Семинарское занятие №1
Тема: Художественные направления в культуре XIX века
Вопросы:
1. Позиции классицизма в культуре XIX в.
2. Романтизм - идейное и художественное направление в духовной культуре конца XVIII – первой половины XIX в.
3. Реалистическое направление в культуре ХІХ в.
4. Натурализм.
5. Символизм.
6. Импрессионизм и постимпрессионизм
Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства. Революция поставила задачу подготовки общество принять великую идею единой человеческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.
Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными революцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм.
Ведущее положение из всея видов художественного творчества заняла литература, которая определяла художественную жизнь этого столетия.
Помимо искусства слова, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное и балетное искусства, о также симфонические произведения.
В области пластических искусств наивысшие достижения принадлежат живописи. Искусствовед Лионелпо Венгури отмечал: «... по своему числу и мастерству гениальные живописцы XIX века могут выдержать сравнение с живописцами любого из предшествовавших веков».
В XIX в. окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства графика, чему способствовало изобретение литографии -- гравюры на камне.
|
Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, которые менялись буквально каждое десятилетие.
Развитие отдельных видов искусства осуществлялось неравномерно по стропам. Если по масштабу и уровню развития музыкального искусства первенствовали Италия, Германия и Франция, то по литературному творчеству -- Франция, Англия. Наивысшие достижения в живописи дали Франция и Испания.
Нес в себе XIX в. и потери, как в определенных направлениях искусства, так и в достижениях отдельных стран.
Преобладание критического миросозерцания предопределило невозможность создания большого архитектурного стиля. Искусствоведы считают последними достижениями выдающиеся архитектурные ансамбли неоклассического стиля, созданные на рубеже XVIII--XIX веков. В XIX в. успехи утилитарного градостроительства не содержали в себе прогресса художественного зодчества -- царили эклектика и заимствование прежних архитектурных стилей.
То же произошло с монументальной скульптурой. Лучшее из созданного ваятелями XIX в. относится к жанру станковой скульптуры.
Из того немногого, что явила архитектура, лучшее достигнуто в Англии, в искусстве скульптуры -- во Франции.
Несмотря на многообразие стилей, сложившихся в XIX в., первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с. 441
|
Классицизм
Как художественный стиль классицизм (от лат. classicus - образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVII в. его важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симметрии, направленности, сдержанности и строгому соответствию содержания произведения его форме. Сложился этот стиль во Франции, отразив утверждение в этой стране абсолютизма. В развитии классицизма выделяют два этапа: XVII в. и XVIII -- начало XIX в. Классицизму были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченности, которые в период его упадка усилились. В середине XIX в. классицизм переродился в безжизненный академизм. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с. 405
Особенно ярко вырождение классицизма видно в изобразительном искусстве и архитектуре, где в первой трети XIX в. господствовал новый классицистический стиль «ампир» (империя). В основе его лежало естественное в эпоху республики стремление придать любому произведению величие и героическую простоту античных памятников. Постройки, начатые во времена Республики, заканчивались позднее, часто меняли свое назначение, и суровость классики нередко превращалась в бессодержательный декоративный канон. Тяга монархических режимов периода реакции к репрезентативности загромоздила декоративными элементами первоначальную чистоту стиля. Чересчур массивные декорируемые плоскости покрывали трофеями, касками, знаменами. После египетского похода Наполеона орнамент пополнился сфинксами и львами, а декоративно-прикладном искусстве стали использоваться шеи, лапы, когти львов, грифов, химер в качестве ручек, ножек, подставок. В стиле ампир оформлялись и интерьеры. Залы обставлялись на античный манер - прямые длинные кушетки, неудобные кресла, кровати, похожие на саркофаги, белые алебастровые вазы, вместо шелковых обоев - красное дерево и бронза. Разительные перемены произошли в одеждах и прическах, все стало «а ля антик» - женские платья уподобились хитонам, волосы убраны на греческий манер, француженки обули сандалии. Новый классицизм распространился и в других странах Европы, привыкших следовать французской моде, несмотря на ненависть к захватнической армии Наполеона. Зарецкая
|
Русский классицизм в XIX веке
Первую треть XIX называют «золотым веком» русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А.Д. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
В знаменитом вступлении к «Медному всаднику», поэтическом гимне великому городу, созданном Пушкиным в 1833 году, воплотилось столь свойственное современникам поэта восторженное восприятие архитектурного облика Петербурга. С тем же восхищением стремились запечатлеть «строгий, стройный вид» города на Неве, изумительную гармонию его ансамблей художники тех лет - в многочисленных рисунках, литографиях, акварелях. Петербург пушкинской поры предстает величественно-прекрасным, как некий идеал архитектурного совершенства, как зримое воплощение сложившихся в эпоху Просвещения представлений о целях и задачах архитектурно-градостроительной деятельности. Одним из главных выражений заботы об «общественном благе» в эту эпоху считалось создание целостной, эстетически организованной городской среды, подчиненной художественно-стилевым закономерностям господствовавшего тогда стиля - классицизма.
Классицизм, возникший в начале второй половины XVIII века, получил в архитектуре России поистине блистательное развитие. Величайшими мастерами зодчества были петербургские архитекторы-классицисты: А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот, И.Е. Старов и Дж. Кваренги, А.Н. Воронихин и Ж.-Ф. Тома де Томон, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов и многие другие. Их творческий гений, помноженный на труд тысяч «работных людей», превратил Петербург в один из красивейших городов мира.
Эстетика эпохи Просвещения утверждала, что «народ, у которого во всех зданиях видны благородная простота, изящный вкус и рассудительное согласие во всех частях, заставляет думать с почтением об его образе мыслей». Такая постановка проблемы предопределяла особую общественную значимость архитектуры в системе «знатнейших художеств».
Правительство России, заботясь о престиже страны и «восприняв намерение привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние и придать оному такое великолепие, какое столичному городу пространственного государства прилично», выдвинуло в 1760-х годах обширную градостроительную программу. В этой программе предусматривалось все, «что украшение и великолепие города умножить может»: «наполнение середины его знатным строением», «регулярство площадей», «беспрерывное связывание улиц». Выполнение этой программы заняло несколько десятилетий. Итоги оказались весьма впечатляющими. В городе выросли десятки «знатных строений»: здания Академии художеств и Академии наук, Ассигнационного банка и Смольного института, Мраморный дворец, Таврический дворец, обширный Гостиный двор на Невском проспекте и «Новая Голландия» с ее монументальной аркой. Вдоль берега Невы, одетого в гранит, рядом с Зимним дворцом, встали здания Малого и Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра.
Арабский классицизм
Когда ты вступаешь в бой, самые длинные копья оказываются короткими, и одна твоя капля в дарах и сражении равна морю.
Когда наступила ночь, двойной мрак охватил поле боя -- мрак ночи облако пыли,.С наступлением утра все озарилось светом и блеском твоего меча.
аль-Мутанабби В богатой и многообразной культуре арабо-мусульманского зрелого, или «высокого» средневековья (середина VIII-XII в.) период с Х по XII в. был наиболее плодотворным. В середине IX в. в арабском мире появилась тенденция возврата в сфере поэзии к ее истокам, возродить исконно арабские нравственные и поэтические идеалы. Таким образом возник своеобразный арабский классицизм. Поэты IX в. -- Абу Таммам, аль-Бухтури и другие -- положили начало органическому синтезу древнеарабских традиций и «нового поэтического стиля», который окончательно развили и закрепили в своем творчестве поэты Х-XII вв. (аль-Мутанабби и др.).
Термин "классицизм" (иногда "неоклассицизм", или "ложный классицизм") при характеристике средневековой арабской литературы прочно вошел в научный оборот. В трудах современных исследователей иногда делается осторожная попытка найти в арабском классицизме черты сходства с французской литературой XVII в.; иногда понятие «классицизм» связывается с определенной эпохой -- IX-Х вв., а порой дается основанная на собственном определении понятия общая характеристика арабской культуры средних веков как классицистической Расцвет арабского классицизма в поэзии Х-ХІІ вв. // Электронная публикация.
Действительно, арабскую поэзию периода зрелого средневековья, точнее, начиная с IX в. можно охарактеризовать как литературу "классицизма", -- разумеется, не вполне в том смысле, какой вкладывается в это понятие применительно к западноевропейской и русской литературам XVII и XVIII вв., хотя в арабском и европейском классицизме есть свои точки схождения. Классицизмом обычно именуют нормализованное, подчиненное строгим правилам искусство, ориентирующееся на древность, признаваемую классической, творениям которой надлежит всячески подражать как непревзойденному этическому и эстетическому идеалу. Соответственно под арабским классицизмом начиная с IX в. подразумевается обращенность к формам и образцам доисламской поэзии в органическом сочетании со сложившимся в условиях зрелого средневековья «новым поэтическим стилем», со всем его богатством приемов и фигур. Синтез этих двух начал лег в основу нормативных предписаний классицизма, зафиксированных в трудах средневековых арабских критиков. Своего высшего расцвета арабский классицизм достиг в Х-XII вв., когда окончательно сложился поэтический канон как система устоявшейся нормативной художественной символики и семантики.
В эпоху литературного расцвета арабский поэтический канон, понимаемый как воплощение некоего абстрактного идеала, обеспечивал высокий уровень поэтической культуры и побуждал к интенсивным творческим поискам, поскольку поэты, стремясь превзойти предшественников и современников, старались найти более совершенное словесное выражение для нормативных тем и образов. Вместе с тем канон в известной мере тормозил развитие поэтического искусства, стесняя и ограничивая творческий потенциал поэта жесткими законами нормативной эстетики. Противоборство этих двух начал можно наблюдать в творчестве почти всех средневековых поэтов. При этом, если требования канона помогали наиболее талантливым художникам оттачивать мастерство, то художникам меньшей одаренности они давали возможность изощряться в варьировании традиционных тем и образов. Оставаясь характерной типологической особенностью средневековой арабской поэзии на протяжении многих столетий, классицизм после XII в. постепенно вырождается в лишенное творческих импульсов эпигонство и сохраняется в этом виде весь период позднего средневековья, вплоть до конца XVIII в.
1.2 Романтизм
Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а затем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.
Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопределили главные направления ее развития в XIX в. Оно пошло сначала по пути романтизма.
Романтизм - это не просто стиль, подобный классицизму или барокко, это общекультурное движение, культурно-исторический тип, охватывающий самые разнообразные явления - от философии и политической экономии - до моды на прически и костюмы. Но всех их объединяет одно: конфликт с действительностью, отвергавшейся с позиций высшего идеала. Драя Г. В. Культурология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1996. - с. 269
В художественной жизни первой половины XIX в. преобладал романтизм, отразивший разочарование в идеологии Просвещения, романтизм был реакцией на результаты Великой Французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд. Романтизм как течение в художественной жизни получил распространение в разных странах и вовлек в свою орбиту различные виды искусств. Более того, романтизм стал особым мировоззрением и образом жизни. Романтический идеал личности, не понятой обществом, формирует манеру повеления его высших слоев.
Для романтизма характерно противопоставление двух миров: реального и воображаемого. Реальная действительность рассматривается как бездуховная, негуманная, недостойная человека и противостоящая ему. «Прозе жизни» реального мира противопоставляется мир «поэтической реальности», мир идеала, мечты и надежды.
Видя в современной ему действительности мир пороков, романтизм пытается найти выход для человека. Этот выход -- одновременно и уход от общества в разных вариантах.
Романтический герой уходит в собственный внутренний мир, мир страстей и переживаний, мир вымысла и грез. Необыкновенная любовь, любовь -- страсть, любовь -- трагедия является доказательством уникальности духовного мира романтического героя и его неспособности принять законы утилитарного и бездушного мира.
Уход от мира можно совершить не только в глубины собственного «Я», но и за пределы реального пространства. Мир природы способен и отразить бурные романтические чувства, и успокоить их. Бегство в экзотические страны, в иные регионы также является вариантом ухода.
Еще одним направлением ухода может быть уход в иное время. Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности Средневековье, видя в нем иную реальность, культуру, ценности которой не сравнимы с утилитарностью современного общества.
Особенно высоко ценит романтизм незаурядность личности художника. В эстетике романтизма искусство обладает такими возможностями для понимания жизни, как прозрение и интуиция. Однако наделен этими способностями далеко не всякий человек, они свойственны лишь художнику, способному проникнуть в суть вещей. Толпа не может понять прозрений художника и он оказывается в глубоком противоречии с обществом. Эренгросс Б. А. Мировая художественная культура. - М.: Высшая шк., 2001. - с. 309
Нравственно-эстетический пафос романтизма связан, прежде всего, с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и сильных страстей, устремленность к безграничной свободе. Революция провозгласила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.
Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.
Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распространяется по всей Европе. Он охватил вес сферы духовной культуры; литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. В первой половине XIX в. в Европе существовала романтическая философия: Иоганн Готлиб Фихте (1762--1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775--1854), Артур Шопенгауэр (1788--1860) и Сёрен Кьеркегор (1813--1855). Но вместе с тем романтизм уже не был универсальным стилем, каким был классицизм, и не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с. 410
Хотя романтизм как конкретно-историческое направление просуществовал недолго, но идеи романтизма, принципы его художественного метода, так или иначе, обнаруживаются на всех последующих этапах развития художественной культуры. Левчук А. Т., Кучерюк Д. Ю., Панченко В. И., Русин М. Ю. Эстетика. - К.: Выща шк., 1991. - 229
Романтики основным содержанием своего искусства сделали духовный облик человека. Они воспевали борьбу за свободу личности, их привлекали сильные и мятежные характеры. Типичный романтический герой - это человек с сильными чувствами, бунтарь, бросающий вызов обществу. Таков Каин и Чайльд Гарольд у Джорджа Байрона, Конрад Валленрод у Адама Мицкевича. Так как культура Европы XIX века окружающая действительность не всегда давала возможность писателям и художникам найти в современном мире прообразы своих героев, они обращались к истории (прежде всего к средневековью), к сказкам и легендам. Романтизм породил исторический роман и историческую драму (Виктор Гюго, Вальтер Скотт, Александр Дюма).
Особое место среди писателей-романтиков принадлежит Эрнсту Теодору Амадею Гофману (1766-1822). Гофман остро ощущал внутренне неустойчивый характер своего времени и полагал, что только фантастика и гротеск могут вскрыть сущность реальности. Художественное пространство гофманских сказок («Крошка Цахес» и др.) населяют феи, волшебники, гномы, драконы. Они существуют рядом с реальными людьми - чиновниками, купцами, рыночными торговками, студентами. Действие гофмановских произведений нередко протекает одновременно в двух планах -- бытовом, реальном и вымышленном, фантастическом, причем причудливые фантазии для него не бегство от пошлости и скуки самодовольного ханжеского мира, а подрыв его изнутри («Житейские воззрения кота Мурра»). Гофман был одним из последних немецких романтиков и в то же время первым реалистом.Карпушина С. В. Карпушин В. А. История мировой культуры. - М.: «Nota Bene», 1998. - с. 453
Реализм
В XIX в. впервые в истории человечества устанавливается всемирная система хозяйствования и в сферу общественного производства включаются самые различные пласты действительности. Соответственно расширяется и предмет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность и общественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы человеческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт). Претерпел глубокие изменения и главный предмет искусства -- человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, поистине всемирный характер. Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в реализме, который сформировался как направление в 30-40-е гг. XIX в.
В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, -- главный принцип реализма.
К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с. 421 Вершина, высшая точка развития западноевропейского реализма - творчество Оноре де Бальзака.
История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон -- деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве. К барбизонской школе относится творчество Т. Русо, Ж- Дюпре, Ш. Добиньи и др. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж- Милле. Главой реалистического направления стал Гюстав Курбе. Исторические события, происходившие во Франции начиная с революции 1830 г. и кончая Парижской коммуной, франко-прусской войной, нашли отражение в творчестве художника-графика Оноре Домье. Его творчество получило популярность благодаря появлению литографии, т. е. возможности тиражирования графических произведений искусства.
Натурализм
К середине XIX в. набирают силы иные художественные направления Значимым для них становится воплощение не только трагедии отдельной личности, но и жизнеописание широких социальных слоев
Если реализм был пропитан «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен какой-либо идеальной поэзии человеческих ценностей. В отличие от реализма, проникнутого духом социальности, натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования. Творчество представителей натурализм утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека буднично опустошающим потоком жизни, и в то же время возводило в Абсолют роль подсознательного в человеке. Все это приводило к фатализму и пессимизму. Драч Г. В. Культурология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1996. - с. 281
Натурализм стал не только естественным антагонистом искусства романтизма и классицизма, но и противопоставил себя реализму, с его художественным отбором, типизацией, поиском социальных обусловленностей. Лисаковский И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - с.112
Представители натурализма исходили из положения о предопределенности судьбы человека социально» средой и наследственностью. На искусство этого направления значительно повлиял позитивизм с его педантичным описанием фактов и отказом от излишнего теоретизирования. Литература натурализма, исследуя поведение человека, по своим методам пытается быть похожей на науку. Чаше всего это направление в литературе связывается с именами Золя и Мопассана. В живописи такие художники, как Курбе и Милле. Обращаются к образам из социальных, низов общества. Источники моральных установок человека отыскиваются исключительно в наследственности или во влиянии внешней среды Эти причины, по мнению натуралистов, фатально определяют судьбу человека В произведениях приверженцев натурализма нет той глубины психологического анализа персонажа, которая станет художественным открытием реализма Писатель-натуралист превращает свое произведение в подобие фотографии, сохраняя все подробности, но устраняясь при этом от собственной авторской позиции, от вынесения моральной оценки. Итак, можно сделать вывод, что в первую половину XIX века присутствовали следующие направления в художественной культуре: классицизм, романтизм, реализм, натурализм. Классицизм - течение в художественной культуре европейских стран XVII-го начала XIX веков, устремленное к античным идеалам. В XIX веке классицизм переродился в академизм.
Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.
Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).
Натурализм не стремился к обобщению и типизации подобно реализму. По мнению натуралистов, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас. Писатели и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы рассказать о человеке «всю подноготную».
Во второй половине XIX века в Западной Европе культурным центром становится Франция, происходит утверждение буржуазной демократии, проявляются первые черты формирующегося массового сознания. Концентрация жителей в городах сопровождается динамизацией жизни, связанной с развитием промышленности, транспорта, средств связи, ускорением темпов общественной эволюции и научного прогресса. Резко вырос поток информации, что вызывает попытки создания глобальной информационной системы. Еще не было ни радио, ни телевидения, но электротелеграф уже приблизил удаленные точки земного шара, а растущие тиражи газет способствовали более широкому распространению информации. Социальные и гуманитарные науки вынуждены были учитывать фактор массовости. Распределение и потребление искусства с середины XIX в. отличается, прежде всего, резко нарастающей демократизацией. Ведущее место заняла литература, развивается издательское дело, появляется масса новых журналов с невиданными ранее тиражами.
Уже в предыдущую эпоху наметилось разграничение функций в творческой деятельности: помимо художников возник особый корпус посредников -- издателей, торговцев художественными произведениями, антрепренеров и т. д. Главной пружиной распространения произведений искусства стал коммерческий интерес. Предприниматель старался угождать любым вкусам, поэтому поощрялось создание низкопробной и псевдохудожественной продукции. Именно в XIX и. начинается массовая культура со всеми ее противоречиями и пороками.
Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с. 432
Импрессионизм
культура классицизм романтизм искусствоПоражение европейских революций, разочарование в духовных буржуазных ценностях, осознание неспособности буржуазии защитить гуманистические идеалы вызвали социальный, политический и духовный кризис буржуазного общества Художественное сознание второй половины и конца XIX в также пережило этот кризис. Повсеместно наблюдается уход от социальных проблем действительности, аполитичность, происходит переориентация всей культуры в духе позитивизма. На смену концептуальным картинам мира приходит поклонение эмпирической реальности данной человеку непосредственно в ощущениях. Происходит переход от драматического восприятия к созерцательному мироощущению, отождествляющему субъект и объект.
