I. Непосредственные (информационные)




1. Семантические (смысловые):

1) высокая субъективная сложность задачи;

2) высокая ответственность задания;

3) опасность ситуации;

4) недостаточный контроль за ситуацией;

5) неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации;

6) непредсказуемость развития ситуации;

7) частичный или полный неуспех в деятельности;

8) противоречивость информации и т. п.

2. Операциональные:

1) дефицит информации;

2) избыточность информации;

3) большой объем информации;

4) низкая вероятность поступления значимой информации;

5) нарушения ритма поступления информации и т. п. -

3. Временные:

1) дефицит времени;

2) большая длительность воздействия рабочей нагрузки;

3) аритмичность предъявления информации;

4) высокий темп предъявления информации;

5) неопределенность времени (неожиданность) поступления.

4. Организационные:

1) низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации;

2) неправильный выбор необходимой информации;

3) отвлечение внимания;

4) пропуск сигнала, объективная сложность задачи;

5) совмещенная деятельность и т. п.

5. Технические:

1) отказ системы;

2) блокировка сигнала;

3) маскировка, искажение сигнала;

4) ложная информация;

5) интерференция сигналов;

6) противоречие информационных признаков ситуации;

7) недостаточный привлекающий эффект сигнала;

8) несоответствие сигнальных признаков информации и т. п.

И. Главные (субъектные)

1. Морально-нравственные (недисциплинированность, безответственность, небрежность и т. п.).

2. Профессиональные (низкий уровень знаний, недостатки в развитии навыков и умений, отсутствие необходимого опыта и т. п.).

3. Физиологические: снижение резервов организма в результате острых и хронических заболевании, неблагоприятные функциональные состояния (укачивание, утомление, десинхропоз, неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т. п.).

III. Сопутствующие (средовые)

1. В организации труда:

1) нерациональный режим труда и отдыха (сверхурочные, ночные смены);

2) чрезмерная рабочая нагрузка;

3) недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда;

4) недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места;

5) недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т. п.

2. В средствах труда:

1) недостатки в компоновке приборов, кодировании информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т. п.

3. В условиях труда:

1) недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления;

2) неблагоприятный психологический климат в коллективе;

3) недостаточная совместимость, сплоченность;

4) межличностные конфликты;

5) низкий ролевой статус;

6) неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т. п.

Основные функциональные блоки

♦ мотивов деятельности;

♦ целей деятельности;

♦ программы деятельности;

♦ информационной основы деятельности;

♦ принятия решений;

♦ подсистемы деятелыюстно важных качеств

Тема 4 (1) «Психологическая профессиография»

1. Составьте таблицу взаимосоответствия

Таблица 7

Труд по самообслуживанию Человек — индивид
А. Потребительный труд А.Человек — субъект труда  
Б. Общественно-полезный труд Б. Человек — социальный индивид
С. Исполнительный производительный труд С. Человек — деятель
Д. Квалифицированный производительный труд Д. Человек — специалист
Е. Совместный организованный производительный труд Е.Человек — участник совместного труда
Г. Свободный самостоятельный производительный труд Г. Человек — работник

Пример взаимосоответствия: Вопросу А соответствует ответ Г.

2. Установите взаимосоответствия:

Таблица 8

А.Труд по самообслуживанию А. Человек-творец — изобретатель, новатор, суперпрофессионал
В.Профессиональный производительный труд В. Человек — профессионал, компетентный деятель
С.Творческий производительный труд   С. Человек — индивид

Пример взаимосоответствия: Вопросу А соответствует ответ С.

3. Что включает в себя как структурные компоненты модель специалиста? Составьте модель специалиста «психолог-консультант на производстве».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: