации;

· органы законодательной (представительной) власти;

· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

· органы денежно-кредитного регулирования;

· органы государственного и муниципального финансового конт­роля;

· государственные внебюджетные фонды;

· главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

· иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

 

Законодательные (представительные) органы власти имеют сле­дующие обязанности:рассматривать и утверждать бюджеты;рассматривать и утверждать отчеты об исполнении бюджетов; формировать и определять правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уров­ни и др.

Аналогичные полномочия законодательных (представительных) органов власти касаются вопросов регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов.Законодательные (представительные) органы власти не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления). Это направлено на последовательную реализацию принципа разделения полномочий органов власти в бюджетном процессе.

Органы исполнительной власти осуществляют:составление проектов бюджетов;представление их на рассмотрение и утверждение законодательными (представительными) органами власти вместе с необходимыми документами и материалами;исполнение бюджетов; управление государственным (муниципальным) долгом;осуществление контроля за исполнением бюджета; представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов власти и др. Такие же полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Министерство финансов РФ: составляет проект федерального бюджета и принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;разрабатывает Программу государственных внутренних заим­ствований и Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации;осуществляет сотрудничество с международными финансовы­ми организациями;осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;проводит проверки финансового состояния получателей бюд­жетных средств; регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федераль­ных казенных предприятий;осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ; исполняет федеральный бюджет; составляет отчет об исполнении федерального бюджета, отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ; осуществляет иные полномочия.

Центральный банк РФ (Банк России) выполняет следующие обя­занности: совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу РФ основные направления денежно-кредитной политики;обслуживает счета бюджета;осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как участники бюджетного процесса выполняют две функции: осуществление операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение функций Банка России там, где он эти функции выполнять не может.

Контрольные органы законодательных (представительных) орга­нов власти на всех уровнях осуществляют:контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и ре­гиональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетно­го законодательства РФ, субъектов РФ, актов ор­ганов местного самоуправления.

Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответ­ствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.

Главный распорядитель бюджетных средств определяется ведомственной классификацией расходов бюд­жета. Для федерального уровня им выступает орган государственной власти РФ; для региональ­ного и местного уровня — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение. Главный распорядитель средств соответствующего бюджета:определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; составляет бюджетную роспись; распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и др.

Распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств и осуществлять связанные с этим функции.

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансирует­ся из соответствующего бюджета или бюджета государственного вне­бюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Получатель бюджетных средств — это бюджетное учреждение или организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: