Автомеханик МДК 01.02.
Механизм газораспределения (ГРМ) служит для своевременного выпуска отработавших газов и наполнения цилиндров свежим зарядом, в карбюраторных двигателях – горючей смесью топлива с воздухом, а у дизелей – воздухом.
Впуск свежего заряда и выпуск отработавших газов обеспечивается своевременным открытием и закрытия впускных и выпускных клапанов двигателя, которые в закрытом состоянии при сжатии и рабочем ходе поршня также обеспечивают надежную герметизацию цилиндров. Различают клапанные и золотниковые механизмы газораспределения. В четырехтактных двигателях газообмен осуществляется с помощью клапанов. В двухтактном двигателе газообмен происходит под действием поршня, открывающего и закрывающего впускные и перепускные клапаны, или посредством смешанной системы газораспределения.
Клапанные механизмы газораспределения разделяют:
• по месту установки клапанов — верхнее расположение клапанов в головке блока цилиндров (рис. 1 а) и нижнее — в блоке цилиндров (рис. 1 д);
• по месту установки распределительного вала — верхнее (рис. 1 б и в) и нижнее (рис. 1 а);
• по виду привода распределительного вала — зубчатый или шестеренчатый (рис. 6), цепной (рис. 7) и ременный (рис. 2).
![]() | ![]() | ![]() |
Рис. 1 Типы газораспределительных механизмов | Рис. 2 Привод газораспределительного механизма двигателя ЗИЛ-508 |
Наиболее распространен газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов, что облегчает доступ к клапанам для их обслуживания, позволяет получить компактную камеру сгорания и обеспечить лучшее наполнение ее горючей смесью или воздухом.
Основные составляющие газораспределительного механизма:
• распределительный вал;
• механизм привода распределительного вала;
• клапанный механизм.
Работу газораспределительного механизма рассмотрим на примере двигателя с V-образным расположением цилиндров (рис. 3 а).
Распределительный вал 6 находится в «развале» блока двигателя, то есть между его правым и левым рядами цилиндров. Он установлен в отверстиях блока с запрессованными бронзовыми втулками 8 (подшипники скольжения) и приводится во вращение от коленчатого вала через блок распределительных шестерен 1, 19.
При вращении распределительного вала 6 кулачок 4 набегает на толкатель 18 и поднимает его вместе со штангой 14. Верхний конец штанги 14 надавливает на регулировочный винт 16, установленный во внутреннем плече коромысла 12. Коромысло 12, проворачиваясь на своей оси 11, наружным плечом нажимает на стержень клапана 15 и преодолевая усилия пружин 10 открывает отверстие 24 впускного или выпускного клапана в головке цилиндров 22 строго в соответствии с фазами газораспределения и порядком работы цилиндров.
Стержни клапанов перемещаются в чугунных направляющих втулках 9, запрессованных в головку блока цилиндров 22. Направляющая втулка клапана удерживается в головке блока замочным кольцом 32. Седла клапанов 23, запрессованные в гнезде головки цилиндров, изготовлены из жаростойкого чугуна. Оси коромысел установлены в стойках 13, которые закреплены на головках блока цилиндров.
Клапанный механизм двигателя ЗИЛ-508 (рис. 3 б) составляют клапаны 15, помещенные в чугунных направляющих втулках 9 с наружными стопорными кольцами 32, седла 23 клапанов, пружины 10 и детали крепления пружин (нижняя опорная шайба 26, верхняя тарелка 28, конусные сухари 29). Обычно на двигателях устанавливают по две пружины 10 с противоположным направлением витков с тем, чтобы предотвратить вибрацию клапана.
Наружная и внутренняя пружины удерживаются опорной тарелкой 28, закрепленной на стержне клапана входящими в его выточку 30 разъемными сухарями 29, имеющими в сложенном виде форму усеченного конуса.
На стержень впускного клапана одевают резиновый маслосъемный колпачок 27, предотвращающий попадание масла в камеру сгорания. На двигателях ЗИЛ-508 и некоторых других верхняя часть стержня выпускного клапана выполняется пустотелой и заполняется натрием 33, который при нагревании плавится и эффективно охлаждает клапан путем переноса теплоты от головки к стержню и далее через направляющую втулку 9 к головке или блоку цилиндров.
![]() | ![]() |
Рис. 3 а) механизм газораспределения двигателя ЗИЛ-508; б) клапанный механизм 1 — шестерня распределительного вала; 2 — упорный фланец; 3 — эксцентрик привода бензонасоса; 4 — кулачки выпускных клапанов; 5 — кулачки впускных клапанов; 6 — распределительный вал; 7 — средняя шейка; 8 — втулка шейки вала; 9 — направ-ляющая втулка клапана; 10 — пружина; 11 — ось коромысел; 12 — коромысло; 13 — стойка оси коромысел; 14 — штанга; 15 — выпускной клапан; 16 — регулировочный винт; 17 — шестерня привода масляного насоса и распределителя; 18 — толкатели; 19 — шестерня коленчатого вала; 20 — поршень; 21 — гильза цилиндра; 22 — головка блока цилиндров; 23 — жароупорная вставка; 24 — выпускной канал; 25 – фаска клапана; 26 – опорная шайба; 27 – маслосъемный колпачок; 28 – тарелка; 29 – сухари; 30 – выточка на стержне клапана; 31 – механизм вращения клапана; 32 – замочное кольцо; 33 – натрий.
С целью уменьшения подгорания посадочных фасок выпускных клапанов в некоторых двигателях устанавливают специальные приспособления для проворачивания клапана вокруг своей оси. В двигателе ЗИЛ-508 это устройство (рис. 4) состоит из корпуса 1, в наклонных канавках которого установлены пять шариков 3 с возвратными пружинами 2. Над шариками находится дисковая пружина 4, опорная шайба 6 и замочное кольцо 5. При закрытом клапане давление рабочей пружины невелико, дисковая пружина 4 не опирается на шарики и они под воздействием возвратных пружин 2 отжаты в крайнее положение.
Когда клапан открывается, рабочая пружина сжимается и давление на дисковую пружину 4 увеличивается. Она, прогибаясь, воздействует на шарики, которые под нагрузкой перемешаются в углубление канавок, вызывая поворот дисковой пружины и опорной шайбы 6, а вместе с ней и всего клапана с пружиной.
При закрытии клапана усилие его пружины уменьшается, дисковая пружина 4 возвращается в исходное положение, шарики освобождаются и под давлением пружин 2 закатываются в первоначальное положение.
На двигателях автомобилей КамАЗ, ГАЗ-53А и других клапан проворачивается за счет установки промежуточной конической втулки между сухариками и упорной шайбой. Это происходит потому, что конические поверхности сухариков и втулки не совпадают по всей площади.
Шестерни распределительных валов изготовляют из чугуна или текстолита, приводную распределительную шестерню коленчатого вала — из стали. Зубья у шестерен косые, что вызывает осевое перемещение вала. Для предупреждения осевого смещения предусмотрен упорный фланец 2 (рис. 3 а), который закреплен на блоке цилиндров между торцом передней опорной шейки вала и ступицей распределительной шестерни.
Для правильной работы двигателя кривошипы коленчатого вала и кулачки распределительного вала должны находиться в строго определенном положении относительно друг друга. Поэтому при сборке двигателя распределительные шестерни вводятся в зацепление по имеющимся на их зубьях меткам: одной — на зубе шестерни коленчатого вала, а другой — между двумя зубьями шестерни распределительного вала. На двигателях, имеющих блок распределительных шестерен, установка их производится также по меткам (рис. 2).
Фазы газораспределения — это моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала относительно мертвых точек. Качество газообмена определяется параметрами открытия клапанов: продолжительностью открытия и проходным сечением клапанной щели. Конструктивно это достигается задаваемым профилем (формой) кулачка и расположением впускных и выпускных кулачков под соответствующими углами друг к другу.
![]() | Рис. 4. Устройство для проворачивания клапана вокруг своей оси: 1 – корпус; 2 – пружина; 3 – шарик; 4 – дисковая пружина; 5 – замочное кольцо; 6 – опорная шайба. | ![]() |
Чтобы получить от двигателя наибольшую мощность, необходимо обеспечить более полную очистку цилиндров от продуктов сгорания и большее наполнение их горючей смесью. Для этого клапаны открываются в моменты, не совпадающие с ВМТ и НМТ, а с некоторым опережением в начале и запаздыванием в конце процесса впуска и выпуска (рис. 5).
Впускной клапан открывается с опережением в конце такта выпуска, когда поршень еще не доходит до ВМТ, а закрывается с запаздыванием в начале такта сжатия, когда поршень отойдет от НМТ.
Раннее открытие и позднее закрытие впускного клапана обеспечивают лучшее наполнение цилиндров горючей смесью за счет инерционного напора во впускном трубопроводе. Выпускной клапан открывается с опережением в конце рабочего хода — до НМТ, что позволяет отработавшим газам выходить из цилиндра под собственным избыточным давлением. Закрывается он после ВМТ, в начале такта впуска, что обеспечивает лучшую очистку цилиндра, так как отработавшие газы в это время будут продолжать выходить из цилиндра по инерции.
Угол поворота коленчатого вала, на протяжении которого оба клапана в цилиндре открыты, называется перекрытием клапанов. Фазы газораспределения подбирают опытным путем в зависимости от числа оборотов двигателя, максимального крутящего момента, максимальной мощности и конструкции впускных и выпускных патрубков опытным путем в результате длительных доводочных испытаний. Заводы-изготовители указывают фазы газораспределения для своих двигателей в виде таблиц или диаграмм.
Правильность установки газораспределительного механизма определяется по установочным меткам, которые располагаются на распределительных шестернях или приводном шкиве блока цилиндров двигателя.
Отклонение при установке фаз приводит к выходу из строя клапанов или двигателя в целом. Постоянство фаз газораспределения сохраняется только при соблюдении регламентируемого теплового зазора в клапанном механизме данной модели двигателя. Нарушение величины этого зазора приводит к ускоренному износу клапанного механизма и потери мощности двигателя.
Последовательность чередования одноименных тактов в различных цилиндрах называется порядком работы цилиндров двигателя, который зависит от расположения цилиндров и конструктивного исполнения коленчатого и распределительного валов.
У четырехцилиндровых однорядных двигателей такты чередуются через 180° и порядок работы цилиндров может быть 1—3 — 4—2 (АЗЛК, ВАЗ) или 1—2—4—3 (ГАЗ).
В V-образных восьмицилиндровых четырехтактных двигателях шатунные шейки коленчатого вала располагаются под углом 90°, и при угле развала двигателя 90° одноименные такты будут перекрываться в левом ряду цилиндров по отношению к правому ряду на 90° или 1/4 оборота коленчатого вала. Эти двигатели имеют следующий порядок работы цилиндров: 1 — 5 — 4 — 2 — 6 — 3 — 7—8.
Знание порядка работы цилиндров необходимо для правильного подсоединения проводов к свечам зажигания карбюраторных двигателей или трубопроводов высокого давления дизельных двигателей, а также при регулировке тепловых зазоров клапанного механизма.
Тепловой зазор. В процессе работы двигателя клапаны и детали привода клапана нагреваются, длина их увеличивается. В результате между седлом и головкой клапана при тактах сжатия и расширения может образовываться зазор, что ведет к обгоранию фасок клапана и седла, их эрозионному изнашиванию и в конечном итоге к ухудшению герметичности цилиндра, а следовательно, и резкому снижению технико-экономических показателей двигателя.
Для предотвращения этих явлений кинематическую цепь привода клапана при его закрытом состоянии размыкают, т. е. устанавливают зазор между торцом клапана и деталью привода, воздействующей на клапан (коромыслом или толкателем). В среднем тепловые зазоры в зависимости от типа двигателя составляют 0,15—0,30 мм для впускного клапана и 0,15—0,35 мм для выпускного.
На двигателе ВАЗ-2106 распределительный вал 7 приводится во вращение от звездочки 2 (рис. 3) коленчатого вала 1 двухрядной роликовой цепью 3, которой вращается звездочка распределительного вала 6 и одновременно через звездочку 16 — вал привода масляного насоса, распределителя зажигания и топливного насоса.
![]() | ![]() |
Рис. 6. Механизм газораспределения двигателей ВАЗ-2106: 1 – коленчатый вал; 2 – звездочка коленчатого вала; 3 – цепь; 4 – башмак; 5 – натяжитель; 6 – звездочка распределительного вала; 7 – распределительный вал; 8 – рычаг; 9 – регулировочный болт; 10 – втулка регулировочного болта; 11 – клапаны; 12 – наружная пружины клапана; 13 – внутренняя пружина клапана; 14 – шпилечная пружина рычага; 15 – успокоитель цепи; 16 – звездочка привода масляного насоса; 17 – контргайка; 18 – стопорная пластина; 19 – замочное кольцо; 20 – направляющая втулка клапана; 21 – маслосъемный колпачок; 22 – шайба; 23 – нижняя опорная шайба; 24 – тарелка; 25 – сухари.
Рычаг 8 силой упругости шпилечной пружины 14 прижимается к торцу стержня клапана и к сферической поверхности регулировочного болта 9, ввернутого в стальную втулку 10 головки блока цилиндров.
При вращении распределительного вала 7 его кулачок набегает на рычаг 8, который, поворачиваясь на сферической опоре регулировочного болта 9, другим концом нажимает на стержень клапана 11 и открывает отверстие, сообщающее камеру сгорания цилиндра с впускным (впускной клапан) или выпускным (выпускной клапан) трубопроводом.
При дальнейшем повороте вала кулачок сходит выпуклой частью с рычага, который при помощи шпилечной пружины 14 возвращается в исходное положение, а клапан под действием пружины 12 закрывается. При этом между рычагом и затылком кулачка образуется тепловой зазор, который обеспечивает плотное закрытие клапана при удлинении его стержня вследствие нагрева во время работы двигателя. Натяжение цепи осуществляется с помощью натяжного устройства. При удлинении цепи в процессе работы башмак 4 натяжного устройства будет автоматически перемещаться под действием натяжителя 5. Для снижения шума цепного привода рабочие поверхности успокоителя 15 и башмака 4 покрыты резиной с малым коэффициентом трения.
Механизм газораспределения с верхним расположением распределительного вала и клапанов с ременным приводом показан на рис. 7.
![]() | ![]() |
Рис. 7. Механизм газораспределения с верхним расположением распределительного вала и клапанов с ременным приводом: а) Принципиальная схема привода; б) схема привода распределительного вала двигателя ВАЗ-21083; в) клапанный механизм: 1 – зубчатый шкив коленчатого вала; 2 – зубчатый ремень; 3 – натяжной ролик; 4 – зубчатый шкив распределительного вала; 5 – кулачек распределительного вала; 6 – распределительный вал; 7 – толкатель; 8 – наружная пружины клапана; 9 – внутренняя пружина клапана; 10 – клапан 11 – задняя защитная крышка; 12 – коленчатый вал; 13 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 14 – регулировочная прокладка; 15 – сухари; 16 – тарелка; 17 – упорная шайба.
От зубчатого шкива 1 коленчатого вала ремнем 2 вращение передается на зубчатый шкив 4 распределительного вала. При вращении распределительного вала его кулачок 5 набегает на толкатель 7, который, нажимает на стержень клапана 9 и открывает отверстие, сообщающее камеру сгорания цилиндра с впускным (впускной клапан) или выпускным (выпуск ной клапан) трубопроводом. При дальнейшем повороте вала кулачок сходит выпуклой частью с толкателя и клапан под действием пружины 8 закрывается. При этом между толкателем и затылком кулачка образуется тепловой зазор.
В приводе распределительного вала имеется натяжное устройство ремня с роликом 3, а также может устанавливаться зубчатый шкив 13 для привода вспомогательных приборов двигателя.