Это начало знаменитой Нагорной проповеди Христа. Почему «Нагорной?» - потому что учил на горе. О чем учил Иисус? Он учил о том, каким людям принадлежит блаженство в Царствии Небесном. И начинает Он с того, что эти люди имеют «нищий дух». Давайте рассмотрим, кто это такие «нищие духом» и проверим себя, мы имеем «нищий дух».
- Как вы это понимаете? Кто это такие нищие духом?
Нищие духом - это те, которые сознают собственную беспомощность и полагаются на Божье Всемогущество. Они сознают свою духовную нужду и находят ее восполнение в Господе. Царство Небесное принадлежит таким людям, а в нем самонадеянность не является достоинством и самовозвышение является пороком. – такое определение есть в христианских словарях.
Эти слова нужно понимать так. Нищие люди – это те, кто ничего не имеет. Обычно нищие не стесняются просить помощи у других и признают то, что свою пищу и одежду получают как дар. Нищие духом в отличии от обычных нищих сознают, что ничего своего они в своей духовности (в душе) не имеют, так как все их духовные богатства (включая таланты и способности) они получили от Господа Бога. Эти люди ни чем не хвалятся и не гордятся перед Богом и перед людьми, а проявляют смирение и кротость, доброту и любовь к Богу и ближним. Такие люди просят у Бога духовной пищи и Господь Бог питает.
То есть нищие духом – это такие люди, которые не “осуетились в умствованиях своих” (Рим.1:21), осознали свою греховность и недостатки и отказавшись от эгоистических побуждений и гордыни, поняли, что без Бога они ничего не значат и не достигнут. Такая блаженная нищета Господом названа духовной. Она представляет собой определенное состояние человеческого ума и сердца, и характеризуется тем, что человек “упорству своего сердца” (Иер.23:17) противопоставляет открытость своей души перед Богом, когда человек свободен от тщеславных мыслей и злых дел. Только такой человек, который способен жить с Богом в сердце, сможет принять Благодать Божью и стать блаженным.
|
Иисус произносил эти слова не на греческом, а на арамейском языке, своего рода разговорном варианте древнееврейского языка того времени. нищие духом - иврит: анией а-руах
Слово "ани" (бедный, нищий) можно перевести также как "смиренный".
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,» (Ис. 61:1)
«Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.» (Ис. 66:2)
смиренного и сокрушенного духом - иврит: ани унехе руах
"Как мы также уже видели, все блаженства первоначально были высказаны не по-гречески, а на арамейском. А у иудеев было особое употребление слова нищий. На древнееврейском это они или ебион. Эти слова претерпели в древнееврейском четырехкратное изменение.
1. Первоначально они значили просто нищий. 2. Потом они получили значение не имеет никакого влияния или силы, помощи или престижа, потому что нищий. 3. А потом значение угнетенный и притесняемый людьми, потому что нищий. 4. И, наконец, ими стали определять человека, который, не имея никаких земных благ, уповает полностью на Бога.
|
Таким образом, в древнееврейском слово нищий употреблялось для характеристики скромного и беспомощного человека, полностью доверившегося Богу. Именно в таком смысле употребляет это слово псалмопевец, когда говорит: "Сей нищий воззвал - и Господь услышал и спас его от всех бед его" (Пс. 33,7).
Традиция
«… Того, кто нищ в духе, Писание рассматривает как того, кто принес все жертвоприношения, ибо сказано: «Жертва Богу - дух сокрушенный;» (Пс. 50:19) (Sanhedrin 43b)
«Кто будет в мире грядущем? Тот, кто кроток, смирен, не гордо входит или выходит (откуда-л.), и постоянно учится Торе, не требуя похвалы» (Sanhedrin 88b)
"Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его" (Пс 13:6); "Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою... я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце... Я же беден и нищ, но Господь печется о мне" (Пс 39:5,9,18); "избавит нищего, вопиющего" (Пс 71:12);
Эти и многие другие тексты пророков и псалмопевцев показывают, кто есть нищий (евр. ани ) в ветхозаветной традиции: "Благочестивый, который тяготится в своем сердце сознанием, что он жалок и беспомощен, обращается к Богу, и не знает и не ожидает для себя никакой помощи, кроме той, которой он просит от милосердного Бога, есть истинный ани ",.
Итак, нищие Ветхого Завета — это люди определенного духовного склада, те, кто всецело связал свою судьбу с поиском и исполнением воли Бога. Теперь нищий Бога — это прежде всего служитель Всевышнего, а его здешнее положение, место среди людей уже не важны. Если он ищет и жаждет лишь исполнения воли Божией — он ани.
|
Однако для понимания Нагорной проповеди надо вспомнить, что выражение нищие Израиля имело еще один, очень важный смысловой оттенок. Связанное с остатком Израиля, оно было пронизано острым эсхатологическим ожиданием. Еще раз напомним слова Давида: "Он ИЗБАВИТ нищего, вопиющего" (Пс 71:12). И сам этот псалом эсхатологичен по своему содержанию и говорит о пришествии Царства, которое пребудет, "доколе пребывает солнце" (Пс 71:17).
Нищие Израиля — это "чающие утешения Израилева" (ср. Лк 2:25), обращенные всеми своими помыслами к восстановлению правды и обновлению мира. Ап. Павел, говоря о таком ожидании, употребляет однажды очень выразительное слово — apokarasokia, означающее "стояние с вытянутой вперед головою" (символ ожидания; пристальный взгляд, устремленный вдаль), "ибо тварь с надеждою apokarasokia ожидает откровения сынов Божиих" (Рим 8:19).
Такая всепоглощающая надежда и была у нищих Израиля. Более того, она составляла как бы сущность их духовной жизни, и нельзя было сказать нищий, не сказав тем самым — "чающий".
- Как люди стают нищими духом?