Плотность топлива является косвенной характеристикой его химических свойств и фракционного состава. Под плотностью понимается отношение массы топлива, при 200С к массе такого же объема пресной воды при 40С (ρ420).
За рубежом плотность задается при температурах топлива и воды 150С (ρ1515). Разница между ρ420 и ρ 1515 невелика.
Знание плотности топлива необходимо для оценки его количества, полученного или находящегося на борту судна, а также для подбора оптимального диаметра гравитационного диска центробежного сепаратора.
В паспорте качества топлива (сертификате) его плотность указывается при определенной температуре: 20, 50 или 800С. В сертификатах на зарубежное топливо его плотность приводится при температуре 600F (15,50С). Перевод градусов Цельсия (0С) в градусы Фаренгейта (0F) и наоборот производится при помощи соотношений
0С=5/9(0F-32) или 0F=(9/50С)+32.
Для определения количества топлива, принятого на борт судна, следует находить его плотность при температуре приемки, которая может существенного отличаться от указанной в сертификате. Для сравнения фактической плотности и названной в сертификате следует привести фактическую плотность, определенную экспериментально, к температуре, указанной в сертификате.
Приведение плотности осуществляется по формуле
(1)
где - плотность топлива, приведенная к температуре, указанной в паспорте качества, кг/м3;
- плотность топлива, найденная анализом, кг/м3;
- температурная поправка, кг/(град· м3), зависящая от плотности топлива;
- температура пробы топлива, 0С;
- температура приведения, 0С.
Определение плотности при любой температуре по известной паспортной плотности производится по выражению
|
(2)
Используя формулу (2), можно построить номограмму зависимости плотности топлива от температуры
Объем полученного или выданного в ходе бункеровки топлива может быть определен при любой температуре с использование поправочных коэффициентов, величины которых приведены в таблице (данные фирмы «Шелл»)
Эти коэффициенты определены с наибольшей точностью при температуре 50-700F (10-200С). Точность данных таблицы снижается с расширением предела температур, при которых они используются. Поэтому температура, при которой определяется плотность топлива, должна быть как можно ближе к температуре, при которой плотность является искомой. При большой разнице температур поправка на объем определяется следующим образом.
Пример. Объем полученного топлива класса MGO (морской газойль) определяется в 52 550 литров при температуре 380С, а его плотность равна 0,839 г/см3 при 240С. Требуется определить объем принятого топлива при температуре 15,50С (600F).
В данном случае необходимо внести поправку в объем топлива при большой разнице температур 38-15,5=22,50С. Для этого следует вначале при помощи таблицы определить поправочной коэффициент, величина которого в рассматриваемом случае составляет 0,00081 на 10С. Тогда уменьшение объема принятого топлива равно
52 550 (0,00081·22,5)=957,7 л.
Таким образом, объем топлива при температуре 15,50С составит:
52 550-957,7=51 592,3 л.