Методы математической обработки в педагогике и психологии




Лабораторная работа 6.1.

Имеются две выборки показателя невербального интеллекта у студентов:

Студенты - физики Студенты - психологи
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Задание 1. Используя «Мастер функций» вычислить основные статистические параметры (среднее значение, моду, медиану, выборочную дисперсию, размах).

Задание 2. Проверить полученные результаты, используя функцию «Описательная статистика».

Алгоритм действий:

1. В меню «Данные» открываем «Анализ» и «Анализ данных».

2. Если в меню отсутствует вкладка «Анализ», «Анализ данных», установить ее, следуя инструкциям:

3. В этом меню выбираем «Описательная статистика».

4. Ставим флажки «Метки в первой строке» и «Итоговая статистика», а также в окошке «Входной интервал» выделяем клетки таблицы, содержащие наши данные:

5. После выбора всех параметров на новом листе будут выведены все результаты, предусмотренные функцией «Описательная статистика»:

Опираясь на полученные данные в ыскажите предположение (гипотезу) о существовании (Н1)/ не существовании (Н0) отличий между выборками (различий в уровне невербального интеллекта у студентов-физиков и студентов-психологов).

 

Задание 3. Вычислить для наших двух выбороккритерии t-Стьюдента и F-Фишера.

Алгоритм действий:

1. Занесем данные, необходимые для вычисления критериев t-Стьюдента и F-Фишера в таблицу:

Выборка Среднее стандартная ошибка Стандартное отклонение, Sx Дисперсия выборки, S2x
Студенты - физики      
Студенты - психологи      

 

2. Вычислим критерии t-Стьюдента и F-Фишера, используя формулы:

Максимальное и минимальное значение в формуле (2) выбирать с помощью функции «Если»

 

Задание 4. Проверим полученные результаты для критерия F-Фишера.

 

Алгоритм действий:

1. В меню «Данные» открываем «Анализ» и «Анализ данных».

2. Находим «Двухвыборочный F-тест для дисперсий»

3. Указываем местонахождение первого и второго массива данных, ставим флажок «Метки» и нажимаем «OK».


 

4. На новом листе пакета Excel получаем результаты:

 

Задание 5. Сделаем выводы из проведенных вычислений для критерия F-Фишера.

Из этой таблицы видно, что р – вычисленный уровень значимости, при котором нулевая гипотеза может быть отвергнута, равен 0,16:

Это значит, что различия значимы при 16 % - ном уровне. В психолого-педагогических исследованиях принят 5% уровень значимости. Делаем вывод, что различия между выборками при сравнении дисперсий по F-критерию Фишера не достоверны.

 

Задание 6. Проверим полученные результаты для критерия t-Стьюдента.

 

Алгоритм действий:

1. В меню «Данные» открываем «Анализ» и «Анализ данных».

2. Для сравнения выборок по критерию t-Стьюдента выбираем «Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями»:

3. Указываем местонахождение первого и второго массива данных, отмечаем «Метки». В поле «Гипотетическая средняя разность» нужно указать предполагаемую нулевой гипотезой разность средних. Пусть предполагаемая нулевой гипотезой разность средних равна 1.


 

4. На новом листе пакета Excel получаем результаты:

Задание 7. Сделаем выводы из проведенных вычислений для критерия t-Стьюдента.

Из таблицы видно, что p двухстороннее, т.е. вычисленный уровень значимости, при котором нулевая гипотеза может быть отвергнута, равен 0,095. Это значит, что различия значимы при 9,5 % - ном уровне. В психолого-педагогических исследованиях принят 5% уровень значимости. Делаем вывод, что различия между выборками при сравнении дисперсий по критерию t-Стьюдента также не достоверны.

 

Задание 8. Построить по данным выборок точечную диаграмму.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: