Тема 1(2) «Психологические проблемы формирования профессиональных кадров»
1. Исследуйте собственный стиль кризисного поведения в конфликтных ситуациях на производстве методом сопряжения следующих диагностических методик: тест конфликтного поведения А.Томаса, Опросник агрессивности Л.Г.Почебут, Методика «Ценность-доступность» Е.Б.Фанталовой. Составьте комплексное суждение о преобладающем стиле собственного поведения в кризисной ситуации.
4. Заполните ряды взаимосответствий по облокам (см. ниже). В соответствие по каждому ряду поставьте методику или набор диагностических маркеров (референтов), предствляющих данный признак[1].
Причины развития информационного стресса
I. Непосредственные (информационные)
1. Семантические (смысловые):
1) высокая субъективная сложность задачи……………….;
2) высокая ответственность задания………………;
3) опасность ситуации…………………….;
4) недостаточный контроль за ситуацией………………………;
5) неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации………;
6) непредсказуемость развития ситуации………………………………..;
7) частичный или полный неуспех в деятельности…………………………;
8) противоречивость информации и т. п…………………………
2. Операциональные:
1) дефицит информации………………………;
2) избыточность информации…………………………….;
3) большой объем информации…………………………………………..;
4) низкая вероятность поступления значимой информации……………………..;
5) нарушения ритма поступления информации и т. п. ………………………….
3. Временные:
1) дефицит времени……………………….;
2) большая длительность воздействия рабочей нагрузки………………………..;
3) аритмичность предъявления информации………………………………………;
4) высокий темп предъявления информации……………………………;
5) неопределенность времени (неожиданность) поступления…………………...
4. Организационные:
1) низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации………………;
2) неправильный выбор необходимой информации……………….;
3) отвлечение внимания………………………………………;
4) пропуск сигнала, объективная сложность задачи……………………..;
5) совмещенная деятельность и т. п.
И. Главные (субъектные)
1. Морально-нравственные (недисциплинированность, безответственность, небрежность и т. п.)……………………………….
2. Профессиональные (низкий уровень знаний, недостатки в развитии навыков и умений, отсутствие необходимого опыта и т. п.)……………….
3. Физиологические: снижение резервов организма в результате острых и хронических заболевании, неблагоприятные функциональные состояния (укачивание, утомление, десинхропоз, неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т. п.)………………………………………..
III. Сопутствующие (средовые)
1. В организации труда:
1) нерациональный режим труда и отдыха (сверхурочные, ночные смены);
2) чрезмерная рабочая нагрузка……………….
3) недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда……………….;
4) недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места……………………………………………………………;
5) недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т. п.
3. В условиях труда:
1) недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления………………….;
2) неблагоприятный психологический климат в коллективе………………….;
3) недостаточная совместимость, сплоченность………………………………….;
4) межличностные конфликты…………………;
5) низкий ролевой статус………………………………………………………….;
6) неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т. п.
Основные функциональные блоки:
♦ мотивов деятельности………………………………..;
♦ целей деятельности……………………………………………………;
♦ программы деятельности…………………………………………………………;
♦ информационной основы деятельности…………………………………………;
♦ принятия решений………………………………………………………………..;
♦ подсистемы деятелыюстно важных качеств…………………………………….
Тема 2(3) «Система «человек-машина» (СЧМ). Психологические особенности системы "человек - компьютер»
1. Задлание 1[2]. Каждому из трех типов активности соответствует некоторый класс проблемностей, определяемый по степени указанного несоответствия: проблемные моменты (при незначительных изменениях), проблемные ситуации (при достаточно существенных изменениях) и проблемы (при очень серьезных, неожиданных изменениях). Как известно, эти классы определяют качественные особенности и закономерности процессов психической регуляции на разных уровнях: непосредственного взаимодействия, опосредованной координации, программно-целевой организации, личностно-нормативных изменений и мировоззренческих коррекций (табл. 4.). Заполните таблицу взаимосоответствий.
Таблица 4.
Соответствие между классами проблемностей и уровнями психической регуляции
Класс проблемностей | Содержание процессов психической регуляции | Уровень психической регуляции |
А.Проблемные моменты | Организация непосредственного чувственно-практического контакта с действительностью | а |
Б.Проблемные ситуации | Пространственно-временная ориентация и логическая координация деятельности | б1 |
Анализ общих особенностей и закономерностей деятельности, поиск и формирование ее целей и программ | б2 | |
С.Проблемы | Формирование и изменение профессиональных, социальных, морально-этических и нравственных норм поведения и деятельности, выработанных и принятых личностью | с1 |
Дополнение и коррекция системы знаний, убеждений и идеалов о природе, технике, человеке и обществе | с2 |
Пример заполнения: А – а;
Список выбора для установления взаимосоответствий:
Непосредственное взаимодействие (а,б,с)
Опосредованная координация (а,б,с)
Программно-целевая организация (а,б,с)
Личностно-нормативные изменения (а,б,с)
Мировоззренческие коррекции (а,б,с).
1. Воспользовавшись Опросником для оценки острого физического утомления проанализирйте свое состояние в конце учебной недели и в начале. Сравните результаты и сделайте вывод[3]
Бланк (рис 3 а).
Опросник для оценки острого умственного утомления
Инструкция. Прочтите внимательно каждое из представленных ниже утверждений и соотнесите их с тем, как вы чувствуете себя в данный момент времени. Зачеркните ответ «Да», если оно соответствует вашим текущим ощущениям, или ответ «Нет» — если оно отсутствует. В случае, если вы затрудняетесь с выбором ответа, подчеркните оба варианта «Да—Нет». Последовательно отвечайте на все пункты опросника и не задумывайтесь долго над выбором ответа, — как правило, первое ощущение оказывается наиболее точным!
Индекс умственного утомления | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бланк (рис.3б)
Опросник для оценки острого умственного утомления
Инструкция. Прочтите внимательно каждое из представленных ниже утверждений и соотнесите их с тем, как вы чувствуете себя в данный момент времени. Зачеркните ответ «Да», если оно соответствует вашим текущим ощущениям, или ответ «Нет» — если оно отсутствует. В случае, если вы затрудняетесь с выбором ответа, подчеркните оба варианта «Да—Нет». Последовательно отвечайте на все пункты опросника и не задумывайтесь долго над выбором ответа, — как правило, первое ощущение оказывается наиболее точным!
|