МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА
Факультет агрономии и биотехнологии
Кафедра земледелия и методики опытного дела
ОБЩЕЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
Рабочая тетрадь
для выполнения курсовой работы
Москва 2018
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –
МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА
Факультет агрономии и биотехнологии
Кафедра земледелия и методики опытного дела
ОБЩЕЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
рабочая тетрадь
для выполнения курсовой работы
Студент (ка)________________________
Группа_____________________________
Москва 2018
Общее земледелие: Рабочая тетрадь /О.А. Савоськина, И.А. Заверткин. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2018. 37 с.
В рабочей тетради изложен учебно-методический материал для написания курсовой работы по дисциплине «Общее земледелие».
Изложены принципы построения схем севооборотов и методы обследования полей на засоренность с последующей разработкой мероприятий по борьбе с сорными растениями. Дана характеристика технологических операций и приемов обработки почвы. Рассматривается система обработки почвы в севооборотах различной специализации с учетом агроландшафтных особенностей.
Предназначено для студентов факультета садоводства и ландшафтной архитектуры очной формы обучения, обучающихся по направлению 110500.62 «Садоводство».
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией по направлению 110500.62 «Садоводство» (протокол №____ от «____»____ 2018 г.).
© Савоськина О.А., Заверткин И.А.,
составители, 2018
© ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА
имени К.А. Тимирязева, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ | |
Характеристика исходного плодородия почв хозяйства | |
Задания по валовому производству основных видов продукции | |
Предшественники (площадь поля, занятая культурой в год введения севооборота, %) | |
РАЗДЕЛ II. Анализ почвенно-климатических условий хозяйства | |
Заключение по почвенно-климатическим условиям хозяйства | |
РАЗДЕЛ III. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОСВОЕНИЕ НОВОГО СЕВООБОРОТА | |
Структура посевных площадей Схема проектируемого севооборота | |
3.2. Обоснование чередования культур в проектируемом севообороте. | |
3.3. Расчет продуктивности севооборотов | |
Продуктивность пашни при прежней структуре посевных площадей | |
Продуктивность пашни в новом севообороте | |
План освоения нового севооборота | |
Ротационная таблица освоенного севооборота | |
3.4. Расчет гумусового баланса и предложения по воспроизводству плодородия почвы в проектируемом севообороте | |
РАЗДЕЛ IV. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫОБРАБОТКИ ПОЧВЫИ МЕР БОРЬБЫС СОРНЯКАМИ | |
4.1. Карта засоренности полей | |
4.2. Анализ засоренности полей севооборота и разработка мероприятий по борьбе с сорняками | |
4.3. Расчет потребности в гербицидах | |
4.4. Меры по охране труда при работе с гербицидами | |
4.5. Обоснование системы обработки почвы в севообороте | |
4.6. Система механических, биологических и химических приемов по обработке почвы, защите ее от эрозии и борьбе с сорняками в полях севооборота | |
4.7. Научное обоснование рекомендуемой системы обработки почвы и дополнительных противоэрозионных приемов в полях севооборота | |
ПОЯСНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ | |
ЗАМЕЧАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ РАБОТЫИ ОЦЕНКА |
Введение
Дисциплина «Общее земледелие» для студентов, обучающихся по направлению 110500.62 «Садоводство», предполагает выполнение курсовой работы, направленой на закрепление теоретических знаний путем практической разработки основных звеньев адаптивно-ландшафтых систем земледелия: системы севооборотов, ресурсосберегающих приёмов обработки почвы, интегрированных мер борьбы с сорняками, комплекса мероприятий по защите почв от эрозии и системы воспроизводства плодородия в разных агроландшафтах. При выполнении курсовой работы студент должен реализовать следующие компетенции: способность обосновать и использовать севообороты, системы содержания почвы в садоводстве, применять средства защиты от сорной растительности в насаждениях и посевах садовых культур.
В процессе работы на основании полученных от преподавателя материалов (табл.1, 2) и справочной информации студент должен решить следующие задачи:
1.Провести анализ почвенно-климатических условий.
2. Определить специализацию хозяйства, рассчитать структуру посевных площадей, определить число полей и научно обосновать чередование культур в севообороте.
3. Разработать план освоения нового севооборота и составить ротационную таблицу.
4. Дать сравнительную оценку продуктивности старого и нового севооборота.
5. Провести расчет баланса органического вещества в севооборотах и разработать комплекс мероприятий по расширенному воспроизводству плодородия.
6. Построить карты засоренности полей севооборота и определить ассортимент гербицидов и их потребность с учетом площади посева отдельных групп с.-х. культур.
7. Разработать систему обработки почвы в севооборотах с учетом уровня и типа засоренности, мощности пахотного слоя и режимов проявления эрозионных процессов.
8. Дать практические рекомендации по совершенствованию отдельных звеньев АЛСЗ с использованием инновационных технологий на основе систем глобального позиционирования.
Студент должен сдать курсовую работу за 2 недели до начала сессии. После проверки работы преподавателем по результату защиты ее студентом выставляется итоговая оценка.
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Перед студентом, работающим над курсовой работой, ставится задача закрепить полученные знания, умения и навыки по общему земледелию, развить способность по творческому их использованию в решении агротехнических вопросов в конкретной производственной ситуации.
Курсовая работа охватывает все разделы курса общего земледелия с учетом специализации («Виноградарство и виноделие», «Декоративное садоводство», «Производство и переработка лекарственного и эфиромасличного сырья», «Овощеводство», «Плодоводство») студентов факультета.
Первый раздел работы содержит задания, методические указания по их выполнению для конкретных производственных условий, список рекомендуемой литературы.
Во втором разделе студентом кратко излагаются почвенно-климатические условия района с указанием продолжительности вегетационного периода и температурного режима, общего количества атмосферных осадков и распределения их по месяцам года; дается характеристика почвы (тип, почвенная разность, структура, реакция среды, содержание доступных элементов питания и т.п.), специализация хозяйства.
В третьем разделе дается научное обоснование проектируемого севооборота, исходя из плановых заданий по валовому производству продукции и выхода ее с 1 га пашни в севообороте, определяется структура посевных площадей, число полей и проектируется научно-обоснованное чередование культур в севообороте. Оценив продуктивность нового севооборота по сравнению со старой структурой посевных площадей, на основании предшественников составляют план его освоения и ротационную таблицу.
В пунктах 8 и 9 студент излагает общую характеристику условий воспроизводства плодородия почв в проектируемом севообороте и делает расчет гумусового баланса. Затем студент получает от преподавателя исходные данные по засоренности полей и по эрозионному состоянию полей севооборота.
В четвертом разделе на основании полученных от преподавателя данных обследования полей на засоренность составляется карта засоренности полей севооборота, где круговой диаграммой показывается засоренность каждого поля (штриховкой в секторах круга показываются основные биологические группы сорняков, начальными буквами преобладающие виды по каждой биогруппе, цифрой средний показатель их численности). Карта засоренности полей дополняется условными обозначениями.
В первом и восьмом пунктах четвертого раздела дается научное обоснование рекомендуемых систем защиты растений от сорняков, обработки почвы и противоэрозионных агроприемов в полях севооборота (обоснование предупредительных, биологических, механических и химических мер борьбы с сорняками; теоретические основы, цели и задачи обработки почвы, возможные пути ее минимализации и защиты почвы от эрозии, приемы углубления и окультуривания пахотного слоя почвы) с учетом конкретных почвенно-климатических условий зоны, специализации севооборота, всех возделываемых культур, карты засоренности полей севооборота, равновесной и оптимальной плотности почвы, вида и степени ее эрозии.
В шестом пункте данного раздела в строгом соответствии с чередованием культур студент излагает научно обоснованную систему приемов по обработке почвы, защите ее от эрозии и борьбе с сорняками в полях севооборота.
В первой графе пункта 6 этого раздела указываются возделываемые культуры. Во второй графе последовательно перечисляются все приемы по обработке почвы, борьбе с эрозией, биологической, механической и химической защите культурных растений от сорняков, а также по посеву и уборке урожая культуры, начиная с первого приема после уборки предшественника и кончая уборкой рассматриваемой культуры. В последующих графах указывается глубина обработки, дозы гербицидов и другие показатели количества, марки тракторов, сельхозмашин и орудий, агрегатов, выпускаемых отечественной промышленностью или закупаемых за рубежом, агротехнические (например, ранневесеннее боронование при физической спелости почвы на глубине обработки, лущение стерни одновременно с уборкой), а не календарные сроки выполнения работ.
В соответствии со степенью и характером засоренности полей севооборотов и разработанных мер борьбы с сорняками определяется (с учетом кратности обработок) годовая потребность (кг) в гербицидах, рекомендуются мероприятия по охране труда при работе с гербицидами.
С учетом типа почвы, ее механического состава (табл. 1) и данных по видам водной эрозии в пункте 9 дается перечень специальных мероприятий по борьбе с водной эрозией, которые не включены в систему обработки почвы.
Таблица 1
Характеристика исходного плодородия почв хозяйства
№ | Субъект Федерации | Название почвы | Состояние плодородия пахотного слоя | |||
Гумус % | Мощность пахотного слоя, см | Плотность почвы, г/см3 | рН сол. | |||
Брянская, область | Дерново-среднеподзолистая, супесчаная | 1,2 | 1,1 | 4,5 | ||
Тверская область | Дерново-среднеподзолистая, среднесуглинистая | 1,6 | 1,4 | 5,0 | ||
Калужская область | Дерново-слабоподзолистая, среднесуглинистая | 1,3 | 1,4 | 4,7 | ||
Ленинградская область | Дерново-среднеподзолистая, среднесуглинистая | 1,6 | 1,4 | 4,5 | ||
Костромская, область | Дерново-сильноподзолистая, тяжелосуглинистая | 1,6 | 1,5 | 4,1 | ||
Смоленская область | Дерново-сильноподзолистая, супесчаная | 1,0 | 1,3 | 4,0 | ||
Московская область | Аллювиальная, дерновая, супесчаная | 2,0 | 1,2 | 6,0 | ||
Владимирская область, | Дерновые супесчаные, прирусловая пойма | 1,3 | 1,2 | 4,7 | ||
Ярославская область | Дерново-сильноподзолистая, среднесуглинистая | 1,4 | 1,5 | 4,5 | ||
Рязанская область | Светло серая лесная, Среднесуглинистая | 1,9 | 1,4 | 5,5 | ||
Воронежская область | Чернозем обыкновенный, тяжелосуглинистый | 4,5 | 1,3 | 6,0 | ||
Тульская область | Серая, лесная, среднесуглинистая | 2,1 | 1,3 | 5,5 | ||
Тамбовская область | Чернозем обыкновенный, тяжелосугли-нистый | 4,2 | 1,2 | 6,0 | ||
Липецкая область | Чернозем выщелоченный, тяжелосуглинистый | 6,0 | 1,2 | 6,5 | ||
Белгородская область | Чернозем типичный, тяжелосуглинистый | 8,0 | 1,3 | 6,8 | ||
Ростовская область | Темно-каштановая, слабо-солонцеватая | 3,0 | 1,2 | 7,0 | ||
Астраханская область | Аллювиальные (поймы) среднесуглинистые | 4,5 | 1,3 | 6,0 | ||
Краснодарский край | Чернозем мицелярнокарбонат-ный | 7,0 | 1,3 | 6,0 | ||
Ставропольский край | Чернозем солонцеватослитый, глинистый | 3,3 | 1,3 | 6,0 | ||
Омская область | Чернозем обыкновенный, слабосолонцеватый | 3,4 | 1,3 | 5,5 | ||
Новосибирская область | Чернозем южный, карбонат-ный, тяжелосуглинистый, | 2,8 | 1,3 | 5,5 | ||
Алтайский край | Чернозем выщелоченный, среднесуглинистый, | 4,8 | 1,1 | 6,4 |
Таблица 2
Задания по валовому производству основных видов продукции
(плановая урожайность с.–х. культур (т/га,тыс. шт./га) – в знаменателе)
Варианты | Культуры | |||||||||||||||
Зернобобовые. | Зеленные | Капуста ранняя | Капуста поздняя | Лук или чеснок | Морковь | Огурцы | Кабачки | Перец сладкий | Свекла | Баклажан | Томаты | Картофель | Бахча | Саженцы косточковых | ||
№ | ||||||||||||||||
135 | 750 50 | 205 | 360 | 315 | ||||||||||||
264 | 660 | 638 | 770 | 440 | ||||||||||||
750 | ||||||||||||||||
525 | 2100 | 975 | 320 | |||||||||||||
140 | 350 | |||||||||||||||
166 | 243 | 623 | 480 | 320 | 240 | 352 | ||||||||||
3060 | 630 | 450 | ||||||||||||||
160 | 600 | 450 | 1120 | 175 | ||||||||||||
2940 | 980 | |||||||||||||||
221 | 459 | 1020 | ||||||||||||||
182 | 936 | 210 | 360 | 250 | 416 | 351 | ||||||||||
297 | 324 | |||||||||||||||
1350 | 612 | 806 | 550 | 702 | ||||||||||||
2800 | 700 | 700 | 650 65 | 600 | 1225 | |||||||||||
180 | 580 | 630 63 | 280 | 175 | 495 | |||||||||||
300 | 450 | 525 | 2700 | |||||||||||||
1400 | 160 | 400 | 150 | 4000 | ||||||||||||
144 | 180 | 396 | 180 | 270 | 840 | |||||||||||
540 | 1340 | |||||||||||||||
300 | 750 | |||||||||||||||
1000 | 420 | 350 | 560 | 390 | 500 | |||||||||||
600 | 400 | 740 | 540 | |||||||||||||
Продолжение таблицы 2
Земляника | Валериана лекар. | Мята | Ромашка аптечная | Озимые зерновые | Яровые зерновые | Кукуруза на силос | Корнеплоды кормовые | Многолетние травы | Однолетние травы | Пар | Сидерат | |
№ | ||||||||||||
270 | ||||||||||||
440 | ||||||||||||
38 3,8 | 130 6,5 | |||||||||||
1625 | 1050 | 550 | ||||||||||
336 | 49 3.5 | 252 18 | ||||||||||
342 | ||||||||||||
300 | ||||||||||||
123 3,5 | 245 | |||||||||||
135 2,5 | 108 | 513 | ||||||||||
420 | ||||||||||||
135 4,5 | 30 | |||||||||||
144 1,2 | 184 4.6 | 640 | ||||||||||
585 6,5 | 105 3,5 | |||||||||||
300 |
Таблица 3
Предшественники (площадь поля, занятая культурой в год введения севооборота, %)
Вариант | № поля | Капуста поздняя | Лук | Морковь | Огурцы | Свекла столовая | Томаты | Озимые | Яр. зерновые с подсевом мн. трав | Горох | Картофель. ранний | Кукуруза на силос | Свекла кормовая | Мн. травы 1 г.п. | Мн. травы 2 г.п. | Одн. травы на сено | Пар чистый, занятый |
I | I | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||
II | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||
III | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
IV | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
V | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
VI | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
VIII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
I | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
II | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
III | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
IV | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
V | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VI | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VIII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
I | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
II | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||
III | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
IV | – | – | | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
V | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
VI | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
VIII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
I | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
II | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
III | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
IV | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
V | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VI | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VIII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||||
I | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
II | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
III | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||
IV | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||
V | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
VI | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
VIII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
I | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
II | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
III | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
IV | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
V | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||
VI | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||
VIII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
I | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
II | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
III | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
IV | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
V | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VI | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VIII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
I | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||
II | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
III | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
IV | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
V | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VI | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VIII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
I | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
II | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
III | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||
IV | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||
V | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
VI | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||
VII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||
VIII | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
I | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||
II | – |
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд