Виппер Б. Архитектура русского барокко. М., 2008.
Батажков и Бартенева. Очерки истории архитектурных стилей.
Дефиниции западноевропейского барокко неприменимы для России.
В. В. Знура полагал, что первая фаза русского барокоо определилась к сороковым годам 17 века и оно развивалось в непрерывной последовательности вплоть до завершивших его произведений В. И. Баженова.
Становление барокко в России основывалось на глубоких переменах в образе жизни, стиле деятельности и восприятии мира. Складывалась и закреплялась жизненная ориентация на человека энегричного, готового к переменам, все более осознающего себя личностью, способного формировать свою судьбу и окружение.
Петровские рефомы привычно изображались как тектонический разлом, неподготовленная резкость которого внушает мысль о насильственности и неорганичности. В зодчестве, как и во всей русской культуре, прзнаки Нового времени к середине 17 века стол значительны, что не укладываются в рамки средневековой культуры и свидетельствуют о наступлении переходного времени. К 168-1690 годам новое отливается в стилистическую систему, которую И. Э. Грабарь и Ф. Ф. Горностаев назвали «московским барокко». В этой системе развивалось целеустремленное сближение с общеевропейскими жизнеустроительными тенденциями и методами стилеобразования. Перовские реформы резко ускорили переходные процессы. Они создали переходное звено, в котором своеобразно соединилось новаторское и традиционное, исконно русское и всеевропейское.
Московская архитектура вступает в 18 век пышным цветением так называемого «нарышкинского барокко». «Нарышкинскую» архитектуру часто называют русским барокко. С эти трудно согласиться, так как московскую архитекттуру не стоит отождествлять с той стадией в развитии общеевропейской архитектуры, которая именуется стилем барокко. Если и говорить о каких-то западноевропейских первоисточниках «нарышкинского» зодчества, то их следует искать на добарочной стадии стилистического развития. Об этом свидетельствуют типичные для позднего ренессанса таким декоративные мотивы как какртуш, «ушная раковина», разорванный фронтон и т. д., своеобразная композиция лестниц, чисто декоративное применение ордерной системы, одновременное сосуществование в одном и том же здании двух разнородных масштабов: монументального и миниатюрного, узорного. В то же время округлые объемы нарышкинских церквей не имеют ничего общего с криволинейностью барочных масс и пространств. Таким образом, при всем широком использовании общеевропейских декоративных мотивов нарышкинские памятники стоят вне общеевропейского стилистического развития., как явление не имеющее прямых аналогий на Западе.
|
Московская архитектура вступает в 18 век целым рядом шедевров «нарышкинского» стиля — Церкви в Филях, в Уборах, Церковь Успения на Покровке.
Здесь начинается эволюция нарышкинской архитектуры, которая свидетельствует об усилении западных влияний и первых веяниях петровских реформ.
В начале 18 века начинают закладываться основы самостоятельной русской теории архитектуры (1709 — появляется первое издание классического трактата Виньолы на русском языке), находящие дальнейшее развитие в теоретической и практической деятельности Баженова.
|
В первой четверти 18 века основную канву развития московского церковного зодчества составляет борьба древнерусских национальных традиций с веяниями западноевропейской художественной культуры, столкновение «московского декоративного пыла» с перовским рационализмом и утилитаризмом.
Тридцатые годы 18 века — к этим годам относится расцвет деятельности петровских пенсионеров, тех русских зодчих, которые явились в России во всеоружии знаний передовой строительной техники и богатого репертуара исторических стилей, которые могли противопоставить иностранцам не только свое национальное своеобразие, но и свой западноевропейский опыт.
Это была эпоха Ломоносова и ряда славных его современников, эпоха больших достижений в различных областях культуры, в частности в области искусства и архитектуры.
В 1740-1750-х годах работают выдающиеся зодчие — Ф. Б. Растрелли, С. Чевакинский, Д. В. Ухтомский. Возводятся монументальные здания — дворцы, пригородные резиденции, соборы, монастыри, строительство которых служило цели укрепления престижа императорской власти и связанного с ней дворянства.
