Цель работы: изучение требований, предъявляемых к информации, приобретение умений в разработке информационных материалов для потребителей товаров. Изучение штрихового кодирования
Литература: ГОСТ Р 51127 Непродовольственные товары. Информация для потребителя.
План работы:
1. Изучение ГОСТ Р 51127 Непродовольственные товары. Информация для потребителя. Определить соблюдение требований ГОСТ при маркировке изделий.
2. Используя ГОСТ Р 51121, определить основные и дополнительные элементы маркировки предложенных изделий. Оценить, насколько выполнены требования ГОСТ Р 51121, предъявляемые к маркировке.
3. Определение штрих кода товаров
4. Ответы на контрольные вопросы.
5. Формулировка выводов
Контрольные вопросы:
1. Какими законами государство обеспечивает гражданам право на безопасность?
2. Какими документами устанавливаются обязательные требования по безопасности товара?
3. Какой документ удостоверяет, что свойства товара соответствует требованиям по безопасности?
4. Какие товары запрещается продавать?
5. Перечислите общие требования к информации для потребителя в соответствии с ГОСТ Р 51127 Непродовольственные товары. Информация для потребителя.
6. Перечислите способы представления информации для потребителя и требования к качеству ее исполнения
Методические указания
Задание 1. Изучение ГОСТ Р 51127 Непродовольственные товары. Информация для потребителя.
Дать определение терминам
непродовольственный товар:
потребитель:
Покупатель
Изготовитель
продавец:
Конкретный товар
Товарный знак
Дата изготовления
Срок годности (или службы)
Маркировка
Задание 2 Используя ГОСТ Р 51121, определить основные и дополнительные элементы маркировки предложенных изделий. Оценить, насколько выполнены требования ГОСТ Р 51121, предъявляемые к маркировке.
|
Результаты работы оформляются в произвольной форме.
Задание 3. Определить по штрих коду контрольное число, изучив приведённую ниже информацию по штриховому кодированию.
Штриховое кодирование
Целью этого этапа работы является исследование штрихового кодирования на упаковке, определение вида кода, его структуры, расчет и проверка правильности штрихового кода по контрольному числу.
Штриховой код (ШК) – совокупность чередующихся темных и светлых полос – штрихов и пробелов различной ширины. Заданная ширина полос (штрихов), а также их сочетания являются носителем информации. Самый узкий штрих принимается в качестве базового, его называют модулем. Все остальные поперечные линейные размеры штрихов и пробелов кратны целому числу этих модулей. Существует несколько десятков видов различных штрихкодов: UPS, EAN, ШК 39 и др.
Наибольшее распространение получили коды UPS (универсальный торговый код) в США и Канаде и EAN (Европейская система кодирования товаров) – в Европе. Последняя система в мире наиболее предпочтительна.
В коде EAN 3 формата – 13-значный (EAN -13), а также EAN-8 и EAN- 14.
Изображение кодового слова начинается и заканчивается знаками ограничителями и знаком-разделителем на две части (для удобства считывания указанные знаки имеют удлиненные штрихи).
Товарный код EAN -13 разбит на 4 группы цифр (рис. 2.1).
Первая группа цифр состоит из двух или трех цифр и указывает страну, где зарегистрирован этот штриховой код. Вторая – состоит из пяти (при двузначном коде страны) или четырех (при трехзначном коде) и показывает номер предприятия - изготовителя товара. Третья содержит пять цифр номера данного товара. Четвертая - состоит из одной цифры и является контрольным числом.
|
Контрольное число используется для проверки правильности считывания штрихового кода сканером. Расчет этого числа производится по первым двенадцати цифрам кода по алгоритму, приведенном в следующем примере:
Товарный код EAN -13 разбит на 4 группы цифр (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 - 13-разрядный товарный код EAN |
Пример:
Суммируем четные цифры кода начиная с 12-й
(в обратном порядке, см.. рис. 2, 3):
0+8+6+4+2+6=26.
Рисунок 3- Фрагмент 13-разрядного товарного кода |
Умножаем полученный результат на 3:
26×3=78.
Суммируем нечетные цифры кода:
9+7+5+3+1+4=29.......
Складываем результаты
78+29=107.
Контрольным числом для данного кода будет то, которое необходимо добавить к этой сумме, чтобы получить число, кратное десяти, - т. е. 3.
При каждом считывании этого кода в компьютер вводятся все тринадцать цифр кода. Затем по первым двенадцати подсчитывается контрольное число и сравнивается со считанной тринадцатой цифрой. При совпадении этих цифр код «пропускается» в компьютер. При несовпадении - нет. Тем самым обеспечивается гарантия достоверности считываемой информации. Таким кодом маркируется 80% продукции в мире. В табл. 2.1. приводится перечень некоторых стран и их штриховых кодов (префиксов).
|
Нужно помнить, что штриховой код является визитной карточкой товара. С 1993 года все товары, ввозимые в Европу, обязательно должны иметь ШК. За последнее время в России штриховое кодирование получило широкое распространение. Штриховые коды стали применяться не только при маркировке разных товаров народного потребления, но и в системах пропускного режима, в личных, медицинских, кредитных и других карточках, а также в библиотечном деле.
В Российской Федерации и других странах СНГ код изготовителю присваивает Ассоциация «ЮНИСКАН/ЕАМ Россия», которая представляет интересы своих членов в Международной ассоциации ЕАN. Став членом Ассоциации ЮНИСКАН, предприятие или фирма включается в мировую систему товарной нумерации, получая уникальный по своим качествам номер в международной системе ЕАN, который можно распознать в любой точке земного шара.
Таблица 2.1 - Перечень стран и соответствующих штрих-кодов (префиксов)
Код | Страна | Код | Страна |
00-13 | США и Канада | Польша | |
30-37 | Франция | Румыния | |
Болгария | Венгрия | ||
400-440 | Германия | Египет | |
45+50 | Япония | Финляндия | |
460-469 | Россия | 690-692 | Китай |
Эстония | Норвегия | ||
Латвия | Израиль | ||
Литва | Швеция | ||
Украина | Швейцария | ||
Молдова | 80-83 | Италия | |
Армения | Испания | ||
Грузия | Куба | ||
Гонконг | Словакия | ||
Великобритания | Чехия | ||
Греция | Югославия | ||
Кипр | Турция | ||
Ирландия | Нидерланды | ||
Бельгия и Люксембург | Индия | ||
Португалия | 90-91 | Австрия | |
Дания | Австралия |
Таким образом, идентификация, классификация и кодирование широко используются в отечественной и зарубежной практике стандартизации для работ с информацией. Без этих методов невозможно обойтись и при использовании специальных методов стандартизации: унификации, типизации, агрегатирования, модулирования, оптимизации.
Задание: Выполнить расчет и проверить правильность штрихового кода по контрольному числу для рассматриваемых видов товара (продуктов питания). Это выполняется в том случае, если на этикетке (упаковке товара) имеется штрих-код.
Содержание отчета:
В рабочей тетради должны быть:
1. Наименование и цель работы.
2. Порядок выполнения работы.
3. Ответы на задания.
4. Ответы на контрольные вопросы.
5. Общие выводы по работе.
Практическое занятие №3