Фольклор в творчестве русских классиков




 

 

Классическая музыка тесно связана с народной. Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке. Современное ему аристо­кратическое общество с пренебрежением отно­силось к фольклорным песням, усматривая в них порождение грубой, неотесанной фантазии прос­толюдинов. Бросив вызов подобным предубежде­ниям, композитор проявил и творческую смелость, и подлинное новаторство. Воплотив в своих произ­ведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь. К его луч­шим произведениям, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).

По «фольклорному» пути, проложенному Глин­кой, устремились и другие выдающиеся русские композиторы: А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский. Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов. Некоторые из них создавали блес­тящие обработки народных песен, другие же — украшали фольклорными напевами свои сочине­ния.

А.П. Бородин продолжает традиции М.И.Глинки. Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы «Князь Игорь» («Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…»). А.А.Римский – Корсаков утверждает в классической музыке народные тексты и мелодии. Нередко композитор сочиняет «в жанре народных протяжных напевов». Пример – песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.

В жанре народных протяжных напевов создаёт произведения и П.И.Чайковский. Когда кто-то слышит романс Чайковского, на стихи И.Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» впервые, он нередко принимает его за народную песню. Народная песня в произведениях П.И. Чайковского – «частая гостья».

Так, например, в финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола». Можно вспомнить его Andante cantabile из «Струнного квартета №1», где основной темой является песня "Сидел Ваня", романс «Я ли в поле да не травушка была…», украинскую песню "Выйди, выйди, Иваньку" в финале Первого фортепианного концерта композитора.

В замечательном 3-м концерте для ф-но с оркестром С.В.Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, - писал Рахманинов, - спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы».Сергея Рахманинова,бесспорно, можно считать прямым «наследником» русских композиторов XIX века, в первую очередь, Петра Чайковского. И его отношение к фольклору во многом перекликается с отношением Чайковского к самобытному творчеству народных музыкантов. Примеров обращения к конкретным фольклорным источникам в творчестве Рахманинова известно не так уж много. В основном это обработки народных мелодий. Первое обращение Рахманинова к фольклору относится к 1891 году, когда появилась его гармонизация бурлацкой песни «Во всю-то ночку темную» для пения с фортепиано. Три года спустя композитором были созданы шесть пьес для фортепиано в четыре руки: в пьесе № 3 использована мелодия той же бурлацкой песни («Во всю-то ночку темную»), называется «Русская песня», а в пьесе № 6 «Слава» Рахманинов использовал широко известную тему подблюдной песни. Можно сказать, что этот фортепианный цикл является первым примером свободного претворения фольклорного тематизма в творчестве Рахманинова. Более чем через двадцать пять лет состоялось еще одно обращение композитора к народным мелодиям в авторском сочинении в «Трех русских песнях» для оркестра и хора, в котором он использовал следующие песни: «Через речку, речку быстру», «Ах, ты, Ванька» и «Белилицы, румяницы вы мои» Рахманинов четко выделяет два принципа, которым он следует в тех или иных творческих обращениях к фольклору: первый принцип он называл «прямой пересадкой», а второй принцип — переосмыслением первоисточника.

Творчество Сергея Прокофьева в меньшей степени связано с народной музыкой, хотя у него тоже имеются фольклорные цитаты. Например, в финале выдающегося произведения Симфонии - концерте для виолончели с оркестром ми минор проводится мелодия украинской народной песни «Бывайте здоровы, живите богато». Известны также прокофьевские «Увертюра на еврейские темы» для кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, написанная по заказу еврейских музыкантов, «Русская увертюра» для оркестра, Струнный квартет № 2 фа мажор, написанный на кабардинские темы, а в балете «Сказ о Каменном цветке» композитор использовал песни народов Урала. В качестве широко известного примера влияния фольклора на музыку Прокофьева принято называть его кантату «Александр Невский» и, в особенности, IV ее часть («Вставайте, люди русские»), средний раздел которой («На Руси родной, на Руси большой») интонационно связан с протяжными солдатскими песнями.

Дмитрий Шостакович в своем творчестве обращался как к русскому, так и к еврейскому фольклору. Русская народная песенность стала привлекать внимание композитора, в основном, в зрелый и поздний периоды творчества: Второй фортепианный концерт фа мажор, где главная тема II части, побочная партия I части интонационно весьма близки русским мелодиям. Многие его песни, безусловно, связаны с русским песенным фольклором. Характерная особенность целого ряда произведений Шостаковича — цитирование русских революционных песен. Так, важнейшее значение имеют «революционные» цитаты в Одиннадцатой симфонии соль минор, где звучат «Варшавянка», «Вы жертвою пали». К этому же ряду произведений относятся и «Десять поэм на слова русских революционных поэтов» для смешанного хора a cappella.

Из пятнадцати симфоний Шостаковича с фольклором связаны в наибольшей степени две, относящиеся к зрелому периоду творчества: вышеупомянутая Одиннадцатая и Тринадцатая симфонии си бемоль минор. Исследователи отмечают, что в I части Тринадцатой симфонии («Бабий Яр») имеется сильно трансформированная цитата русской песни «Ах, вы сени, мои сени» — но в весьма своеобразном контексте: она трактуется здесь как тема «разгула злых сил».Еще одна важнейшая особенность фольклорной стороны творчества Шостаковича — неоднократное его обращение к еврейскому фольклору. Интересно, что впервые цитата еврейской мелодии появилась в I части Первого фортепианного концерта: композитор проводит здесь (в качестве гротескного образа) известную одесскую песенку «Как шумно было в доме Шнеерсона». Обращается он к еврейской музыке во Втором фортепианном трио, посвященном памяти И. Соллертинского. Цитата из еврейской музыки есть и в вышеупомянутой Тринадцатой симфонии Шостаковича.
Народные мелодии, можно сказать, лежат в основе многих произведений композиторов-классиков.. Охватить полностью тему использования русских народных песен и мелодий в творчестве композиторов-классиков сможно, так она обширна, но очень интересна для музыкального исследователя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: