Западноевропейское барокко. Архитектура.




Билет 14. Вопрос 38. Эпоха барокко в западноевропейской и русской культуре.

 

Историография:

Генрих Вёльфлин. Ренессанс и барокко. Спб., 2004.

Бартенев И. А и Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.

 

Западноевропейское барокко. Архитектура.

Вельфлин дает свое определение итальянскому барокко:

Словом «барокко» принято обозначать стиль, в котором растворился ренессанс или в который ренессанс выродился.

Обычное в наше время название этого стиля «барокко» тоже принято итальянцами, хотя и имеет французское присхождение

Предшественником барокко был ренессанс, вслед за ним появился новый классицизм. В целом барокко напоняет собой приблизительно два века. Развитие барокко таково, что понятие единства применимо к нему лишь с натяжкой. Начало и конец его очень мало схожи между собой. В начале своего существования барокко было тяжело, массивно, лишено свободы и сеьезгл; постепенно его массивность тает, формы становятся легче и радостнее, и в конце концов приходит то игривое разрушение тех тектонических форм, которые мы называем рококо.

Чтобы постичь исходную точку барокко, необходимо ответить на вопрос во что превращается ренессанс? После 1520 года уже не возникало безукоризненно чистых по стилю произведений. То тут, то там появляются предвестники новой эпохи, затем их становится все больше. Они побеждают и овладевают общим течением искусства: начинается барокко. Моментом его зрелости можно считать 1580 год.

 

Барокко в отличие от ренессанса не сопровождалось ни одной теорией. Стиль развивался не имея образцов. Казалось, его творцы не осознавали, что они ищут принципиально новые пути. Благосклонно принималось все оригинальное, нарушавшее правила. Тяга к бесформенному стала всеобщей.

 

Величайшие из мастеров барокко: Антонио де Сангалло, Микельанджело, Виньола, Джакомо делла Порта. Предвестники нового стиля — последние произведения Браманте, Рафаэля и Перуцци.

Со смертью Рафаэля наступает заметное охлаждение к античному. Ему не стали ужелять меньше внимания, но ему перестают подражать — это лишь холодноватое созерцание. Восхищение древним все более и более ограничивалось поклонением его величию в целом, вместо частного поклонения его формам — быть может это зависело от обостренного ощущения собственного достоинства, которое приходиться признать за тем поколением.

 

Историки искусства единогласно считают отличительной чертой архитектуры барокко ее живописный характер. В ней больше движения, в ней более свободные линии, более оживленная игра света и тени. Она исподволь вырабатывала свой живописный стиль, освобождаясь от господства графической манеры. Этот переход в итальянском искусстве завершился в пору расцвета ренессанса.

Живописный стиль имеет своей целью вызвать иллюзию движения. Это впечатление достигается посредством распределения масс света и тени; второй момент — нарушение правильности в распределении мотивов, таким образом появляется свободный стиль, живописный беспорядок.

Ренессанс — искусство прекрасного, покойного существованич, барокко же хочет увлечь со всей силой страсти. Оно исходит из впечатления сиюминутности, в то время как ренессанс действует медленнее и спокойнее, но тем продолжительнее сохраняет свою власть.

Барокко требует от своих зданий широкой, тяжелой массивности. Стройность пропорций исчезает, здания становятся все тяжелее. Таким образом, исчезает грациозная легкость ренессанса. (Пример, собор Святого Петра, Микеланджело).

Надо сказать, что Микеланджело с давних времен был прославлен как «отец барокко». Его флорентийские постройки: Сан-Лоренцо, капелла Мадичи, библиотека Лауренциана.

 

Впечатление тяжести и массивности непосредственно достигается низко спущенным фронтоном. При сооружении дворцов архитекторы не прибегают болше к выделению вертикалей. Например, дворец Русполи работы Амманати. В церквях вертикали сохранены, но в противовес им карнизы выдаются далеко вперед, и число поясов и продольных линий сильно увеличено.

Низкий цоколь, и загруженность несущих частей высокими аттиками над антаблементом (Иль Джесу. Дж.делла Порта).

Прежде всего архитекторы барокко трактуют стену не так, чтобы было видно, что она сложена из отдельных камней, а так, будто она представляет собой однообразную цельную массу. Слоистость камня не служит больше художественным мотивом, она по возможности маскируется. Тесаный камень (а Рим издавна имел прекасный травертин, не должен теперь казаться отдельными плитами, а должен производить впечатление общей массы. Исчезают рустованные фасады.

Легче всего новым требованиям подчинялись декоративные украшения. Произведение ренессанса кажется ломким; его хрупкая материя ограничена острыми краями и углами; полнокровное же создание барокко закручивается внутрь, всеми своими округлыми и выпуклыми формами.

Теперь повсюду мрамор уступает место травертину. Пористость этого камня вполне соответствует требованиям барокко. Мрамор же нуждается в более тонкой обработке.

Наконец, в планах зданий барокко нужно отметить отсутствие развития. Здание представляет собой сжатую в комок массу.

 

Таким образом, стиль барокко возник в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождение. Свои видимые формы он стал обретать с конца 16 столетия. Барокко развивался в европейских странах на протяжении 17 и перв. Половины 18 века. В Англии, однако, некоторые признаки этого стиля отмечаются лишь с середины 17 века.

Формирование признаков барокко в Италии было связано с творчеством Микеланджело.

В каждой из стран барокко приобретало свои особенные национальные черты, но все же были и общие черты.

Основными признаками барокко была подчеркнутая и нарочитая монументальность. В барокко отмечалось преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений.Стремясь создать необычны, повышенно-эмоциональный эффект зодчие барокко зачастую пренебрегали логикой построений планов, допускали несоответствие между внешними лбъемами и внутренней структурой сооружения. Фасады имели целью как бы «заслонить» Приобретают распространение явно деконструктивные части — волюты, фронтоны и др. Основную часть здания. Ордера рассматриваются лишь как элементы, декорирующие сооружения.

В скульптуре при изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма.

Синтез искусств в барокко носил иной, нежели в эпоху ренессанса характер. В архитектуре Возрождения для произведений живописи и скульптуры отводились определенные места — часть стены, плафон и т. д. Произведения искусств, ограничиваясь определенным им участком, гармонировали с архитектурой, дополняя и обогащая ее. В сооружениях барокко живопись и скульптура «не укладываются» в определенные рамки, они выходят за их пределы, не пождчиняясь архитектуре и стремясь как бы «перекричать» ее. Наблюдалось не мирное сотрудничество, а спор, борьба и противопоставление друг другу отдельных видов искусств.

 

Наиболее яркие памятники барокко в Италии связаны с именами мастеров 17 века Лоренцо Бернини, Гварино Гварини, Франческо Борромини и др.

Крупный мастер зрелого барокко Лоренцо Бернини — стал преемником Мадерны по строительству собора Св. Петра. Бернини создал также особую площадь перед собором — самый крупный архитектурный ансамбль Италии 17 века. Форма овала, излюбленная мастерами барокко создавала ощущение неустойчивости, подвижности — ракурсы меняются в зависимости от положения зрителя, что повышало декоративный эффект.

Бернини был выдающимся скульптором своего времени. Его произведениям были свойственны динамизм и экспрессивность образов. Особенно характерна его скульптурная композиция - «Экстаз Святой Терезы» в римской церкви Санта Мария де Витторио.

К числу самых характерных барочных церквей Рима относится санта Мария ин Кампителли (арх. Райнальди)

 

Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с первой четвертю 17 века — временем правления Людовика 13. Основными его представителями были зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: