В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее определение: «бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».
Бюджетному кодексу РФ принадлежит приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса в России. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных исполнительных органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Кодексу. Вместе с тем Бюджетный кодекс устанавливает приоритет международных правовых норм.
Бюджетное законодательство формируется на трех уровнях бюджетной системы РФ. Соответственно строится вертикальное распределение компетенции между уровнями власти. К компетенции федерального уровня государственной власти относится:установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы;разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета; составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;установление минимальных государственных социальных стандартов и нормативов финансовых затрат на предоставленные государственные или муниципальные услуги;утверждение бюджетной классификации РФ;управление долгом РФ;определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностьюи др.
|
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся вопросы, связанные с бюджетами субъектов РФ и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов, организация межбюджетных отношений в конкретном субъекте РФ совместно с федеральными органами государственной власти.
Компетенция органов местного самоуправления осуществляется в пределах, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и в соответствии с нормативно-правовыми актами органов власти местного самоуправления.
В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются:
· Президент Российской Федерации;
· органы законодательной (представительной) власти;
· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
· органы денежно-кредитного регулирования;
· органы государственного и муниципального финансового контроля;
· государственные внебюджетные фонды;
· главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
|
· иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Законодательные (представительные) органы власти имеют следующие обязанности:рассматривать и утверждать бюджеты;рассматривать и утверждать отчеты об исполнении бюджетов; формировать и определять правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровни и др.
Аналогичные полномочия законодательных (представительных) органов власти касаются вопросов регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов.Законодательные (представительные) органы власти не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления). Это направлено на последовательную реализацию принципа разделения полномочий органов власти в бюджетном процессе.
Органы исполнительной власти осуществляют:составление проектов бюджетов;представление их на рассмотрение и утверждение законодательными (представительными) органами власти вместе с необходимыми документами и материалами;исполнение бюджетов; управление государственным (муниципальным) долгом;осуществление контроля за исполнением бюджета; представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов власти и др. Такие же полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Министерство финансов РФ: составляет проект федерального бюджета и принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;разрабатывает Программу государственных внутренних заимствований и Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации;осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств; регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий;осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ; исполняет федеральный бюджет; составляет отчет об исполнении федерального бюджета, отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ; осуществляет иные полномочия.
|
Центральный банк РФ (Банк России) выполняет следующие обязанности: совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу РФ основные направления денежно-кредитной политики;обслуживает счета бюджета;осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.
Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как участники бюджетного процесса выполняют две функции: осуществление операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение функций Банка России там, где он эти функции выполнять не может.
Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях осуществляют:контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.
Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.
Главный распорядитель бюджетных средств определяется ведомственной классификацией расходов бюджета. Для федерального уровня им выступает орган государственной власти РФ; для регионального и местного уровня — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение. Главный распорядитель средств соответствующего бюджета:определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; составляет бюджетную роспись; распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и др.
Распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств и осуществлять связанные с этим функции.
Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Получатель бюджетных средств — это бюджетное учреждение или организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.