Методы определения показателей качества топлива и масла




Показатель Характеристика метода определения
Диспергирующая способность масла Капельно-диффузионный, рассчитывается по соотношению зоны диффузии и зоны центрального ядра масляного пятна, полученного нанесением капельной пробы масла на фильтровальную бумагу
Кинематическая вязкость Вискозиметром, по времени истечения НП
Кислотное число Экстракционно-колориметрический, с индикатором нитразиновым желтым и визуальной оценкой пробы
Плотность Ареометром
Совместимость моторных масел Визуальный (с применением лупы), оценкой совместимости смеси масел, нанесенных на предметное стекло тонким слоем, в сравнении с графическими образцами
Содержание воды Калориметрический, на основе измерения повышения температуры НП, происходящего при взаимодействии с водой добавляемого к НП гидрида кальция
Содержание нерастворимого осадка (механические примеси) в маслах По номограмме, на основе измерения ареометром разности плотностей свежего и работающего масел
Щелочное число   Экстракционно-колориметрический, с индикатором бромтимоловым синим и визуальной оценкой пробы по цветовой шкале

 

4.1 Определение вязкости масла

Вязкость масла должна обеспечивать надежную смазку тру­щихся поверхностей деталей ДВС, минимальный расход масла, топлива и наименьший износ трибосопряжений на всех возмож­ных в эксплуатации режимах работы двигателя. В процессе рабо­ты масла в дизеле происходит постоянное изменение его вязко­сти. Увеличение вязкости масла происходит в результате его окисления и эксплуатационного старения. Внезапное повышение вязкости обычно вызывается интенсивным загрязнением масла нерастворимыми продуктами. Уменьшение вязкости может про­исходить только из-за смешивания масла с маловязким топливом или маслом более низкой вязкости.

Метод определения и характеристики

4.1.1.1 Метод определения кинематической вязкости осно­ван на зависимости времени истечения 100 мл масла от его вязкости. Результат получают при температуре окружающего воздуха и приводят значение вязкости к температуре 100 °С.

4.1.1.2 Имея значение кинематической вязкости, может быть определено и значение относительной вязкости (в % от вязкости свежего масла). Относительная вязкость определяется для установления отклонения вязкости работающего масла от первоначальной вязкости того же масла (свежего), а также в тех случаях, когда для испытуемой марки масла нет вязкостно-температурной номограммы.

Определение вязкости производится для двух проб масла:

а) свежего, вязкость которого известна по паспорту поставщика (vсв);

б) работающего, вязкость которого определяется путем контроля отобранной пробы (vраб)

Оборудование, принадлежности и материалы

Вискозиметр со штырем; мерный цилиндр на 100 мл; номограммы для определения вязкости масел в зависимости от темпе­ратуры (рис. 3-7, а также в альбоме номограмм и рисунков стр.2-6); пробоотборник (кружка, груша, шланг); секундомер; термометр ТН-3 (от 0 до 60 °С, цена деления 0,5 °С).

Подготовка пробы

Пробу масла, отобранную из системы смазки двигателя, тщательно перемешивают встряхиванием в течение 5 минут. Пробу выдерживают при температуре окружающего воздуха такое время, чтобы разность между температурой испытуемого нефтепродукта и температурой в помещении не превышала ±50С. Перед выполнением контрольных операций измеряют температуру нефтепродукта термометром и производят соответствующую запись в журнале наблюдений.

Выполнение определения

Определение кинематической вязкости

Калиброванное отверстие (сопло) вискозиметра, установ­ленного в вертикальном положении на внутренней стороне двер­цы, закрывают штырем. Вискозиметр до края заполняют испыту­емым маслом. Под отверстие вискозиметра ставят мерный ци­линдр, затем штырь извлекают из вискозиметра и одновременно включают секундомер. Когда масло при истечении из вискози­метра заполнит цилиндр до отметки «100 мл», секундомер вы­ключают, отверстие вискозиметра закрывают штырем и произво­дят отсчет времени истечения в секундах (с) по секундомеру. По прилагаемым номограммам (рис. 4, 5, 6, 7, 8 а также в альбоме номограмм и рисунков стр. 2-6) для масел разных классов вязко­сти (SAE-30, SAE-40 и SAE-50), в зависимости от температуры масла (t, °С) и времени его истечения (tсек, с) из вискозиметра, определяется кинематическая вязкость масла при 100°С в сантистоксах (v100, сСт) и при 50°С (v50, сСт) - для турбинных масел.

Перевод полученного значения вязкости из единиц сСт в другие единицы производят согласно таблице перевода.

Пример.

1. Из картера тронкового дизеля пробоотборником отобрали пробу масла М16Г2(ЦС) в количестве 200 мл.

2. Термометром измерили температуру окружающего воздуха, она составила 26 °С. Пробу масла выдержали при этой температуре в течение 30 мин, после чего она достигла 31 °С.

3. Масло залили в вискозиметр и отметили по секундомеру время истечения 100 мл масла. Время истечения составило 201 с.

4. По номограмме (рис. 4) для масла М16Г2(ЦС) нашли точку на оси tсек, соответствующую 201 с. Из этой точки провели прямую, парал­лельную оси v100 Д° пересечения с вязкостной кривой при 26 °С.

От этой точки пересечения провели прямую, параллельную оси tсек до шкалы v100, по которой определили вязкость этого масла при 100°С, равной 21 сСт.

 

4.2 Определение плотности масла



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: