Семейная медицина уходит своими корнями в историю общей врачебной практики, однако эта область имеет и свои очень давние традиции, равно как и современные научные наработки. На протяжении XI - XX столетий в странах Европы и в России все врачи занимались общей практикой. Это означало, что они лечили все заболевания, без ограничений, основанных на особой природе патологии или на половой принадлежности пациента.
Однако стремительное развитие медицинской науки и, как следствие, огромный объем накопленных знаний все чаще заставляют врачей специализироваться в какой-то конкретной области: принимать пациентов только с определенным типом заболеваний или проводить лишь некоторые виды клинических процедур, например, комплексные операции. Многие доктора стали оказывать помощь только женщинами или только детям. Они создавали свои организации в зависимости от выбранной ими профессиональной сферы. Поначалу такие объединения служили для социальной и профессиональной поддержки врачей, но постепенно они были преобразованы в коллегии, облеченные правом выдавать врачам разрешение на работу по данной медицинской специальности. К 1950 году не более трети выпускников медицинских вузов посвящали себя общей практике, причем этот показатель продолжал снижаться. 60-е годы отмечены всплеском общественной активности и грандиозными успехами в различных областях жизни, в том числе и в медицине. Все настойчивей звучали голоса о необходимости перестройки медицинских и образовательных структур с целью укрепления престижа профессии семейного врача.
Согласно этой концепции семейный врач должен не только оказывать медицинскую помощь независимо от возраста, пола больного или характера патологии, но и привлекать при необходимости врачей-специалистов. Его задача — помогать пациентам и их семьям на протяжении всей их жизни лечить болезни и принимать меры для сохранения здоровья своих подопечных. Такой подход коренным образом меняет роль врача в лечебном процессе и ломает традиционную идеологию, при которой основное внимание уделяется особым видам патологии у определенного контингента больных. Это зачастую мешает воспринимать пациента как целостное существо в окружении его семьи и общества на протяжении всего жизненного пути от рождения до смерти в целом.
|
Но разве такое возможно в XXI столетии? С тех времен медицинская наука достигла удивительных высот — разве может один человек овладеть всеми знаниями, необходимыми для лечения «всех болезней»? Разве не в интересах больного лечиться у узких специалистов, которые обладают особыми знаниями и практическими навыками?
На данную проблему можно смотреть с разных сторон. Задумаемся, например, о характере и частоте заболеваний. С точки зрения врача многие люди болеют, и подавляющая их часть, чтобы поправиться, нуждается в медицинской помощи. Однако с точки зрения населения в целом большинство людей практически здоровы и не нуждаются вообще в медицинском обслуживании. Если же человек заболевает, то чаще всего для излечения помощь ему либо вообще не требуется, либо она может ограничиться определенной диетой или отдыхом. Лишь немногие люди заболевают настолько серьезно, что вынуждены обращаться к врачу, при этом их болезни зачастую относительно типичны и не вызывают трудностей в диагностике. Время от времени пациенту требуется помощь врача-специалиста, но с большинством наиболее распространенных заболеваний может успешно справиться хорошо обученная медсестра общей практики.
|
В соответствии с направлением реформы здравоохранения медицинские вузы республики начали подготовку специалистов по специальности «врач общей практики». В медицинских колледжах введён предмет «Основы семейной медицины». Предполагается, что благодаря разносторонней подготовке и полученным навыкам медицинская сестра будет осуществлять раннюю диагностику заболеваний, когда их проявления еще неспецифичны, и своевременное начало эффективного лечения. Поэтому медсестра общей практики должна владеть основами психологических знаний, уметь вести профилактику курения, алкоголизма и наркомании. В её основные обязанности должны входить следующие умения и навыки:
· принятие родов
· оказание помощи при переломах
· облегчение страданий умирающих,
· лечение простуды, ревматизма
· наложение и снятие швов
· осуществление всех видов патронажа
· ведение диспансеризации
· проведение консультаций по сохранению и укреплению физического и психического здоровья семьи
· выявление таких факторов риска тяжелых заболеваний, как артериальная гипертензия, высокие уровни холестерина, ожирение и курение, и рекомендации больным по соответствующей профилактике и терапии
· обеспечение длительного лечения больных с хроническими заболеваниями — не только с такими распространенными, как гипертония, артрит, эмфизема или диабет, но и с относительно редкими — с рассеянным склерозом, заболеваниями щитовидной железы, гепатитом и раком.
|
· контроль в комплексе патологических состояний пожилых людей (тем самым предотвращая ситуации, когда лечение одной болезни усугубляет другую), наблюдение таких пациентов и амбулаторно, и на дому, а также в больнице сестринского ухода.
Понятие «семья», типы семьи. На первый взгляд, семья кажется одним из простейших для понимания социологических понятий. Этот термин используется в повседневном языке, и почти каждый имеет некоторый личный опыт семейной жизни. Мы привыкли слышать это слово из уст политических деятелей всех партий, утверждающих, что они являются сторонниками семьи и семейных ценностей. Однако на практике этот термин не так прост, как может показаться, когда дело доходит до определений, - когда мы хотим определить разнообразные уклады жизни, которые мы бы описали как семьи. Одна из главных дискуссий, занимавших социологию в последние годы, касалась лучшего определения семьи и того, можно ли каким-то образом отличить семьи от других видов жизненных укладов. Иногда проводится параллель между семьей и домохозяйством. К примеру, группа студентов может разделять общее жилье и расходы па жизнь. Они могут готовить пищу вместе или раздельно. Они могут вместе ходить в кафе. Они могут оказывать друг другу поддержку во время экзаменов или стрессов, но в целом мы не станем считать их семьей. Мы считаем семьей группу, состоящую из людей, которые связаны друг с другом либо кровным родством, либо основными, интимными, сексуальными отношениями. Семья часто основана на браке и, как правило, обладает большим постоянством, чем другие типы укладов и общественных отношений. Но можно ли назвать семьей состоящую в браке пару без детей или вдовца, воспитывающего детей в одиночку? В 1949 г. Джордж Мердок, социолог-функционалист, после изучения 250 семей различных слоев общества определил, что: Семья - это социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством. Она включает взрослых обоих полов, причем, по крайней мере, двое из них поддерживают социально одобренные сексуальные отношения, и одного или более собственных или приемных детей. При использовании его определения ни один из двух упомянутых выше примеров не будет считаться семьей. Другие типы укладов жизни будут исключены определением Мердока. К ним могут относиться: неполные семьи (с одним родителем) сожительствующие пары лесбийские семьи гомосексуальные семьи пожилая пара, чьи дети люди, живущие в коммуне выросли и оставили дом В 1990 г. Энтони Гидденс определил: Семья – это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга одним или несколькими способами, например, социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность), либо чьи члены отождествляются друг с другом как поддерживающая ячейка. Это более широкое определение отходит от биологической основы определения Мердока и будет включать те уклады, которые остаются за рамками его определения. Оно также допускает больше возможности для выбора. Другими словами, под это определение может подпадать любая группа, которая считает себя семьей. |
Выделяют три типа семей, каждый из которых соответствует определенной стадии общественного развития:
- традиционная многодетная семья (аграрное общество);
- нуклеарная малодетная семья (индустриальное общество);
- постиндустриальная семья.
Традиционная семья в аграрном обществе - это прежде всего экономическая ячейка. В условиях натурального и полунатурального хозяйства, в условиях слабого распространения сложных организационных структур (таких как компании) именно семьи выполняли основную функцию по первичной организации экономической деятельности (в подавляющем большинстве случаев - крестьянского хозяйства). От того, насколько хорошо семья выполняла экономическую функцию, зависела в буквальном смысле жизнь и смерть человека. Голод в традиционном обществе не был редкостью, поэтому семья должна была прежде всего обеспечить выживание своих членов, а любовные и прочие чувства могли играть лишь второстепенную роль. Поэтому институт брака выполнял в первую очередь экономическую роль, его заключение жестко контролировалось родителями молодоженов и другими родственниками, а чувства молодых людей, как правило, не особенно принимались в расчет. Как следствие, личная жизнь находилась под жестким внешним контролем, добрачный секс не допускался.
Экономическая эффективность традиционной семьи достигалась на основе:
- единоначалия (жена и дети жестко подчинялись главе семьи),
-жесткого распределения ролей (причем экономическая целесообразность, основанная на традициях, имела приоритет над любовными взаимоотношениями и правом человека на личную свободу),
- объединением в "экономической ячейке" большого количества людей (патриархальная "большая семья", когда под одной крышей жили 3 поколения, включая взрослых братьев и сестер с их детьми, была широко распространена),
- устойчивостью семьи (например, чувства, как правило, не могли быть обоснованием развода).
Эти принципы весьма напоминают принципы современного менеджмента в компаниях (впрочем, от чрезмерно жесткого стиля управления уже начали отходить и в бизнесе). Отношение к детям в традиционной семье было чисто утилитарным (сейчас мы бы сказали "потребительским"). В крестьянской семье дети работали с раннего возраста. В периоды голода (что не было редкостью) дети умирали первыми. Л.Н.Толстой писал в "Воскресении": "Незамужняя женщина... рожала каждый год и, как это обычно делается по деревням, ребенка крестили, и потом мать не кормила нежеланно появившегося, не нужного и мешавшего работе ребенка, и он скоро умирал от голода".
В начале XX века В.В.Вересаев записал поразительную народную поговорку: "Дай, господи, скотину с приплодцем, а деток с приморцем".
Из книги известного демографа и социолога А.Вишневского "Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР": «В патриархальной семье на женщину смотрели прежде всего как на семейную работницу, способность работать нередко была главным критерием при выборе невесты».
«Женский труд в крестьянской семье и хозяйстве ужасен, поистине ужасен, - писал Глеб Успенский. - Глубокого уважения достойна всякая крестьянская женщина, потому что эпитет «мученица», право, не преувеличение почти ко всякой крестьянской женщине». Мученицей делали женщину не только труд, но и бесправие, зависимость ее от мужа, отца, свекрови и то, что ее pоль работницы находилась в постоянном пpотивоpечии с ее же pолью жены и матери. «В большой семье ни сила, ни ум, ни хаpактеp, - ничто не спасет женщину от подчинения и связанных с ним притеснений…» В народном сознании было глубоко укоренено представление о безграничных правах родителей по отношению к детям и столь же безграничном долге детей по отношению к родителям. Критические голоса раздававшиеся еще в XVIII веке. Но даже в конце XIX века родительская власть была очень велика. Все еще встречалось выражение «отец зал ожил сына» (то есть отдал в работу на определенный срок, а деньги взял вперед). Родителям принадлежало решающее слово, когда речь шла о женитьбе, а особенно о замужестве детей. Даже и более поздний автор отмечает - в 20-е годы ХХ века, - что «в крестьянском мировоззрении отсутствует пункт об ответственности родителей перед детьми, зато ответственность детей перед родителями существует в преувеличенном виде».
Нуклеарная семья в индустриальном обществе семья перестала выполнять экономическую функцию. Приток ресурсов (денег) в семью теперь стал зависеть от работы ее взрослых членов в сторонних организациях. Что бы ни происходило в семье, это почти не влияло на зарплату ее членов. В результате:
во-первых, отпала экономическая необходимость жесткого регулирования семейных отношений. Многие традиции и обычаи, поддерживающие жесткую семейную конструкцию и имеющие моральное и религиозное обоснование, перестали быть экономически необходимы. Эти обычаи и традиции появились в результате естественного отбора: "выживали" те моральные принципы, которые наилучшим образом соответствовали примитивному уровню развития общества. С переходом на новый уровень этот естественный отбор перестал действовать. Как следствие, чувства людей вышли из под контроля родственников и общества. Любовь стала личным делом людей. Браки стали заключаться не только из прагматических соображений, но прежде всего исходя из любви между мужчиной и женщиной.
Во-вторых, отпала экономическая необходимость жить большими "традиционными" семьями. Получила распространение нуклеарная семья, т.е. семья, состоящая только из супругов и их детей (нуклеарные семьи существовали и раньше, но не были доминирующим типом). Следует отметить, что переход к нуклеарной семье многими воспринимался как катастрофа, как отход от традиций и падение нравов (в действительности семейные нравы как раз улучшились: к примеру, физическое воздействие на жен и детей, считавшееся нормальным в традиционной семье, стало уходить в прошлое). Авторитетные ученые XIX века, специализирующиеся на семейной социологии, Фредерик ле Плей и Вильгельм Генрих Риль были очень обеспокоены распространением нуклеарной семьи, каковое они считали признаком "духовного кризиса", связанным с "пороками индустриализации, мобильности и урбанизации". Сейчас это вызывает улыбку, также как нынешние дискуссии об "утрате семейных ценностей" будут, вероятно, вызывать улыбку у наших потомков.
В-третьих, отпала необходимость рожать много детей. В традиционном обществе дети были нужны прежде всего как рабочие руки в хозяйстве, а также как гарантия продолжения рода в условиях очень высокой детской смертности. В индустриальном обществе, напротив, дети не только не способствовали увеличению семейного дохода, но стали требовать дополнительных средств на длительное обучение. И в условиях резкого снижения детской смертности рождаемость неизбежно снизилась (от "духовных ценностей" эта закономерность зависит слабо, рождаемость быстро падает и в высоко религиозных странах, например, Иране).
Итак, в индустриальном обществе резко ослабла экономическая функция семьи, но сохранилась сексуальная функция (т.е. монополия брака на "законный" секс)и функция воспитания детей (хотя количество детей и снизилось). Сохранилось и распределение ролей: муж по-прежнему рассматривался как основной "добытчик", а уделом жены оставались дети и "домашний очаг".
Постиндустриальная семья: новый тип семейных отношений? С переходом к постиндустриальному обществу меняется и семья.
Во-первых, резко возрастает экономическая независимость женщины. Количество "чисто мужских" рабочих мест сокращается, а "универсальных" - растет. Это связано с развитием сферы услуг и с "машинизацией" и автоматизацией производства: мужская сила больше не нужна. В СССР выход женщин на работу был вызван, во многом, искусственно; в США и Западной Европе резкий рост женской занятости произошел в 1960-е годы - т.е. как раз в момент первого постиндустриального сдвига (вплоть до конца 1960-х большинство жен в США оставались домохозяйками).
Во-вторых, рост экономической независимости женщин привел к уменьшению зависимости от мужчин и, как следствие, к раскрепощению женщины, в том числе сексуальному. В этом многие исследователи видят причины "сексуальной революции".Таким образом, в постиндустриальном обществе институт брака постепенно теряет функцию регулирования сексуальных отношений, иными словами, теряет монополию на секс. Сначала был легитимизирован добрачный секс; в настоящее время идет легитимизация внебрачного секса через институт свингерства (когда супруги вступают в контролируемые сексуальные отношения с другими партнерами с согласия друг друга). Иными словами, если индустриальная семья раскрепостила чувства (сделала их "личным делом", не подлежащим "родственному" и общественному контролю). Постиндустриальная делает тоже самое и с чисто сексуальной сферой.
В-третьих, потеря мужчиной и женщиной прежних жестко очерченных ролей подтачивает классическую концепцию брака, как союза мужчины и женщины. Обретение женщиной экономической независимости позволило массово появиться неполным семьям, а также "динамичным семьям" (когда супруги легко расстаются и подыскивают новых; некоторые уже рассматривают смену супруга как должное - по типу того, что нельзя всю жизнь работать на одном месте работы). Получают распространение и во многих странах становятся законными гомосексуальные браки.
Все эти сдвиги, конечно, идут медленно - в течение нескольких поколений - но тенденция налицо. Одно из главных препятствий на пути этого процесса лежит в чисто биологической области. Рожать детей могут только женщины, что не позволяет полностью отказаться от разделения ролей по половому признаку. Однако, вероятно, прогресс биотехнологий в обозримом будущем позволит решить эту проблему. Современная медицина с каждым годом отодвигает срок, когда недоношенный младенец может быть выхожен (сейчас выхаживают уже 23-недельный плод). Ведутся интенсивные исследования по поводу того, как выхаживать недоношенного младенца, не задействуя его незрелые легкие. Когда технология "дыхание и питание через кровь" будет получена, то останется лишь соединить ее с уже существующей технологией "зародыш в пробирке" и инкубатор для выращивания плода
будет сделан. Нет сомнений в том, что после этого женщины очень быстро откажутся от беременности и естественных родов: это неудобно, больно, портит фигуру и отрицательно сказывается на женском здоровье. Заодно будет решена проблема бездетности гомосексуальных браков: любая семья, независимо от пола ее членов, сможет получить ребенка через "инкубатор" (в т.ч. с использованием суррогатной яйцеклетки). Каковы последствия подобных изменений для эволюции семьи? На этот счет мы пока можем строить лишь предположения. Существующая тенденция говорит о том, что семья постепенно теряет те функции, которые не связаны с воспитанием детей. Сначала была потеряна функция "экономической ячейки", теперь теряется сексуальная функция. Можно предположить, что семья будущего будет состоять из нескольких единомышленников (любого пола), объединенных лишь общими интересами и совместно воспитывающих детей (возможно, с привлечением профессионального воспитателя: семья из 4-5 взрослых вполне сможет себе это позволить). Но это уже из области фантастических гипотез (впрочем, свингерство 30 лет назад тоже выглядело фантастикой, а сейчас оно широко распространено).Вряд ли эволюция семьи будет идти безболезненно. Как и любой переход от старого к новому, поначалу это вызовет и негативные эффекты (точно также, как при переходе от традиционной к нуклеарной семье). Появятся дезориентированные маргиналы, снимающие с себя всякую ответственность за семью и детей. Но постепенно с выработкой новых рациональных правил ситуация стабилизируется. Не исключено, что семьи нового типа будут более крепкими и ответственными, чем нынешние семьи переходного периода.
Если немного отвлечься и пофантазировать, то можно получить следующую картину. Брак, лишенный монополии на "законный секс", сохранит лишь функцию воспитания детей. Т.е. семья изначально будет создаваться с этой целью - воспитания детей (при этом, естественно, совсем не обязательно, чтобы дети были единокровными для каждого родителя). Таким образом, отпадет масса причин для развода. В такой семье по определению не будет ревности и измен. Не будет развода из-за "окончания любви" (сейчас большинство разводов приходится на первые три года совместной жизни - т.е. когда проходит влюбленность). Сохранятся разводы лишь в случае безответственного поведения одного из родителей (например - алкоголизма), но такие разводы будут объясняться как раз заботой о благе детей.