Консультация. Занятие № 13
Лекция № 9
Тема: «Понятие об односоставном предложении. Основные виды односоставных предложений
по строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, на-
зывные. Особенности использования односоставных предложений в речи. Синонимика
двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных
предложений, односоставных предложений. Способы выражения сказуемого в односос-
тавных предложениях. Назывные односоставные предложения, способы выражения
главного члена (подлежащего) в них. Синонимия разных типов простого предложения.
Полные и неполные предложения. Неполные предложения в речи. Строение и значение
неполных предложений. Тире в неполном предложении.Соединительное тире. Интона-
ционное тире».
Цель: повторить и обобщить знания об односоставном предложении; формирование у студен-
тов навыков опознавать односоставные предложения, определять их вид; использование
односоставных предложений в речевой практике; вспомнить, когда ставится тире в не-
полном предложении; дать понятие соединительного, интонационного тире; формиро-
вание пунктуационных навыков; корректировка знаний студентов по теме.
Задачи:
¾ применять полученные знания в практической деятельности;
¾ правильно строить предложения;
¾ повторить и обобщить сведения тире в неполном предложении.
План
1. Основные группы односоставных предложений.
2. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
3. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Ø Предложения определённо-личные.
Ø Предложения неопределённо-личные.
Ø Безличные предложения.
Ø Безличные предложения со сказуемым, выраженным неопределённой формой глагола.
Ø Типы безличных предложений.
4. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
5. Знаки препинания в конце назывных предложений.
6. Синонимия разных типов простого предложения.
7. Полные и неполные предложения.
8. Неполныепредложения, их типы. Особенности неполных предложений разных
типов.
9. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
ТИПЫОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ | |||
Название | Форма выражения главного члена | Примеры | Соотносительные конструкции двусоставных предложений |
Предложения с одним главным членом – СКАЗУЕМЫМ | |||
Определённо-личные предложения | Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица). | ![]() ![]() | ![]() ![]() |
Неопределённо-личные предложения | Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе). | ![]() ![]() | ![]() ![]() |
Обобщённо-личные предложения | Не имеют своей специфичес-кой формы выражения. По форме – определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения: а) действие может быть отнесено ко всякому лицу; б) действие конкретного лица (говорящего) является при-вычным, повторяющимся или представлено в виде обобщён-ного суждения (глагол-ска-зуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть – о 1-м лице). | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Безличное предложение | 1) Глагол-сказуемое в безлич-ной форме (совпадает с фор-мой единственного числа, третьего лица или среднего рода). | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | а) нет соотноситель-ных конструкций;
![]() ![]() ![]() |
2) Составное именное сказу-емое с именной частью – на-речием. | ![]() ![]() | а) нет соотноситель-ных конструкций;
![]() ![]() | |
3) Составное глагольное ска-зуемое, вспомогательная часть которого – составное именное | ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() | |
Название | Форма выражения главного члена | Примеры | Соотносительные конструкции двусоставных предложений |
Безличное предложение | сказуемое с именной частью – наречием. | ||
4) Составное именное сказу-емое с именной частью – крат-ким страдательным причас-тием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода. | ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() | |
5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрица-тельной частицей не + допол-нение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения). | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||
6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрица-тельной частицей не + допол-нение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения). | ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Инфинитивные предложения | Сказуемое – независимый инфинитив. | ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Предложения с одним главным членом – ПОДЛЕЖАЩИМ | |||
Назывные (номинативные) предложения | Подлежащее – имя в имени-тельном падеже (в предложе-нии не может быть обстоя-тельства или дополнения, ко-торые относились бы к сказуемому). | Ночь. Весна. | Обычно нет соотноси-тельных конструкций. |
Наклонения глагола | ||
грамматическая категория глагола, выражающая устанавливаемое говорящим отношение действия к действительности (модальность) | ||
Изъявительное | Повелительное | Условное (сослагательное) |
глагол выражает реальное действие в настоящем, прошедшем или будущем време-ни | выражает побуждение, при-каз, требование, предостере-жение, предложение, просьбу и совет | называет действие, которое могло совершиться при опре-делённых условиях |
Времена глаголов | ||
грамматическая категория, которая выражает отношение действия, названного глаголом, к моменту речи. | ||
Глаголы настоящего времени | Глаголы прошедшего времени | Глаголы будущего времени |
обозначают действие, проис-ходящее в момент речи или частично совпадающее с ним: Я стою у дома | обозначают действие, проис-ходившее (происшедшее) до момента речи: Я стоял у дома | обозначают действие, которое будет происходить (произо-йдёт) после момента речи: Я буду стоять у дома |
Лицо глагола | ||
грамматическая категория глагола, указывающая на производителя действия. Категория лица обнаруживается только в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. | ||
1 лицо | 2 лицо | 3 лицо |
производителем действия яв-ляется говорящий и тот, кто с ним: Я пишу, мы пишем | производителем действия яв-ляется слушающий и тот, кто с ним: Ты пишешь, вы пишете | производителем действия яв-ляется лицо или предмет, не участвующее в диалоге: Он (она, оно) пишет, они пишут |
Личные окончания глаголов | ||||
Лицо | I спряжение | II спряжение | ||
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | |
1 лицо | -у (ю) | -ем | -у (ю) | -им |
2 лицо | -ешь | -ете | -ишь | -ите |
3 лицо | -ет | -ут (ют) | -ит | -ат (ят) |
СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА | |||
I спряжение | II спряжение | Разноспрягаемые | Спрягаемые по архаическому типу |
глаголы с ударными личными окончаниями -у/-ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют: шьёшь, льёшь | глаголы с ударными личными окончани-ями -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят: летишь, стоишь | спрягаются частично по I, частично по II спряжению: хотеть, бежать, брезжить и образованные от них приставочные глаголы (захотеть, убежать и др.), чтить | дать, создать, есть (с производными) |
глаголы с безударны-ми личными окончаниями и инфинитива-ми не на -ить: шептать, колоть | глаголы с безударны-ми личными оконча-ниями и инфинитива-ми на -ить: клеить, приносить | ||
глаголы-исключения брить, стелить, зи-ждиться и слова, об-разованные от исклю-чений с помощью приставки и/или пост-фикса: расстелить, бриться | глаголы-исключения вертеть, видеть, за-висеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, дер-жать, дышать, слы-шать и слова, образо-ванные от исключе-ний с помощью при-ставки и/или постфик-са: разобидеться, задержать |
СИНОНИМИЯ ОДНОСОСТАВНЫХ И ДВУСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ | |
Односоставные предложения | Двусоставные предложения |
1. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копны свежие (Ес.) | 1. Я знаю, ты выйдешь... |
2. Что новенького в газетах пишут? (Шол.) | 2. Что новенького пишут газеты? |
3. Жила я радостно, по-детски – проснешься утром и запоешь (Ч.). | 3....Я, бывало, просыпалась утром и пела... |
4. Мне вздумалось сорвать этот репей (Л. Т.) | 4. Я вздумал сорвать этот репей. |
5. Все мне видится Павловск холмистый (Ахм.) | 5. Все я вижу Павловск холмистый. |
6. Мне не жить без России (Пр.). | 6. Я не смогу жить без России. |
7. Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами (Ахм.). | 7. Вот передо мной лежит эта синяя тетрадь с моими детскими стихами. |
8. Не спится, няня... (П.). | 8. Я не могу уснуть. |
Нередко синонимизируются и разные типы односоставных предложений | |
определенно-личные – безличные: | Дыши последней свободой (Ахм.). – Надо дышать последней свободой; Не мучь меня больше (Ахм.). – Не надо мучить меня больше; |
неопределенно-личные – безличные: | Близким говорят правду. – Близким принято говорить правду; |
обобщенно-личные – безличные: | Говори, да не заговаривайся (посл).– Говорить можно, да не надо заговариваться; Озвереешь в такой жизни (М. Г.). – Можно озвереть в такой жизни;...Нарочно лезет под колеса, а ты за него отвечай (Дост.). – ...А тебе за него приходиться отвечать; |
номинативные – безличные: | Тишина. – Тихо; Озноб, лихорадка. – Знобит, лихорадит; |
инфинитивные – безличные: | Не нагнать тебе бешеной тройки (Н.). – Невозможно нагнать тебе бешеную тройку. |
Определенно-личные предложения в сравне-нии с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность; не случайно этот тип односос-тавных предложений ценят поэты: | Люблю тебя, Петра творенье! (П.); Как он [Байрон], ищу спокойствия напрасно, гоним повсюду мыслию одной. Гляжу назад – прошедшее ужасно, гляжу вперед – там нет души родной! (Л.); Всюду родимую Русь узнаю (Н.); Стою один среди долины голой (Ес.). |
Определенно-личные предложения придают экспрессию газетными заголовкам: | «Не верь глазам своим» (о рекламе); «Здравствуй, добрый человек» (о старожилах); «Ожидаем большой эффект» (о развитии деловых контактов). |
Определенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 1-го лица множественного числа, используются и в научном стиле: | Проведем прямую и обозначим на ней точку; Опишем дугу; Обозначим точки пересечения прямых; вычислим среднюю квадратичную ошибку. |
Неопределенно-личные предложения не имеют особых экспрессивных качеств, которые бы выделили их на фоне других односоставных предложений. Основная сфера употребления неопределенно-личных конструкций – разговорная речь, откуда они легко переходят в художественную речь, придавая ей живые интонации: | Стучат!; Продают клубнику; Говорят, говорят... – Ну и пусть говорят!;... А в комнате метут и убирают... (Гр.); Идет. Ему коня подводят (П.); Вот тащат за ноги людей и кличут громко лекарей (Л.). |
Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле: | из научно-популярной книги: Молоко называют «легкой пищей»; Особенно много вырабатывают у нас кисло-молочных напитков, из монографии: Железо получают восстановлением его из окислов, которые входят в состав железных руд; В качестве восстановителя используют окись углерода; из газеты: Рейн уже не раз отравляли промышленными отходами. Но подобного удара реке еще не наносили. |
Неопределенно-личные предложения интерес-ны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие: | Подсудимых куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Т.); Сейчас за вами придут (Сим.); Блинами, понятно, не встретят... Вздернут еще... Жгут и вешают народ (Буб.). |
Особенно выразительны в семантико-стилистическом отношении неопределенно-личные предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное: | – А завтра меня в кино приглашают. – Кто же это? – спросила мать. – Да Виктор, – ответила Луша (Лид.). |
Подчеркнутая глагольность неопределенно-личных предложений придает им динамизм, создает благоприятные условия для использования в публицистическом стиле: | Сообщают из Киева...; Из Дамаска передают... |
Особенно эффективно употребление неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газетных материалов: | «Наживаются на беспошлинном ввозе сигарет»; «Пятятся назад» (о международной политике); «Неугодных убирают»; «Где отмывают деньги». |
В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия, например при описании опытов: | Смесь взбалтывают и подогревают. Затем в сосуд добавляют... Полученную массу охлаждают. |
В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными, а также с инфинитивными: | У нас не курят. – Курить воспрещается; Не курить!; Просят соблюдать тишину. – Не шуметь! |
В отдельных жанрах официально-деловой речи прочно закрепились неопределенно-личные предложения, выражающие побуждение в смягченной, подчёркнуто вежливой форме, например в объявлениях (особенно при трансляции их по радио): | Товарища Петрова просят подойти к справочному бюро; Пассажиров приглашают на посадку. |
Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией: | Сердцу не прикажешь; Голой овцы не стригут; Что имеем, не храним, потерявши – плачем. |
Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, – является и самой экспрессивной: | За чем пойдешь, то и найдешь; Поспешишь – людей насмешишь; Перед смертью не надышишься. |
Глагол-сказуемое 1-го и 3-го лица в обобщенно-личных предложениях указывает на действие, которое может относиться к любому лицу: | В чужом глазу – сучок видим, а в своем и бревна не замечаем; За одного битого двух небитых дают. |
Народно-поэтический оттенок обретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям: | Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина (Г.); В себя ли за-глянешь? – там прошлого нет и следа... (Л.) |
Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи, и такие, которые выделяются канцелярской окраской: | Хочется есть; Больно!; Не спится; Морозит; Ни души; Нет денег; Пора домой; Стыдно сказать; Воспрещается без согласия усыновителей... выдавать выписки из книг регистрации актов гражданского состояния; О сохранении правоотношений с одним из родителей... должно быть указано в решении об усыновлении. |
Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции: | И скучно и грустно, и некому руку подать (Л.). |
Правда, журналисты черпают из состава безличных конструкций и эмоциональные, которые необходимы для усиления действенности речи: | Стоя приветствовали болельщики чемпиона, и не было конца восторгам; Нужно было бы искать ему [спортсмену] замену, а достойных кандидатов в сборной нет; На равных бороться ему не по силам; Побеждать всегда приятно, но не разумнее ли отвлечься на время от дня сегодняшнего и заглянуть чуть дальше? |
Отдельные группы безличных предложений постоянно используются в научном стиле: | Известно, что...; Приходится признать, что...; Начинать опыт следует с вливания наименее концентрированного раствора и переходить к более концентрированным; За один опыт рекомендуется применять не более 7-10 раздражений кислотой. |
Отличающий этот функциональный стиль безличный принцип изложения обусловливает сравнительно частое использование безличных предложений со сказуемыми, выражающими различные оттенки долженствования, необходимости: | При установлении исходного функционального состояния организма следует обратить внимание на объективные физиологические данные; С подобной неоднозначностью приходится сталкиваться при всех прямых методах решения структур. |
Возможно, использование здесь и безлично-предикативных слов в роли сказуемых: | Можно заметить следующую закономерность...; Для характеристики пегмалитового поля одного образца недостаточно. |
Инфинитивные предложения предоставляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли: | Чему быть, того не миновать (посл.); Кого любить, кому же верить? (Л.); Так держать!; От судьбы не уйти; Быть бычку на веревочке! |
Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи, эта конструкция приемлема даже для лозунгов: | Работать без брака! |
Однако основная сфера их функционирова- ния – разговорный стиль: | Сказать бы об этом сразу!; А не вернуться ли нам?; Берега не видать. |
Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи: | Ну, куда тебе возиться с женой да нянчиться с ребятишками? (П.) |
В художественной и публицистической речи эти предложения вводятся в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями: | Подать свежих шпицрутенов! (Л. Т.); Унять старую ведьму! – сказал Пугачев (П.). |
Номинативные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные способности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, литераторы рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру: | Смятенье, обморок, поспешность, гнев, испуга! (Гр.); Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя... (Ес.); Черный ветер, белый снег (Бл.); Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад (Ес.). |
Номинативные предложения выполняют и чисто «техническую» функцию, обозначая место и время действия в пьесах, называя декорацию постановки: | Декорация первого акта. Восемь часов вечера. Звонок (Ч.). |
Но и в драматургии художественное значение номинативных предложений может увеличиваться, если ремарки указывают на поведение героев, их душевное состояние: | Пауза. Смех. Ропот и шиканье (Ч.). |
Номинативные предложения могут звучать и с большим напряжением, выполняя экспрессив-ную функцию при соответствующем интонационном оформлении. Это относится прежде всего к оценочно-бытийным и желательно-бытийным предложениям, кото-рые выделяются в составе номинативных: | Какая ночь! Я не могу... (Ес.); Только бы силы!; Если бы не уверенность! |
Номинативные предложения привлекают внимание и журналистов, которые видят них средство лаконичных и образных описаний обобщающего характера: | Тайга, рассеченная бетонными трассами. Мох и лишайник, содранные гусеницами. Гнилые черные лужи с пленкой нежнейшего спектра. Сырые цветы кипрея на гарях. Легчайшие, как аэростаты, серебряные цистерны. Раскрытый дерн под ногой и короткий изгиб трубы с дрожащим манометром, будто глянуло око земли. |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ | |
В конце назывного предложения в зависимости от интонации ставится точка или восклицательный знак: | Париж. Четырнадцатое июля (Сим.); Осада! Приступ! (П.) |
Используется и многоточие, которое передаёт глубокое раздумье автора, навеянное названным явлением, или обозначает большую паузу: | Теперь я вспомнил! Ночь глухая, обледенелая скала... (Сим.) |
СИНОНИМИЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
При синонимии двусоставных и односостав-ных предложений двусоставное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентриро-вать внимание на деятеле (подлежащее): а) из синонимической пары | Предлагаю объявить перерыв (односостав-ное) – Я предлагаю объявить перерыв (дву-составное второе предложение используется в тех случаях, когда на подлежащее падает логи-ческое ударение, это происходит при сопос-тавлении и противопоставлении разных деяте-лей, например: Я предлагаю объявить пере-рыв, а он – вообще отложить заседание; Я предлагаю объявить перерыв, а вы голосуйте и т.п. |
Во многих случаях конструкция двусоставного предложения является избыточной. Так, в заявлениях, где в «шапке» указан автор заявления (от кого оно или чье), достаточно односоставного предложения, аналогично в приказах, которые имеет право издавать ограниченное количество определённых лиц и которые всегда имеют подпись, но в доверенности, которая может быть оформлена без «шапки» и написана любым лицом, обязательно двусоставное: | Прошу разрешить мне... Приказываю начать перерегистрацию... Я, Петрова Надежда Дмитриевна, доверяю... |
б) из синонимической пары | Любишь кататься – люби и саночки возить (односоставное в составе сложного) – Каждый, кто любит кататься, должен любить и саночки возить (двусоставное в составе сложного) первое придает высказы-ванию афористичность, второе – назидатель-ность. |
в) в синонимических парах | Тебе звонили – Тебе кто-то звонил; Просят не курить – Руководство института просит вас не курить – односоставное предложение акцентирует внимание на действии, а двусоставное – на том, кто его производит. |
г) аналогично при синонимии безличных и инфинитивных односоставных предложений с двусоставными: | Ср.: Мне хочется – Я хочу; Запрещается провозить – Руководство метрополитена запрещает провозить; Не нагнать тебе бешеной тройки – Не нагонишь ты бешеную тройку. |
д) при синонимии | Утро. Берег реки. Колокольный звон – Наступило раннее утро. Мы стоим на берегу реки. Слышен колокольный звон – первые предложения придают тексту эмоциональ-ность и создают атмосферу сопричастности автора текста и его адресата, вторые более объективны. Предложения первого типа обычно занимают позицию зачина и широко употребляются в очерках и репортажах, где необходимо создать иллюзию присутствия адресата на месте действия. |
Синонимия возможна также между разновид-ностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными и обобщенно-личными. | строки Тютчева Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У ней особенная стать – В Россию можно только верить и потенциально возможный вариант Умом Россию не поймешь, Аршином общим не измеришь...; инфинитивные предложения от-личаются большей категоричностью высказывания. |
Иногда возможен выбор более чем из двух структурных синонимов. В частности, некоторые двусоставные предложения (с переходным глаголом-сказуемым) могут быть даны в варианте действительного и страдательного залога и иметь вариант в форме односоставного предложения: | Ураган сорвал крышу. – Крыша сорвана ураганом. – Ураганом сорвало крышу. В первом случае сообщается об урагане и его действии, во втором – о результате, в третьем – о стихийном событии. |
Примечание. Предложения со страдательной конструкцией имеют в русском языке ограниченное употребление, при этом они чаще оформляются в виде двучлена (без указания деятеля в форме творительного падежа) чем трёхчлена. Так, ненормативным будет предложение типа – За свободолюбивые стихи Пушкин был сослан в Бессарабию Александром I. Если мы ставим своей целью сообщить о действиях Александра I, следует сказать – За свободолюбивые стихи Александр I сослал Пушкина в Бессарабию. Если для нас важно, что произошло с Пушкиным, – За свободолюбивые стихи Пушкин был сослан (Пушкина сослали) в Бессарабию. Аналогично вместо ошибочного ненормативного – Властями будет проведено тщательное расследование происшествия следует либо Власти проведут тщательное расследование происшествия, либо Будет проведено тщательное расследование происшествия. | |
Синонимия возможна между повествовательными и некоторыми видами простых вопросительных предложений. Последняя группа фигур – собственно риторические. Их цель – усиление выразительности речи. Эффект достигается за счёт использования синтаксических единиц, имеющих яркую эмоциональную окрашенность. | |
Риторический вопрос – вопросительное по форме предложение, имеющее смысл усиленного утверждения или отрицания: | И разве в создании этой общественной атмосферы не сыграло свою роль поведение тех, пусть немногих, а на самом деле их было не так уж мало, особенно среди молодых, кого именно письмо-обращение Александра Солженицына заставило перевернуть свою жизнь, встать на путь решительного и твердого неучастия в вакханалии казенной Лжи? (И. Виноградов); Неужели же эта удивительная революция, вызванная похождениями Чичикова, менее невероятна, чем то происшествие, что нос майора Ковалева, исчезнув с лица своего обладателя, стал разъезжать по Петербургу, одетый в мундир с золотом? (В. Брюсов). |
Примечание. Риторический вопрос следует отличать от похожих конструкций, когда вопрос не требует ответа. Сюда относятся уже рассматривавшиеся вопросительные предложения, используемые для построения умолчания, и сегментированные конструкции. В других случаях вопрос и ответ могут быть разделены. Нередко текст или его фрагмент начинается с вопроса, формулирующего проблему, затем проблема рассматривается, а в конце, как итог, может быть дан ответ. Такая форма построения характерна для научных текстов и проблемных публицистических статей. В простейших учебных текстах вопрос и ответ следуют друг за другом, что придаёт тексту форму беседы и тем самым облегчает восприятие информации. Перенесение этого приёма за пределы учебных текстов ведёт к подавлению мыслительной деятельности собеседника, не позволяя ему предположить какой-либо иной ответ, кроме предложенного автором. Например: Разве государство не обязано заботиться о своих гражданах? – Государство обязано заботиться о своих гражданах; Неужели мы согласимся с этим предложением? – Мы не согласимся с этим предложением. Первые примеры в этих парах являются вопросительными по форме предложениями, так называемыми риторическими вопросами, которые характерны для литературно-художественной и выразительной разговорной речи. При наличии отрицательных частиц они усиливают утверждение, в утвердительной форме, наоборот, подчеркивают отрицание. |
ПО НАЛИЧИЮ ИЛИ ОТСУТСТВИЮ НЕОБХОДИМЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
Полные предложения | Неполные предложения |
простые предложения, в которых есть все члены, необходимые для смысловой полноты предложения. | предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный) или же несколько членов предложения. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из предыдущих предложений или самой речевой ситуации. |
Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое. | Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Сравните: … а человек освещается знанием. |
Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Неполными часто являются предложения в диалоге. | |
— Тебя как зватъ-то? — Алексей. — А по отцу? — Николаич. | |
Неполным предложением может быть вторая часть сложного предложения. | |
Алёша смотрел на них, а они — на него. Вы получили письма, а я не получил. | |
Пропуск членов предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Летом светает рано, а зимой — поздно. | |
В так называемых ситуативных неполных предложениях пропущенные члены не восстанавливаются. Они в тексте словами нигде не названы, а додумываются из речевой ситуации, т. е. их смысл раскрывается внеречевыми обстоя |