| понятие | определение |
| Акцентуация характера | чрезмерная выраженность отдельных черт характера, проявляемая в избирательной уязвимости человека по отношению к определенным ситуациям и стимулам. |
| Батареи специальных способностей | группы тестов, измеряющих относительно независимые особенности индивидов, в совокупности способствующие успешному осуществлению определенной деятельности. |
| Беседа | метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. |
| Валидность | комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она создана, а с другой стороны, информацию о том, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность. |
| Валидность дискриминантная | выявление отсутствия связи диагностической методики с методиками, имеющими другое теоретическое основание. |
| Валидность конвергентная | установление степени связи диагностической методики с родственными методиками. |
| Валидность по одновременности | установление соответствия результатов диагностической методики независимому внешнему критерию, отражающему состояние диагностируемой особенности в момент проведения исследования. |
| Валидность по содержанию | степень соответствия содержания заданий диагностической методики измеряемой области психических свойств. |
| Валидность предсказывающая | установление соответствия результатов диагностической методики независимому критерию, отражающему состояние диагностируемой особенности некоторое время спустя после испытания. |
| Валидность ретроспективная | установление соответствия результатов диагностической методики независимому внешнему критерию, отражающему события или состояние качества в прошлом. |
| Выборка стандартизации | группа людей, на которой осуществляется стандартизация методики. |
| Диагноз психологический | результат диагностического обследования, психологическое заключение, направленное на описание и интерпретацию выявленных индивидуально-психологических особенностей человека и предназначенное для практического применения в целях консультирования, прогноза определенных достижений или поведения, организации коррекционной или развивающей работы, разработки рекомендаций и других видов использования, определяемых задачей психодиагностического обследования. |
| Диагностика межличностных отношений | диагностика, направленная на выявление стихийно складывающихся неформальных отношений в группе постоянно общающихся друг с другом людей. |
| Диссимиляция | сознательное стремление скрыть свою болезнь, неблагополучие и их симптомы, проявляемое в определенных действиях. |
| Дифференциальная психометрия | технолого-методическая дисциплина, касающаяся измерений Индивидуальных различий между людьми по способностям, когнитивным функциям, мотивам, эмоциональным особенностям и пр. Обосновывает требования, которым должны удовлетворять психодиагностические методики, процедуру их разработки и применения. |
| Достижения мотивация | одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач. |
| Идеографический подход в психодиагностике | направленность диагностического обследования на описание и объяснение личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности. |
| Интеллект | относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности. |
| Интеллект тестовый (психометрический) | характеристика индивида, проявляющаяся в успешности Выполнения теста (тестов) интеллекта; определяется величиной IQ. |
| Интервью | проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). |
| Компьютерные методики | методики, которые предполагают сбор диагностических результатов в режиме диалога человека с компьютером.. |
| Конструкт личный | субъективные (личные) шкалы человека, биполярный различающий признак, которым индивид активно пользуется для оценки объектов, для построения образа окружающего мира. |
| Контент-анализ | анализ содержания различных видов речевой продукции, материалов и документов (в частности, протоколов проективных методик, диагностических интервью и т.п.) путем подсчета частоты появления определенных ключевых элементов или кодифицированных признаков (например, определенных понятий, суждений, образов и т.п.), регистрируемых в соответствии с задачами исследования. |
| Конфиденциальность | одна из этических норм работы психодиагноста, обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого, или ограничение ее распространения кругом лиц, о котором испытуемый был заранее осведомлен. |
| Коррекция умственного развития | исправление отдельных дефектов мышления, проявляющихся как в несовершенстве некоторых мыслительных операций и умений, так и в невладении содержательной стороной мышления. |
| Коэффициент интеллектуальности | количественный показатель теста интеллекта, указывающий на успешность его выполнения испытуемым по сравнению с выборкой, на которой происходила стандартизация теста. |
| Креативность | особый вид способностей, проявляемых в успешности творческой деятельности. |
| Лабильность нервной системы | свойство нервной системы, выражающееся в скорости возникновения и исчезновения нервных процессов. |
| Малоформализованные методики | методики, не имеющие строго определенных правил использования. Они в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. |
| Мнемические способности | средства организации индивидуального опыта находящиеся в непрерывном взаимодействии с системой накопленной человеком информации. |
| Метод наблюдения | преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования. |
| Научное наблюдение | наблюдение, осуществляемое на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов. |
| Надежность | точность психодиагностических измерений, а также стабильность и устойчивость их результатов по отношению к действию различных посторонних факторов. |
| Номотетический подход в психодиагностике | направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности. |
| Одаренность | системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. |
| Опросник | стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов. |
| Подвижность нервной системы | свойство нервной системы, характеризующееся скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения. |
| Прагматическая валидизация методики | проверка методики с точки зрения ее практической эффективности, значимости, полезности; доказательство, что измеряемое свойство проявляется в определенных жизненных ситуациях, в определенных видах деятельности. |
| Проективная техника | группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. При этом происходит проекция (перенос) психических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности. |
| Профессиография | составление профессиограммы, т.е. выделение совокупности психологических и психофизиологических характеристик, требующихся для успешного овладения профессией и работы в ней, на основе психологического изучения профессий. |
| Процентиль | процент испытуемых из выборки стандартизации, которые получили равный или более низкий балл, чем балл данного испытуемого. Психологическая диагностика |
| Психологическая готовность к школьному обучению | комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. |
| Психометрия | область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии. Выступает как методологическая дисциплина, обосновывающая требования к измерительным психодиагностическим методам. |
| Психосемантические методы диагностики | особая группа методов, направленных на изучение индивидуального сознания личности посредством анализа индивидуальных систем значений, функционирующих в обыденном сознании, через призму которых происходит восприятие субъектом себя и окружающих людей. |
| Психофизиологические методики | особый класс психодиагностических методов, выявляющих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют психического содержания. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.). |
| Репрезентативность | представленность свойств более широкого множества объектов в свойствах подмножества. |
| Репрезентативная выборка | выборка испытуемых, вероятностные свойства которой должны совпадать или быть близкими к свойствам генеральной совокупности. |
| Рестандартизация | экспериментальное исследование, направленное на пересмотр тестовых норм, проводимое чаще всего вследствие переноса методики в социокультурную среду, отличную от той, для которой методика разрабатывалась, или по причине устаревания методики. |
| Свойства нервной системы | природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера. |
| Семантического дифференциала метод | один из способов построения субъективных семантических пространств, в котором измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные предметы и т. п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью антонимов. Разработан в 1955 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом. |
| Сила нервной системы | свойство нервной системы, характеризующее ее функциональную выносливость, или работоспособность. |
| Социометрия | метод изучения структуры группы путем взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным критериям. |
| Способности | индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводящиеся к знаниям и навыкам и обусловливающие быстроту и легкость их приобретения. |
| Способности общие | способности, обеспечивающие успешность ряда основных, ведущих форм человеческой деятельности. |
| Способности специальные | индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения отдельных конкретных видов деятельности (музыкальной, математической, организаторской и т. д.). |
| Стандартизация | унификация процедуры проведения и оценки выполнения диагностического испытания. |
| Статистическая норма | средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства. Нормой является близость значений к показателю, который характеризует статистически среднего индивида. При нормальном распределении статистическая норма описывается как среднее плюс/минус сигма, или стандартное отклонение. |
| Теоретическая валидизация методики | доказательство, что методика измеряет именно то свойство, качество, которое она по замыслу исследователя должна измерять. |
| Тесты | стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. |
| Тесты достижений | тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки. |
| Тесты интеллекта | особый класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач. |
| Тесты креативности | тесты, направленные на выявление некоторых факторов творческих достижений, относящиеся к таким параметрам мышления, как гибкость, беглость, оригинальность, изобретательность. |
| Тесты критериально-ориентированные | особый тип тестов, предназначенных для определения содержания деятельности индивида и уровня его достижений по отношению к объективному критерию (например, требованиям, задаваемым учебной программой). |
| Тесты способностей | тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественных деятельностей. |
| Тесты моторных способностей | тесты, предназначенные для измерения и оценки моторных характеристик, таких как точность и скорость движений, ловкость движений, координация и темп двигательных реакций, точность распределения мышечного усилия при решении двигательных задач. |
| Тесты, свободные от влияния культуры | тесты интеллекта, разрабатывавшиеся с целью исключить влияние культурных различий испытуемых на результаты выполнения. |
| Тесты сенсорных способностей | тесты, предназначенные для измерения и оценки особенностей сенсорной сферы психики (ощущений и восприятия). |
| Тесты технических способностей | тесты, направленные на измерение и оценку психологических особенностей, проявляемых в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами; чаще всего под этими особенностями подразумеваются техническое мышление и техническая осведомленность. |
| Формализованные методики | это такие группы методик, в основе которых лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Для них характерны определенная регламентация процедуры испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. |
| Черта личности (диспозиция) | внутренняя, относительно устойчивая предрасположенность индивида к определенному поведению в определенном классе ситуаций, складывающаяся в силу определенных потребностей, мотивов, интересов, склонностей, установок. |
| Шкалирование | метод вынесения субъективных оценок объекта по какому-то признаку с использованием шкал, образованных с помощью числовых, словесных или графических градаций. |
| Шкалирование многомерное | процедуры количественно-статической обработки субъективных оценок, позволяющие учитывать одновременно не один параметр одного стимула, а множество параметров многих стимулов. |