В итоге в недрах французского реализма формируется новое художественное стилевое направление, получившее название импрессионизм (от франц. импрессион -- впечатление). Собственно история импрессионизма охватывает всего 12 лет: с первой выставки в 1874 г. по последнюю, восьмую, в 1886 г. Но предыстория этого направления в искусстве значительно длиннее. Ее истоки лежат в борьбе романтиков с академистами, в антагонизме Энгра и Делакруа, в исканиях барбизонцев, в реалистических полотнах Курбе и в графике Домье. В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором и был представлен ставший знаменитым «Завтрак на траве» Э. Мане. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Высш. шк., 2002. - с. 291
Свое название новый художественный стиль получил от картины художника Клода Мот (1840-1926) «Впечатление. Восход солнца», вызвавшей бурный интерес зрителей в салоне 1874 г. Под этим случайным названием объединилась группа независимых художников, оппозиционно настроенных к художественным идеалам официального академического искусства, но отличавшихся яркой творческой индивидуальностью.
Особый интерес для импрессионистов представляет мгновенное преходящее впечатление (отсюда и их название). Эту моментальность они подчеркивают, нарушая привычную композиционную прочность картин, - точнее, целостность предметов. Их картинам свойственна своеобразная кадрированность, этюдность края предметов и тел бывают произвольно срезаны, сюжет полотна составляет не основное и типичное, а случайное - не выступление балерин, например, как в картинах Дега, а репетиционные моменты.
Они активно использовали подсказанный японскими гравюрами подход к натуре - мгновенное изображение одного и того же объекта - Клод Моне пишет серии стогов, тополей, фасадов собора.
Стремление достичь силы естественного впечатления заставило импрессионистов писать чистым цветом, не смешивая краски. Малюга Ю.Я. Культурология. М.,1998. - с. 259
С появлением импрессионизма началась новая эпоха в живописи. Импрессионисты совершили перелом в искусстве, разрушив старую иерархию живописных жанров. Они были убеждены, что темой и сюжетом картины может быть непосредственное впечатление от увиденного. Поэтому импрессионисты больше всего дорожили живым общением с натурой, придавая особое значение впечатлению, наблюдению за разнообразными Гениями окружающей действительности. Они терпеливо ждали ясных, теплых дней, чтобы писать картины на открытом воздухе, на пленэре (живопись на открытом воздухе). Импрессионисты отказались от темных земляных красок в пользу чистых, спектральных цветов. Творческий метод импрессионистов предполагал работу на пленэре, создание этюдов, поскольку они стремились фиксировать отдельный миг состояния природы. Но декларируя эстетическую ценность мимолетного, случайного впечатления, импрессионисты оказались в плену натуралистического мышления, заменив живопись внешним, поверхностным взглядом на предмет, абстрагируя его от всех пространственно-временных смысловых связей.
Правдивость искусства импрессионисты видели не в тождестве с реальностью, поэтому они никогда не стремились к тщательному подражанию, копированию природы. Они считали, что живопись должна воссоздать момент, в который человек смотрит на мир как будто впервые, непредвзятым взглядом ребенка. В это «чудное мгновение» человеку раскрываются те стороны природы, которые не могут быть постигнуты с помощью разума. Поэтому сущность импрессионистского понимания мира заключается в поразительном умении сконцентрировать красоту, высветить глубину уникального явления, факта н воссоздать преображенную реальность. В импрессионизме раскрылась способность человека видеть мир непосредственно, интуитивно. Так возникает качественно иной, привлекательный, насыщенный и одухотворенный мир.
В результате импрессионистского отношения к миру все на первый взгляд заурядное, прозаическое, тривиальное трансформировалось в притягательное, праздничное, поражающее магией света, богатством красок, лицами, излучающими чистоту. В противоположность академическому искусству, которое опиралось на каноны классицизма -- обязательное размещение главных действующих лиц в центре картины, трех-плановость пространства и т д., импрессионисты перестали, подразделяв предметы на главные и второстепенные, возвышенные и низменные. Для импрессионистов характерен интерес ко всем явлениям обычной жизни. Но это не означало их всеядности и неразборчивости. В обычных, повседневных явлениях выбирался тот момент, в который гармония окружающего мира проявлялась наиболее впечатляюще. Импрессионистское видение мира было чрезвычайно отзывчиво на самые тонкие от одного и того же цвета, состояния предмета или явления.