Примечательно, что русское барокко достигло апогея в середине 18 века, когда на Западе аналогичный стиль угасал и уже вызревал классицизм.
От западного русское барокко отличалось: 1.структурной ясностью и простотой планового построения (в отличие от ярко выраженного итальянского), тесной связью конструктивной основы и декорирующих ее элементов. 2. Мажорный характер — активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, золочения.
|
Характерно творчество Ф. Б. Растрелли (Зимний дворец, Строгановский дворец, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе).
Барокко в живописи
В живописи Барокко характеризуется динамизмом, «плотскостью» и пышностью форм, самые характерные черты Барокко — броская цветистость и динамичность.
В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса. Явился творцом парадного портрета, создателем классического типа, алтарного образа. Например: “Охота на львов”, “Водружение креста”, “Персей и Андромеда”, “Вакханалия”... Антонио ван Дейк (1599-1641). Характерна внешняя эффектность, барочная патетика, внутренняя экспрессия, духовная сила, большая реалистичность и достоверность. Например, “Портрет Ф.Снайдера”.
За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным, правда зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием искусства Барокко.
Так же в Испании расцет Барокко произошёл благодаря таким художникам как Веласкес, Реберо и Сурбаран. Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного.
Среди представителей:
Доменико Теотекапуле (Эль Греко) - художник рубежа XVI-XVIIвв. Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: “Святое семейство”, “Апостолы Петр и Павел”, “Сошествие святого духа”, “Христос на масляничной горе”.
Эль Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения...
“Портрет поэта Эрсильи-и-Суньиги”,
“Портрет кардинала Тавера”,
“Портрет неизвестного”.
Среди художников, работавших при дворе Филиппа II, были
1. Франческо Сурбаран (1598-1664) - “Отрочество Богоматери”, “Младенец Христос”. Главное в его картинах - ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью.
2. Хусепе Риберо (1591-1652). Основные сюжеты его картин - мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них - истинно испанская народная гордость. Например, “Хромоножка”, “Святая Инесса”, “Апостол Яков-старший”.
Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из “стен” храмов. Но это сделал Диего Веласкес (1599-1660) - великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес - великий полифонист живописи.
“Завтрак”, “Портрет Оливареса “, “Шут”, “Сдача Бреды” (“Колья”), “Пряхи”.
В Италии: Живопись итальянского барокко выдвинула на сцену ряд имен: Себастьяно Риччи. Для его произведений характерно:1) мифологические, библейские, исторические сюжеты;2) эффектное, театральное, помпезное изображение;3) обязательное присутствие архитектурного фона;4) яркость, контрастность колорита;
5) динамика изображения. Например: “Сотник перед Христом”.
Другим блистательным мастером барокко был Джованни Батисто Тьеполо - художник широчайшего масштаба, великолепный импровизатор. Его перу принадлежат картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны”, “Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства”.
К стилю барокко относится творчество Алессандро Маньяско, но в его произведениях чисто барочные черты: динамизм, эффектное изображение, получили иную окраску - все кажется увиденным во сне, о котором рассказывают с оттенком болезненной иронии и демонстративного сарказма. Характерно:
1. Гиперболизм в изображении;
2. Искажение пропорций;
3. Мрачная, холодная красочная гамма;
4. Нервный, “пляшущий” мазок.
Выдающимся живописцем барокко был Караваджо. Его черты:
1. Жесткость, плотность фактуры;
2. Пластическая моделировка;
3. приближение фигуры к переднему плану;
4. Цельность, строгая соотнесенность частей;
5. Детализация.
Среди его произведений такие, как “Неверие Фомы”, “Успение Марии”, “Положение во гроб”, “Мандолинистка”, “Призвание апостола Матфея”, “Обращение св. Павла”.