Соответствие между классами проблемностей и уровнями психической регуляции




Тема 1(2) «Психологические проблемы формирования профессиональных кадров»

1. Исследуйте собственный стиль кризисного поведения в конфликтных ситуациях на производстве методом сопряжения следующих диагностических методик: тест конфликтного поведения А.Томаса, Опросник агрессивности Л.Г.Почебут, Методика «Ценность-доступность» Е.Б.Фанталовой. Составьте комплексное суждение о преобладающем стиле собственного поведения в кризисной ситуации.

4. Заполните ряды взаимосответствий по облокам (см. ниже). В соответствие по каждому ряду поставьте методику или набор диагностических маркеров (референтов), предствляющих данный признак[1].

Причины развития информационного стресса

I. Непосредственные (информационные)

1. Семантические (смысловые):

1) высокая субъективная сложность задачи……………….;

2) высокая ответственность задания………………;

3) опасность ситуации…………………….;

4) недостаточный контроль за ситуацией………………………;

5) неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации………;

6) непредсказуемость развития ситуации………………………………..;

7) частичный или полный неуспех в деятельности…………………………;

8) противоречивость информации и т. п…………………………

2. Операциональные:

1) дефицит информации………………………;

2) избыточность информации…………………………….;

3) большой объем информации…………………………………………..;

4) низкая вероятность поступления значимой информации……………………..;

5) нарушения ритма поступления информации и т. п. ………………………….

3. Временные:

1) дефицит времени……………………….;

2) большая длительность воздействия рабочей нагрузки………………………..;

3) аритмичность предъявления информации………………………………………;

4) высокий темп предъявления информации……………………………;

5) неопределенность времени (неожиданность) поступления…………………...

4. Организационные:

1) низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации………………;

2) неправильный выбор необходимой информации……………….;

3) отвлечение внимания………………………………………;

4) пропуск сигнала, объективная сложность задачи……………………..;

5) совмещенная деятельность и т. п.

И. Главные (субъектные)

1. Морально-нравственные (недисциплинированность, безответственность, небрежность и т. п.)……………………………….

2. Профессиональные (низкий уровень знаний, недостатки в развитии навыков и умений, отсутствие необходимого опыта и т. п.)……………….

3. Физиологические: снижение резервов организма в результате острых и хронических заболевании, неблагоприятные функциональные состояния (укачивание, утомление, десинхропоз, неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т. п.)………………………………………..

III. Сопутствующие (средовые)

1. В организации труда:

1) нерациональный режим труда и отдыха (сверхурочные, ночные смены);

2) чрезмерная рабочая нагрузка……………….

3) недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда……………….;

4) недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места……………………………………………………………;

5) недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т. п.

3. В условиях труда:

1) недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления………………….;

2) неблагоприятный психологический климат в коллективе………………….;

3) недостаточная совместимость, сплоченность………………………………….;

4) межличностные конфликты…………………;

5) низкий ролевой статус………………………………………………………….;

6) неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т. п.

Основные функциональные блоки:

♦ мотивов деятельности………………………………..;

♦ целей деятельности……………………………………………………;

♦ программы деятельности…………………………………………………………;

♦ информационной основы деятельности…………………………………………;

♦ принятия решений………………………………………………………………..;

♦ подсистемы деятелыюстно важных качеств…………………………………….

 

Тема 2(3) «Система «человек-машина» (СЧМ). Психологические особенности системы "человек - компьютер»

1. Задлание 1[2]. Каждому из трех типов активности соответствует некоторый класс проблемностей, определяемый по степени указанного несоответствия: проблемные моменты (при незначительных изменениях), проблемные ситуации (при достаточно существенных изменениях) и проблемы (при очень серьезных, неожиданных изменениях). Как известно, эти классы определяют качественные особенности и закономерности процессов психической регуляции на разных уровнях: непосредственного взаимодействия, опосредованной координации, программно-целевой организации, личностно-нормативных изменений и мировоззренческих коррекций (табл. 4.). Заполните таблицу взаимосоответствий.

Таблица 4.

Соответствие между классами проблемностей и уровнями психической регуляции

Класс проблемностей Содержание процессов психической регуляции Уровень психической регуляции
А.Проблемные моменты Организация непосредственного чувственно-практического контакта с действительностью а
Б.Проблемные ситуации Пространственно-временная ориентация и логическая координация деятельности б1
Анализ общих особенностей и закономерностей деятельности, поиск и формирование ее целей и программ б2
С.Проблемы Формирование и изменение профессиональных, социальных, морально-этических и нравственных норм поведения и деятельности, выработанных и принятых личностью с1
Дополнение и коррекция системы знаний, убеждений и идеалов о природе, технике, человеке и обществе с2

Пример заполнения: А – а;

Список выбора для установления взаимосоответствий:

Непосредственное взаимодействие (а,б,с)

Опосредованная координация (а,б,с)

Программно-целевая организация (а,б,с)

Личностно-нормативные изменения (а,б,с)

Мировоззренческие коррекции (а,б,с).

 

1. Воспользовавшись Опросником для оценки острого физического утомления проанализирйте свое состояние в конце учебной недели и в начале. Сравните результаты и сделайте вывод[3]

Бланк (рис 3 а). Опросник для оценки острого умственного утомления Инструкция. Прочтите внимательно каждое из представленных ниже утверждений и соотнесите их с тем, как вы чувствуете себя в данный момент времени. Зачеркните ответ «Да», если оно соответствует вашим текущим ощущениям, или ответ «Нет» — если оно отсутствует. В случае, если вы затрудняетесь с выбором ответа, подчеркните оба варианта «Да—Нет». Последовательно отвечайте на все пункты опросника и не задумывайтесь долго над выбором ответа, — как правило, первое ощущение оказывается наиболее точным!
  Чувствую общую слабость Да-Нет
  Мне приходится заставлять себя как можно быстрее реагировать на поступающую информацию Да-Нет
  Я спокоен и собран Да-Нет
  Мне душно Да-Нет
  Хочется хоть немного отвлечься от работы Да-Нет
  У меня тяжелая голова Да-Нет
  Мне стало трудно думать Да-Нет
  Чувствую себя раздраженным Да-Нет
  Мне не хочется разговаривать Да-Нет
  Я не обращаю внимания на то, как идет работа у моих коллег Да-Нет
  У меня стали появляться паузы во время работы Да-Нет
  Время течет медленно Да-Нет
  Мне хочется встать и размяться Да-Нет
  У меня устали глаза Да-Нет
  Мне приходится напрягать слух Да-Нет
  У меня постоянно возникают сомнения в правильности исполнения работы Да-Нет
  Мне весело Да-Нет
  Мне хочется работать Да-Нет

 

 

Индекс умственного утомления

Бланк (рис.3б) Опросник для оценки острого умственного утомления Инструкция. Прочтите внимательно каждое из представленных ниже утверждений и соотнесите их с тем, как вы чувствуете себя в данный момент времени. Зачеркните ответ «Да», если оно соответствует вашим текущим ощущениям, или ответ «Нет» — если оно отсутствует. В случае, если вы затрудняетесь с выбором ответа, подчеркните оба варианта «Да—Нет». Последовательно отвечайте на все пункты опросника и не задумывайтесь долго над выбором ответа, — как правило, первое ощущение оказывается наиболее точным!
  Чувствую общую слабость Да-Нет
  Мне приходится заставлять себя как можно быстрее реагировать на поступающую информацию Да-Нет
  Я спокоен и собран Да-Нет
  Мне душно Да-Нет
  Хочется хоть немного отвлечься от работы Да-Нет
  У меня тяжелая голова Да-Нет
  Мне стало трудно думать Да-Нет
  Чувствую себя раздраженным Да-Нет
  Мне не хочется разговаривать Да-Нет
  Я не обращаю внимания на то, как идет работа у моих коллег Да-Нет
  У меня стали появляться паузы во время работы Да-Нет
  Время течет медленно Да-Нет
  Мне хочется встать и размяться Да-Нет
  У меня устали глаза Да-Нет
  Мне приходится напрягать слух Да-Нет
  У меня постоянно возникают сомнения в правильности исполнения работы Да-Нет
  Мне весело Да-Нет
  Мне хочется работать Да-Нет
 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: