Вязкость – внутреннее трение, возникающее при взаимном перемещении слоёв жидкости.
Различают абсолютную вязкость и условную вязкость. Абсолютная вязкость подразделяется на динамическую и кинематическую.
Вязкость топлива оценивается коэффициентом кинематической вязкости, который показывает величину внутреннего трения частиц жидкости, возникающего при их взаимном перемещении и определяется с помощью U-образных вискозиметров по формуле:
(3)
где – постоянная вискозиметра;
– время истечения жидкости через капилляр.
Вязкость измеряется в Стоксах. Стокс характеризуется вязкость жидкости, плотность которой равна 1 г/см3. 1 Ст=10-4 м2/с; а также численно совпадающих единицах мм2/с и сСТ.
Кинематическая вязкость равна отношению коэффициента динамической вязкости к плотности вещества
ν=μ/ρ (4)
1 сСТ=10-6м2/с или мм2/с.
Динамическую вязкость (μ) измеряют в (Па·с) или пуазах (П);1П=0,1Па·с.
За условную вязкость принимают отношение времени истечения 200 мл испытуемой жидкости при температуре t (0С) из вискозиметра типа ВУ ко времени истечения такого же объема дистиллированной воды при 200С. Численное значение этого отношения характеризует условную вязкость (в условных градусах) данной жидкости при температуре t (0С).
Для перехода от условной вязкости к кинематической применяют формулу:
(5)
Вязкость топлива в общем случае не связана с его качеством. Выбор сорта топлива только по вязкости может быть ошибочным, потому что более тяжелое топлива может иметь лучшее качество. Наиболее широко используемыми сортами в зарубежной практике являются топлива IFO-180 и IFO-380. Они отвечают требованиям стандарта ISO 3217:1987, соответствующим классам RME 25 и RMG 35.
|
Наиболее экономичным топливом для применения в СЭУ является сорт с наивысшей вязкостью, который может храниться, перекачиваться и обрабатываться в судовой системе топливоподготовки.
В зависимости от места бункеровки, вязкость топлива в его сертификате может указываться в различных единицах измерения.
Вязкость топлива указывается при температурах 15,5; 20; 50 или 800С. Для решения задач топливоподготовки в судовых условиях следует определять вязкость топлива при различных температурах. Для этого используют номограмму, выражающую зависимость вязкости топлива от его температуры (рис. 1.3). Порядок использования этой номограммы показан на рис.1.2 и сводится к следующему.
1. Для определения вязкости топлива определенного сорта при заданной температуре необходимо провести вертикальную линию через отметку температуры (точка 1) до пересечения с линией, показывающей зависимость вязкости данного топлива от температуры (точка А). Горизонтальная прямая, проведенная из точки А до пересечения с осью (точка 2), показывает искомую вязкость.
При необходимости, полученную вязкость, выраженную в сСт, можно выразить в других единицах измерения. Такой перевод производится с использованием табл. 1.3.
При более высоких значениях кинематической вязкости перевод вязкости из одних единиц в другие осуществляется по формулам:
2. Если требуется определить вязкость топлива, не отмеченного на номограмме, следует вначале построить зависимость его вязкости от температуры. Для этого следует нанести на номограмму точку В, соответствующую вязкости, указанной в сертификате на топливо при температуре 20; 50 или 800С. Затем через точку В необходимо провести прямую 4, параллельную имеющимся, показывающую зависимость вязкости искомого топлива от температуры. Определение вязкости этого топлива при произвольной температуре производится аналогично рассмотренному выше.
|
3. Используя номограмму зависимости вязкости топлива от температуры, можно устанавливать соответствие отечественных сортов топлив зарубежным. Для этого следует провести через отметку температуры 500С вертикальную линию до пересечения с линией рассматриваемого топлива (точка С). Горизонтальная прямая, проведенная из полученной точки до пересечения с осью ординат, покажет вязкость рассматриваемого нефтепродукта в сСт (точка 5). Вязкость остаточных топлив зарубежного происхождения при температуре 500С указана в их обозначения. Например, обозначение IFO-180 соответствует остаточному топливу (промежуточному мазуту) вязкостью 180сСт при температуре 500С.