Основным фактором, определяющим ремонтную программу депо, является количество и номенклатура подвижного состава. Главным показателем объема работы депо является количество ремонтов, производимых в течение года.
Годовая программа отдельных видов ремонта и осмотра вагонов является основой для всех расчетов при проектировании устройств вагонного хозяйства.
Годовой план разрабатывается и утверждается предприятием самостоятельно. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам. Для повседневного руководства и организации производственно-хозяйственной деятельности разрабатываются оперативные планы на месяц, декаду, сутки, смену. Основные разделы годового плана:
Производственный план, включающий объемные и качественные показатели (объем перевозок, погрузочно-разгрузочная работа, парк подвижного состава, объем ремонтных работ, производственно-технические средства, нормы их простоя и др.)
Годовая программа отдельных видов ремонтов определяется по формуле
(6)
где В раб – рабочий парк вагонов данного типа;
Тр– период между соответствующими ремонтами (см. рисунок1);
∑nпред– суммарное годовое число ремонтов, предшествующих по возрастающей степени сложности ремонта данному виду.
Для платформ и полувагонов количество текущих ремонтов определяется:
где Вр – рабочий парк вагонов данного типа;
к- количество рабочих дней в году. к = 365 дней.
Расчетгодового количества ремонтов.
1) Думпкары
Горячие условия
Зав. – Пг1 = 23/2 – 0 = 11,5
Деп. – Пг2 = 23/1 – 11,5 = 11,5
Тек. – Пг3 = 23/0,5 – 11,5 – 11,5 = 23
Тяжелые условия
Зав. – Пг1 = 38 /3 – 0 = 13
Деп. – Пг2 = 38/1 – 13 = 25
Тек. – Пг3 = 38/0,5 – 13 – 25 =38
Нормальные условия
Зав. – Пг1 = 90/6 – 0 = 15
Деп. – Пг2 = 90/1 – 15 = 75
Тек. – Пг3 = 90/0,5 – 15 – 75 = 90
2) Полувагоны
Горячие условия
Зав. – Пг1 = 56/2 – 0 =28
Деп. – Пг2 = 56/1 – 28=28
Тек. – Пг3 = 56х 365х0,015 =307
Тяжелые условия
Зав. – Пг1 = 94/3 – 0 =31
Деп. – Пг2 = 94/1 – 31= 63
Тек. – Пг3 = 94х 365х0,015 = 514,6
Нормальные условия
Зав. – Пг1 = 226/6 – 0 = 37,5
Деп. – Пг2 = 226/1 – 37,5 = 188,5
Тек. – Пг3 = 226х 365 х 0,015 =1237,4
3) Платформы
Горячие условия
Зав. – Пг1 = 34/2 – 0 = 17
Деп. – Пг2 = 34/1 – 17= 17
Тек. – Пг3 = 34х 365 х 0,015 =186
Тяжелые условия
Зав. –Пг1 = 57/3 – 0 =19
Деп. – Пг2 = 57/1 – 19= 38
Тек. – Пг3 = 57 х 365 х 0,015 = 312
Нормальные условия
Зав. – Пг1 = 135/6 – 0 = 22,5
Деп. – Пг2 = 135/1 – 22,5= 112,5
Тек. – Пг3 = 135 х 365 х 0,015 = 739
Годовое количество ремонтов по всем типам подвижного состава представим в виде таблицы (таблица Ошибка! Источник ссылки не найден. 5).
Таблица5 - Годовая программа ремонта вагонов на 2016 год
Тип вагонов | Вид ремонта | |||||||||||
Капитальный | Деповской | Текущий | ||||||||||
Гор. | Тяж. | Норм. | Итого | Гор. | Тяж. | Норм. | Итого | Гор. | Тяж. | Норм. | Итого | |
ВС 85 | 11,5 | 39,5 | 11,5 | 111,5 | ||||||||
ПВ | 37,5 | 96,5 | 188,5 | 279,5 | 514,6 | 1237,4 | ||||||
Пл | 22,5 | 58,5 | 112,5 | 167,5 |
Основным фактором, определяющим ремонтную программу депо, является количество и номенклатура подвижного состава. Главным показателем объема работы депо является количество ремонтов, производимых в течение года.
Месячная программа ремонтов составляется на основе годовой программы и должна учитывать:
1. Максимальную механизацию и автоматизацию трудоемких процессов при ремонте подвижного состава;
2. Сокращение времени простоя в ремонте за счет интенсификации и ускорения производственного процесса при ремонте;
3. Сокращение трудозатрат на ремонт и снижение себестоимости ремонта подвижного состава.
В месячной программе ремонта подвижного состава не должно быть переходных локомотивов и вагонов из одного месяца в другой. При составлении месячной программы ремонтов необходимо учитывать времена года и возможности депо, а также время массовых отпусков рабочих.
Месячная программа ремонтов рассчитывается на основе годовой программы ремонтов по формуле
(8)
![]() | годовое количество соответствующих ремонтов. |
1) Думпкары
= 39,5/12 = 3,3
= 111,5/12 = 9,3
= 151/12 =12,5
2) Полувагоны
= 96,5/12 = 8
= 279,5/12 = 23,3
= 2059/12 =171,5
3) Платформы
= 58,5/12 =4,9
= 167,5/12 =14
= 1237/12 =103
По окончании расчета месячной программы ремонта вагонов составляется месячный график ремонта на ватмане по форме, указанной в таблицу6. Такая форма должна составляться для каждого типа вагонов и вида ремонта.
Таблица 6 - График ремонта вагонов
Номеравагонов | Вид ремонта | № рем. | Месяц года | |||||||||||
ВС - 85 | Капитальный | 1 – 43,5 | ||||||||||||
Деповской | 1 – 123,5 | |||||||||||||
Текущий | 1 -167 | |||||||||||||
ПВ - 69 | Капитальный | 1-147,5 | ||||||||||||
Деповской | 1 -355,5 | |||||||||||||
Текущий | 1−2753,5 | |||||||||||||
ПЛ - 70 | Капитальный | 1−64,5 | ||||||||||||
Деповской | 1- 185,5 | |||||||||||||
Текущий | 1−1368,7 |
План постановки вагонов на ремонт составляется с учетом выполнения годовой программы ремонтов всего подвижного состава, а также необходимо учитывать выполнение каждой единицей подвижного состава установленной нормы межремонтного срока и времени простоя их на том или ином ремонте.
Такой план должен обеспечить равномерную работу депо с минимальными простоями технологического оборудования, с высокой производительностью труда.С целью равномерной и полной загрузки депо и его подразделений допускается изменение межремонтных сроков на 20% от установленных норм.
2.3 Определение количества рабочих мест
Количество рабочих мест определяется для каждого типа вагонов и вида ремонта отдельно, по формуле:
, (9)
где В - годовое количество соответствующих ремонтов;
t - время простоя вагонов в ремонте (табл.7);
К - количество рабочих дней в году.
Результаты записываются в таблицу 8.
Таблица 7- Нормы технического простоя в ремонте.
Вид реремонта | Тип вагонов и простои в ремонте | ||
ВС | ПВ | ПЛ | |
КР | |||
ДР | to | 1аГ~ В | |
ТР | в |
Примечание: Время простоя вагонов в ремонте считается со дня разборки вагона по день приемки его после ремонта.
Для думпкаров ВС-85:
Для полувагонов:
Для платформ:
Таблица 8- Количество рабочих мест
Тип вагонов | Количество рабочих мест | ||
КР | ДР | ТР | |
ВС | |||
ПВ | |||
ПЛ |
Таблица 9 - Затрата в человеко-часах по виду ремонта и типу вагонов
Тип вагонов | Капитальный | Деповской | Текущий | ||||||
ГУ | ТУ | НУ | ГУ | ТУ | НУ | ГУ | ТУ | НУ | |
ВС | |||||||||
ПВ | |||||||||
ПЛ |
2.4 Определение основных размеров депо
Габариты здания депо принимаются в соответствии с типовыми унифицированными пролетами и секциями.
Размеры ремонтных стойл должны соответствовать типам подвижного состава и подъемно-транспортного оборудовании.
Длина ремонтного стойла, в котором предусматривается подъемка вагонов (рисунок 4) определяется по формуле:
, (10)
где l1 - расстояние от торцевой стены цеха до начала ремонтного места 3-4 м;
l2 - длина кузова вагона, м;
∑l3 - сумма длин тележек, м;
∑l4 - длин проходов между кузовом и выкаченными тележками или колесными парами 0,5 -1,0 м.
Рисунок 4− Схема для расчета длины рабочего места с подъемкой вагона
Для расчета длин кузова необходимо из длины вагона по осям автосцепок (см. исходные данные) вычесть длину самих автосцепок 1,14м.
Для ВС:
Для ПВ:
Для ПЛ:
Для расчета сумм длин тележек необходимо суммировать базу тележки и радиус колес (4-х осные базы тележки =1850мм, rк=475мм)
(11)
НайдемL:
Для ВС:
Для ПВ:
Для ПЛ:
При текущем ремонте подъемка вагонов не осуществляется (рисунок 2.2), длина стойла определяется по формуле:
, (12)
где l1 - расстояние от торцевой стены до начала ремонтного места 3-4 м;
l2 - длина вагона по осям автосцепки, м.
Для ВС:
Для ПВ:
Для ПЛ:
Для расчета габаритов стойловой части и мастерских депо в таблице 10 приведены основные размеры по ширине и высоте зданий депо, а в таблице 11 - длина стойл для ремонта вагонов.
Рисунок 5- Схема для расчета длины рабочего места без подъемки вагонов
Таблица 10- Размеры по ширине и высоте здания вагонного депо
Наименование размеров | Величина размеров в метрах при ремонте: | ||
капитальном капитальном | годовом | текущем | |
Расстояние: от крайнего пути до внутренней грани продольной стены между осями смежных путей | 7-8 | ||
Высота от уровня головки рельса: по верхней грани подкранового рельса до низа конструкции перекрытия | 8,15 10,8 | 8,15 10,8 | 8,15 10,8 |
Примечание: при использовании мостовых кранов грузоподъемностью выше 20 т. высота от уровня головки рельса до верхней грани подкранового рельса проверяется расчетом.
Таблица 11 - Длина стойл для ремонта вагонов
Тип вагона | Ремонт с подъемом | Ремонт без подъема | ||
Расчетная величина | Принятая величина | Расчетная величина | Принятая величина | |
ВС | 21,78 | 18,17 | ||
ПВ | 23,53 | 19,92 | ||
ПЛ | 24,23 | 20,62 |
2.5 Выбор типа депо
Зная количество рабочих мест и их длины, необходимо выбрать тип депо. Существует несколько видов депо. Для ремонта локомотивов и вагонов чаще всею используют ступенчатый и павильонный типы.
Для вагонных депо чаще всего принимают павильонный тип здания.
Недостатками ступенчатого типа депо являются:
- огромные затраты на строительство, т.к. у него большой периметр стен;
- большие текущие расходы на ремонт и содержание здания;
- большая площадь, занимаемая депо;
-на одной нитке умещается не более 3-х единиц подвижного состава;
К основным достоинствам павильонного типа депо относят:
- сравнительно небольшие затраты на капитальное строительство;
- компактность здания;
- сравнительно небольшие текущие расходы;
- возможность постановки до 5 вагонов на одну нитку.
Исходя из сравнения, принимаем павильонный сквозной тип депо, представленный на рисунке 6.
Рисунок 6- Павильонный тип депо
Длина вагоносборочного цеха определяется по формуле
, (13)
где L - длина ремонтного места, м;
n - число ремонтных мест на одной нитке.
Для КР:
Для ДР:
Для ТР:
Ширина вагоносборочного цеха для трехпутного депо:
, (14)
где В1 - расстояние между осями 2-х смежных путей, м;
n - число ниток;
B2 - расстояние между осями крайних путей и внутренней стороной стены, м.
Ширина одного пролета:
Объем вагоносборочного цеха определяется по формуле
, (15)
где Lц - длина цеха, и:
В - ширина цеха, м;
Н –высота цеха, м.
Согласно технологическому процессу необходимо произвести выбор и размещение оборудования вагоносборочного цеха (таблица 12).
Таблица 12- Выбор и размещение оборудования
Наименование оборудования | Количество |
Мостовой кран | |
Качающиеся ставлюги | |
Электронагреватель | |
Электросварочный аппарат | |
Электрокары | |
Воздухоразборная сеть | |
Воздухоразборная колонка | |
Газосварочный аппарат | |
Водопровод | |
Пожарный водопровод | |
Плита для правильных работ | |
Стеллажи, верстаки | по необходимости |
2.6 Расчет технологического оборудования
Количество основного технологического оборудования определяется исходя из трудоемкости работ и годового фонда времени работы оборудования, а также в соответствии с количеством производственной рабочей силы, подсчитанным на годовую программу.
2.6. 1 Слесарно-механический цех
Основным оборудованием являются металлорежущие станки: токарные, сверлильные, строгальные, фрезерные, шлифовальные, обрезные, точильные, а также разметочные и правильные плиты, ручные прессы.
Слесарно-механический цех состоит из механического участка (станочное оборудование) и слесарного (ремонт деталей).
Количество станочного оборудования для слесарно-механического цеха определяется по формуле:
, (16)
где ∑Nвi- суммарная производственная программа деповского ремонта вагонов по типам и осности;
Вcmi - затраты станко-часов на один вагон по видам ремонта, типам и осности (таблица 2.12);
Тгфст- действительный годовой фонд работы станка.
, (17)
гдеД - количество рабочих дней в году;
t - продолжительность рабочей смены, 12ч.;
m - количество рабочих смен в сутки,m=2;
К - коэффициент зависимости от количества смен
(18)
Количество станочного оборудования для слесарно-механического цеха определяется по формуле (14):
Токарные станки:
Сверлильные станки:
Болто-гайкорезные:
Поперечно-строгальные:
Фрезерные станки:
Шлифовальные станки:
Определив расчетное количество станков, устанавливается коэффициент загрузки:
, (19)
где - расчетное количество станков;
Nпр принятое (до целого числа) количество станков.
Таблица 13- Распределение станочного оборудования
Тип станков | Распределение станков в % | Количество станков по расчету | Принятое количество станков |
Токарные | 25,8 | ||
Сверлильные | 17,1 | ||
Болто-гайкорезные | 17,1 | ||
Поперечно- строгальные | 13,7 | ||
Фрезерные | 8,6 | ||
Шлифовальные | 3,4 | ||
ИТОГО | 85,7 |
2.6.2 Электросварочное отделение
Общая потребность депо в электросварочных аппаратах определяется по формуле:
, (20)
где Ксв - коэффициент, учитывающий дополнительные работы, выполняемые для нужд ПТО и для хозяйственных нужд депо Ксв=1,25-1З;
mсм - количество смен;
Nв - годовая программа деповского ремонта;
Фдсв - годовой фонд работы сварочного аппарата, ч.;
nсв- коэффициент использования сварочных аппаратов, при ручной сварке nсв = 0,9 - 0,95;
Тсв - суммарное время, затрачиваемое на сварочные работы на ремонте одного вагона
, (21)
где αсв - коэффициент, учитывающий время на вспомогательные операции, на обслуживание рабочего места и личные надобности сварщика (при ручной сварке αсв = 1,3, при автоматической αсв =1,2);
βсв- коэффициент, учитывающий положение шва при сварке, βсв=1,2
ρ - плотность наплавляемого металла, ρ = 7,8г/см3;
Vнап - объем наплавляемого металла, (800 -1200) см3;
iсв - сварочный ток, равный 180 - 240 А,
nнап - коэффициент наплавки при ручной сварке 7,7-8,2 г/А.Ч.
Количество газосварочных аппаратов принимается равным 30% от количества электросварочных аппаратов.
2.6.3 Тележечно-колесный цех
Тележечно-колесный цех предназначен для ремонта тележек и колесных пар и разбивается на 2 отделения: тележечное и колесное.
Общее количество ремонтируемых тележек определяется по формуле:
(22)
где Nд - программа деповского ремонта;
2 - коэффициент, учитывающий количество тележек вагона.
В тележечном цехе предусматривается мостовой кран грузоподъемностью Q=5 т.
Оборудование для тележечного и колесного отделения принимается по технологическому процессу (табл. 14,15).
Таблица 14 - Ведомость оборудования тележечного отделения
Наименование оборудования | Количество | Площадь на единицу оборудования |
Моечная машина | ||
Электросварочный аппарат | ||
Электронагреватель | - | |
Мостовой край Q = 5 т | ||
Гайковерт | - | - |
Шкаф для инструмента | - | 3 на один шкаф |
Место отстоя тележек | - | 24 на одно место |
Стеллажи | - | |
Место для ремонта триангелей и | ||
подвесок | ||
Вентилятор | - | |
Путь для установки колесных пар |
Примечание: где не указано количество и площадь, необходимо принимать согласно расчету.
Таблица 15 - Ведомость оборудования колесного отделения
Наименование оборудования | Количество | Площадь на единицу оборудования |
Колеснотокарный станок «Рофацит» 1 ТСНИ | ||
Шеечно-накатный станок МК-1170-1 | ||
Двухдуговой сварочный аппарат А-482 | ||
Моечная машина | ||
Мостовой кран Q = 5т. | - | |
Место Для отстоя колесных пар | - | |
Вентилятор |
2.6.4 Вагоносборочный цех
Вагоносборочный цех является одним из основных цехов вагонного депо и выполняет разборочные, ремонтные и сборочные работы.
Подъемка кузовов ремонтируемых вагонов, а также транспортировка тележек производится мостовым краном.
Позицию, предназначенную для подъема кузова вагона, оснащают четырьмя станционными опорами (ставлюгами). Эти опоры оборудованы воздухоразборными колонками и розетками для включения электроинструмента, электросварочных и осветительных приборов /5, 6, 7/.
В соответствии с правилами техники безопасности вагоны, подаваемые на ремонтные места, предварительно очищаются от мусора и грязи. До постановки на ремонтные стойла, вагоны осматриваются мастером с составлением описи работ согласно правилам ремонта.
Замена неисправных деталей и узлов производится в заранее отремонтированных и подготовленных вагонах.
Снятые с вагона детали направляются в ремонтно-заготовительные цеха, а затем после ремонта, 8 оборотные кладовые депо.
2.7 Определение штата депо
Потребность в кадрах рабочих депо вагоносборочного цеха и ремонтно-заготовительных, кроме колесного отделения, определяется исходя из программы ремонта вагонов и расхода человеко-часов на единицу работ. Количество рабочих определяется на основе годовой программы ремонтов, норм расхода рабочей силы и годового фонда рабочего времени.Количество производственных рабочих, без контингента рабочих колесного отделения, определяется по формуле
, (23)
где ∑nпр*m - сумма произведений количества ремонтов, производимых в проектируемых депо на соответствующую норму расхода рабочей силы на ремонт, в человеко-часах (таблица 15);
m- Количество смен.
, (24)
Tг.ф. - годовой фонд рабочего времени;
где Д - количество календарных дней в году;
д - количество нерабочих дней в году;
t - продолжительность рабочей смены;
tс - количество дней в году с сокращенным на один час рабочим днем.
чел.
Принимаем 115 человек.
Списочный состав работников определяется по формуле
, (25)
Определенное количество производственных рабочих распределяется по профессиям согласно таблицы 16.
Таблица16–Распределение основных производственных рабочих депо по профессиям
Наименование профессии | Процент участия (вагонноедепо) | Расчетное количество рабочих | Принятое количество рабочих |
Слесари | 17,25 | ||
Станочники | 5,75 | ||
Котельщики | 40,25 | ||
Кузнецы | 4,6 | ||
Рессорщики | 1,1 | ||
Электрогазосварщики | 17,25 | ||
Заливщики подшипников | 1,1 | ||
Маляры | 3,4 | ||
Столяры-плотники | 2,3 | ||
Слесари-автоматчики | 13,8 | ||
Маляры-трафаретчики | 1,1 | ||
Разнорабочие | 6,9 | ||
ИТОГО | |||
И Т Р | 0,08-0,1 ![]() | 9,2 | |
С К П | 0,05-0,07 ![]() | 5,7 | |
М О П | 0,03-0,05 ![]() | 3,4 | |
Ученики | 0,02 ![]() | 2,3 | |
Вспомогательные рабочие | 0,07 ![]() | 8,05 | |
ВСЕГО |
Экономическая часть
В экономической части расчета согласно заданию необходимо определить себестоимость вагоно-суток и общие эксплуатационные затраты по вагонному хозяйству. Расчет производится по укрупненной методике.
,(26)
где В8 - количество восьмиосных вагонов;
В6 - количество шестиосных вагонов:
В4 - количество четырехосных вагонов;
В2 - количество двухосных вагонов;
4,3,2,1 - коэффициенты условных вагонов;
365 - количество дней в году.
ваг-сут.
Расчет амортизационных отчислений
, (27)
где Bинв - инвентарный парк вагонов;
Ар - средняя себестоимость одного физического вагона;
11,7 - средний процент амортизационных отчислений.
руб.
Расчет зарплаты эксплуатационного персонала
(28)
где Nц - общее количество работников цеха;
Ар - средняя зарплата одного работающего (по данным практики);
12 - количество месяцев в году.
руб.
Расчет затрат на деповский ремонт вагонов
, (29)
где Np -количество деповских ремонтов;
Асд - средняя стоимость деповского ремонта одного вагона (по данным практики).
руб.
Определение статьи затрат на содержание
, (30)
где Nвс - количество полезныхвагоно-суток;
к - затраты на содержание вагонов на одни вагоно-сутки, в руб. к = 0,107.
Определение статьи затрат на прочие расходы
, (31)
где Nвс - количество полезныхвагоно-суток;
kn - затраты на прочие расходы на одни вагоно-сутки. руб. kс = 0,02.
Полученные результаты сводятся в таблицу 17.
Таблица 17- Сводная таблица затрат
Статьи затрат | Всего затрат, руб. | Затраты на вагоно-сутки, коп. |
Амортизация | 121,2 | |
Зарплата | ![]() | 35,4 |
Ремонт | ![]() | 42,5 |
Содержание | 65143,7 | 0,107 |
Прочие расходы | 12176,2 | 0,02 |
ВСЕГО: | 199738313,7 | 199,407 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, вагонное хозяйство железных дорог, развивая современную техническую базу для обслуживания и ремонта вагонов, приобретает прочную индустриальную основу для обеспечения высокого уровня работоспособности вагонного парка в современных и перспективных условиях его эксплуатации.
На основании расчетов, произведенных в курсовойработе, принимаем, что для произведения ремонтных работ в количестве 753 вагонов рабочего парканеобходимо следующее:
1. Депо павильонного типа;
2. 16 рабочих места;
3. Станки: металлообрабатывающие, электрогазосварочные, газосварочные;
4. 115рабочих;
5. Всего работающих предприятия – 143 человек.
При выполнении этих условий вагонное депо сможет выполнять ремонт вагонов с обеспечением минимального времени простоя и с низкой себестоимостью ремонтных работ.
СПИСОК литературы
1.Быков Б.В. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт пассажирских вагонов. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное иллюстрированное пособие / Б.В. Быков. — Электрон. текстовые данные. — М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2013. — 66 c. — 978-5-89035-657-4. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/26809.html
2.Быков Б.В. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт пассажирских вагонов. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное иллюстрированное пособие / Б.В. Быков. — Электрон. текстовые данные. — М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2011. — 50 c. — 978-5-9994-0071-0. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/16209.html
3.Леонова О.В. Техническая эксплуатация. Оптимизация и планирование технического обслуживания и ремонта перегрузочных машин [Электронный ресурс]: методические рекомендации для выполнения дипломного проекта по разделу «Технической эксплуатации ПТМ» / О.В. Леонова, Н.М. Синьковский. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2007. — 39 c. — 2227-8397. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/46771.html
4.Кравникова А.П. Осуществление деятельности предприятия по техническому обслуживанию и ремонту специального подвижного состава [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.П. Кравникова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2016. — 104 c. — 978-5-89035-897-4. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/58001.html
5.Ящура А.И. Система технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий черной и цветной металлургии [Электронный ресурс]: справочник / А.И. Ящура. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЭНАС, 2012. — 192 c. — 978-5-4248-0017-7. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/17810.html
6.Шатерников В.С. Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств и их составных частей [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.С. Шатерников, Н.А. Загородний, А.В. Петридис. — Электрон. текстовые данные. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2012. — 387 c. — 2227-8397. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/28407.