Хотя практика Дзогчена выглядит очень простой, она чрезвычайно глубока; чем больше вы практикуете, тем глубже и обширнее она становится, и тем больше вы постигаете, что всё содержится в сущностном «моменте» Дзогпаченпо и исходит из него. Главный момент в практике Дзогчена – быть настолько естественным, насколько возможно, отпуская себя и без усилий расслабляясь в своей природе, в ригпа. Вы просто позволяете всему смятению раствориться в абсолютном и принимаете свою природу, подобную небу. Дух этого очень хорошо выразил Нёшул Кхэн Ринпоче:
«Оставь в естественном великом покое
Этот беспомощный измученный ум,
Который избивают карма и невротическое мышление,
Подобно безжалостной ярости бьющихся волн
В бесконечном океане сансары». (1)
Обладая уверенностью и юмором видения, вы можете позволить себе расслабить сердце в беспечной свободе. Может случиться, что вы спросите себя: «Когда ригпа присутствует, а когда – нет?» Как указывает Дилго Кхьенце Ринпоче: «Если вы пребываете в неизменном состоянии, это – ригпа». Это означает, что если вы ничего не измышляете и не воздействуете, но просто оставляете свой ум в его естественном состоянии, тогда это – ригпа. Когда вы измышляете или воздействуете, это – не ригпа. Одно это простое отличие указывает на сердце Дзогпаченпо.
Когда вы приступаете, вам следует сидеть с большим вдохновением, подобно возвышающейся ракете. Выпрямитесь, не отвлекаясь, ясные и бдительные! Это вдохновение является ключом к качеству вашего сидения и практике Дзогчена. Если вы сидите с большим вдохновением, вы обнаружите, что даже ваше тело отзывается и становится более послушным. В Дзогчене ваша поза должна быть подобной горе, вдохновляющей и величественной, однако лишённой какой-либо жёсткости или напряжения. Если присутствует это качество, мы действительно позволяем своему уму подниматься, парить и лететь. Многие песни Дзогчена отражают это ощущение поднятия вверх и парения в небе, подобно орлу или гаруде (9) в полёте, и ваше тело выражает это состояние вашего ума. Если вы пребываете во вдохновенном состоянии ума, даже ваша поза скажет об этом.
|
В Дзогчене говорится, что при созерцании не только ваша поза, но и ваше видение должно быть подобным горе. Существует интересная связь между позой тела и видением. Вы сидите с вдохновением видения, так что ваше видение вдохновляет вашу позу. Дело обстоит почти так, словно видение становится сердцевиной вашего существа и это выражается в вашей позе. И какой бы сильный ветер не дул, он не опрокинет гору. Она останется устойчивой и непоколебимой, и всё же полностью расслабленной и удобно себя чувствующей. Она пребывает без пребывания. Гора просто есть, она не нуждается в подтверждении. Посмотрите на великих мастеров Дзогчена, подобных Тхубтэн Чокьи Дордже (5-й Дзогчен Ринпоче) или Дилго Кхьенце Ринпоче, и на то, как они сидят: они пребывают подобно горе. Ваше доверие, ваше видение, ваше понимание, ваше отношение и ваша открытость должны быть подобны горе. Они должны быть подобны корове в Катманду. В Индии и Непале корова столь священна, что если вы убьёте корову, или собьёте её, это будет более серьёзным преступлением, чем убийство человека. Коровы знают это. Поэтому даже если вы включаете сирену, они не сворачивают. Они просто снисходительно и уверенно идут своим путём.
|
Глаза следует держать открытыми. Когда вы начинаете практиковать, иногда может быть полезным на время закрыть глаза и спокойно придти в своё «тихое место», особенно если что-то беспокоит вас снаружи. Когда вы добились этой сосредоточенности, то постепенно открываете глаза, поскольку в практике Дзогчена отсутствует намерение от чего-либо убежать. Вы действительно должны переживать природу всего, а не соскользнуть в некое состояние погружённости или транса, или в опыт изменённого состояния сознания, или в «чрезвычайно блаженное» состояние.
В Дзогчене говорится, что ваш взгляд должен быть подобен океану. Также говорится, что и ваше созерцание должно быть подобным океану, безбрежным и глубоким. Ваш взгляд и ваше созерцание, или то, каким образом вы оставляете свой ум, взаимосвязаны; оба являются всеохватывающими, подобно океану. Ваш взгляд – это ваше созерцание, поскольку в созерцании вы выражаете своё видение. Ваши глаза подобны глазам Будды, удлинённым глазам, которые видят и понимают всё. В писаниях пути бодхисатвы говорится, что сострадание излучается через глаза, подобно Ченрэси, «Владыке Сострадания», само имя которого означает «сострадательные глаза, видящие нужды всех». Или можно привести в пример Его Святейшество Далай-Ламу, чей взгляд вместе с его смехом и самим его существом воплощает это сострадание.
В Дзогчене вы не препятствуете деятельности своих чувств; вы просто остаётесь в их присутствии. Как советует Дуджом Ринпоче:
«Вы оставляете всё свежим, естественным, ярким и неиспорченным. Когда вы оставляете все вещи в их собственном состоянии, то их формы не изменяются, их цвета не блёкнут и яркость их красок не исчезает».
|
Поэтому вы держите свои глаза открытыми. В Дзогчене есть практика, в которой вы направляете своё осознавание в глаза, а глаза – в небо, объединяя своё ригпа с пространством и используя природу неба для того, чтобы пробудить свою природу, подобную небу.
Кроме того, существуют другие причины, почему глаза не следует закрывать. Прежде всего, если вы закроете свои глаза, то можете уснуть гораздо легче. Очень мало людей засыпают с открытыми глазами. Однако более глубокое значение имеет то, что в Дзогчене, например, в учении тогал, практике ясного света, говорится, что весь свет энергии мудрости находится в сердечном центре. Действительно, говорят, что изначальный будда Самантабхадра со всей своей мандалой пребывает в сердце. Но в настоящее время этот ясный свет омрачён и скрыт, подобно светильнику, поставленному в сосуд: свет нельзя увидеть извне, но немного света выходит через верх. Верх подобен вашим глазам, которые через «каналы мудрости» связаны с сердцем. Поэтому в практике тогал Дзогчена глаза очень широко используются для того, чтобы работать со светом, и обычно вы держите свои глаза открытыми, чтобы не перекрывать канал мудрости. Хотя тогал является очень продвинутой практикой, которой обучают только ученика, который освоил практику трэкчо, однако, выполняя практику таким образом, мы создадим благоприятные условия для будущей практики тогал.
Затем, вы держите свой рот слегка приоткрытым, словно собираетесь произнести глубокое, расслабленное «Аааааа». Слог «А» представляет Праджняпарамиту, мать всех будд, а также Дзогпаченпо. В некоторых практиках гуруйоги в Дзогчене вы просто используете белый слог «А», объединяете свой ум и входите в состояние ригпа. «А» олицетворяет всех мастеров Дзогчена и «А» - это ригпа. Просто произнесите «Аааааа». Ваша челюсть – расслаблена. Поэтому вы можете дышать через рот или через нос. В Дзогчене вам советуют держать свой рот слегка приоткрытым, поскольку тогда возникновение препятствий, которые вызываются «кармическими ветрами», менее вероятно. Это – особый метод Дзогпаченпо.
Вы оставляете свои руки расслабленными, покрывая колени. Эта поза называется «спокойный и непринуждённый ум».
Затем, что мы можем сказать об уме? Есть широко известная тибетская пословица, которая гласит:
«Чу ма нёк на дан
Сэм ма чо на дэ».
Это означает: если вы не баламутите воду, она очистится сама собой; если вы не изменяете ум и не воздействуете на него, позволяя ему пребывать в естественном состоянии, он самопроизвольно успокоится.
Поэтому, если вы не изменяете свой ум, а оставляете его, как он есть, то он пребывает в покое и блаженстве. Все различные наставления, касающиеся медитации, являются только многочисленными средствами прибытия в «точку храбрости», тёплую атмосферу, находясь в которой, вы можете отпустить свой ум и просто оставить его в состоянии ригпа. В Дзогчене способ нашего сидения – свободен даже от сидения. Как говорит мой мастер Джамьян Кхьенце Чокьи Лодро в своём «Сердечном Совете»:
«Пребывание – это только выражение,
В действительности оно совершенно свободно от пребывающего и самого пребывания».
Совершенно естественно оставьте свой ум в ригпа. Позвольте ему успокоиться и очиститься. И не усложняйте, пока вы просто остаётесь присутствующими, сосредоточенными и неизменными. Это служит медитативной подготовкой к ознакомлению с ригпа.
Кроме того, существует опасность ошибочного понимания истинного смысла Дзогпаченпо. В наши дни распостранена скорее наивная и упрощённая склонность неправильно понимать «естественность». Многие люди воображают, что если они просто остаются естественными, то могут рассчитывать на то, что возникнет ригпа. Однако простые разговоры о «неизменном» или естественном состоянии совсем не означают, что вы автоматически попадаете в состояние Дзогпаченпо. В действительности естественность подчёркивается на всех уровнях учения, по той простой причине, что, когда вы неестественны, это омрачает природу ума. Поэтому в наставлениях по всем практикам практикующему советуют не следовать за мыслями о прошлом, не призывать мысли о будущем, но внимательно пребывать в настоящем моменте. На чём бы ни сосредоточивалась практика, например, на шаматхе или випашьяне, даётся совет «естественно» оставаться в осознавании настоящего.
В Дзогчене используется то же самое слово, естественность, ма чо па по-тибетски, но оно относится к чему-то другому: оно относится к естественному и неизменному состоянию дхарматы, которое было достигнуто благодаря медитативному исследованию и ознакомлению с мудростью ригпа, полученному от мастера, которое последовало вслед за ним. В противном случае, когда вы просто естественно пребываете, то остаётесь только в природе алайи, а не в ригпа. Разница, как об этом говорится в Дзогчене, является «большей, чем разница между землёй и небом».
Но... это легче сказать, чем сделать! Это говорит о том, насколько важно в Дзогчене действительно прямо постигнуть состояние ригпа. Это – решающий момент, разделительная линия. Иначе всегда существует опасность попасть в ловушку понятий, даже когда мы говорим о ригпа, и закончить подобно тем, о ком Патрул Ринпоче заметил: «Даже если они произносят такие термины, как «пустота» и «дхармакайя», это – не более чем созданные умом понятия, которые они просто повторяют». Дуджом Ринпоче добавляет: «Множество людей умеют очень бойко говорить об этом, но они не умеют осуществлять это на практике, и их слова – просто нечто, что они повторяют, подобно попугаю, произносящему молитвы».
Примечание
1. Из “Rest in Natural Great Peace, Songs of Experience” by Nyoshul Khen Rinpoche, Rigpa, London 1989. (Нёшул Кхэн Ринпоче. «Оставайтесь в Естественном Великом Покое. Песни Опыта».)
Дух Дзогчена
Дух Дзогчена – это прежде всего отношение, отношение, которое вытекает из глубокой уверенности и веры. Вера появляется из постижения истинного смысла учения Дзогпаченпо и из вашего личного опыта, обретённого благодаря практике. Это – вера в собственную окончательную природу, в то, что у вас есть будда, мудрость ригпа, которая пребывает в вас, несмотря на всё ваше смятение. Она присутствует здесь сама собой.
То, что мешает нам постичь мудрость своего ригпа, является омрачением, которое увековечивается нашим думающим умом. Поэтому вы отправляете его в отпуск или высылаете его, поскольку он является нелегальным иммигрантом. Вы не даёте ему визу. Если вы просто спокойно оставляете свой ум в его собственном естественном состоянии, то от этого приходит подлинная устойчивость, успокоение и прояснение, от чего проявляется природа ума, чем бы она ни была!
Потому что важно также не иметь какого-либо представления о том, чем является природа ума, если же оно у вас есть, то вы кончите тем, что будете обдумывать своё представление, а суть заключается совсем не в этом. Здесь вы просто пребываете в истинной природе своего существа, а не обдумываете представление о природе ума, которое становится всего лишь понятием. Вот почему ни термин «медитация», ни термин «созерцание» в действительности не очень подходят для Дзогчена, поскольку оба этих термина в конечном счёте подразумевают созерцание или медитацию на чём-то, а не пребывание в особом состоянии или видении и продолжение в этом состоянии. Мы должны использовать слово «не-медитация» для того, чтобы описать эту недвойственную медитацию.
В практике Дзогчена вы выходите за пределы облаков для того, чтобы достичь своей природы, подобной небу, внепонятийного, недвойственного аспекта своего ума. Это абсолютное состояние является чистым или исконным осознаванием, ригпа, состоянием ума мудрости всех будд. Главный момент практики заключается в том, чтобы усилить и сделать устойчивым это ригпа, позволив ему расти, пока оно не достигнет зрелости. Дуджом Ринпоче обычно говорит, что в настоящий момент наше ригпа «подобно маленькому ребёнку, брошенному на поле битвы возникающих мыслей». Нам нужно стать няней собственного ригпа.
Наше абсолютное состояние или состояние Дзогпаченпо всегда является совершенным и его никогда не портит наше смятение. Как говорит Дуджом Ринпоче:
«Такое состояние окончательного осознавания, исконная природа которого – пуста, никогда не улучшалось буддами и не ухудшалось существами, пребывающими в смятении, ибо оно – несоздано, и всё же самопроизвольно завершено».
С точки зрения Дзогпаченпо присущая нам природа является изначальным буддой Самантабхадрой и она подобна небу. Хотя может появляться множество облаков, само небо всегда остаётся незапятнанным. Или же иногда природа ума уподобляется открытому и ясному зеркалу, которое отражает всё и, тем не менее, никогда не пачкается и не загрязняется отражениями.
Зерцалоподобная природа нашего ума является тем, о чём мы должны напоминать себе снова и снова. Когда мы памятуем о чистоте прирождённой природы своего ригпа, возникает огромное вдохновение, надежда и уверенность, и в этом состоянии мы можем растворить всё смятение, поскольку смятение подобно облаку, это – только временное омрачение и оно не обладает качеством абсолютной реальности. Когда вы можете пребывать в этой природе, подобной небу, это – подобно вере, подобно земле, которая может выдержать вес всего.
Обладая вдохновением учений и уверенностью абсолютного, видения в своём сердце, вы расслабляетесь в собственной природе и пребываете в ней. И если вы можете обнаружить эту разновидность веры и уверенности в себе, это позволяет вам ещё больше расслабиться. Это порождает открытость, удовлетворение и щедрость, которые вы можете назвать «настроением будды». Когда проявляется ясность ригпа, возникает всеохватывающее чувство доброты и огромного вдохновения, ощущение превосходства и подъёма, словно вы возвышаетесь надо всем.
Пребывание в уверенности и ясности ригпа позволяет всем нашим мыслям и эмоциям естественно освобождаться, подобно письменам на воде, или рисованию в небе. Этот вид постижения можно сравнить с тем, как океан видит волны. Дуджом Ринпоче указывает:
«... Если вы не распознаете мысль в качестве того, чем она является, в тот момент, когда она возникнет, то она превратится просто в обычную мысль, как и раньше. Это называется «цепь иллюзии» и является корнем сансары. С другой стороны, если вы можете распознать природу мысли, как только она возникнет, и оставить её в покое, не следуя за ней, тогда какие бы мысли ни возникали, все они самопроизвольно растворятся обратно в безбрежном пространстве ригпа-дхармакайи и освободятся».
Когда видение Дзогпаченпо постигнуто, то не возникает более никакого сомнения. В истории о «Шести Слепых и Слоне» каждый из слепых людей, ограниченных отсутствием у них зрения, может описать только часть слона, которого они ощупывают. Способность видеть всего слона подобна всеобъемлющему видению, зрению ригпа. Все сомнения устраняются доверием и уверенностью, возникающими из прямого постижения видения ригпа, которое затем упрочивается посредством практики Дзогпаченпо. Когда благодаря этой устойчивости ригпа выпускается на свободу, вы обретаете полную уверенность, что всё возникающее естественно освобождается, подобно сиянию света во тьме. Гуру Ринпоче говорит: «В один миг оно рассеивает тьму эпох». Обладая светом видения ригпа, вы можете ясно видеть истинную природу всего возникающего; больше не существует никакого заблуждения.
Многие люди находят, что едва ли не самой важной особенностью Дзогчена являются его стиль, его отношение и его ощущение. Эти качества дарят огромное облегчение, принося нам непринуждённость и свободу и излучая настроение абсолютного на нашу относительную реальность. Как говорит Дилго Кхьенце Ринпоче, если вы обладаете этим видением Дзогпаченпо, хотя иллюзорные восприятия сансары могут возникать в вашем уме, вы будете подобны небу; когда на нём появляется радуга, оно не особенно польщено, а когда появляется облако, оно не особенно разочаровано. Присутствует глубокое чувство удовлетворённости. Вы посмеиваетесь изнутри, когда зрите внешнее проявление сансары и нирваны; видение будет держать вас в постоянном изумлении, с небольшой внутренней улыбкой, источающейся всё время.
Глубина учения Дзогчен заключается в его чрезвычайной ясности и живости, в его силе сообщать Истину как живое переживание. В действительности, тот, кто является поистине подходящим сосудом для учения Дзогчен и обладает очень глубокой кармической связью с ним, просто услышав о Дзогчене, может пробудить видение. Ибо сам Дзогчен является не только учением, но состоянием, абсолютным состоянием. Учение является средством, очень могущественным средством, которое связывает абсолютное с условным и относительным. Однако чудо пути Дзогчена заключается в том, что он не загрязняет абсолютное понятиями, но, тем не менее, говорит о нём на условном языке, принося Истину в этот мир и в наши жизни даже прежде того, как мы достигли полного пробуждения. Дух Дзогчена начинает пронизывать и охватывать ткань нашего повседневного опыта. Даже если мы – несовершенны в данное время, мы можем начать прозревать наше «совершенство». Все будды без исключения находятся в нас, – вот почему это называется Дзогпаченпо! Они – уже здесь, поэтому нет никакой нужды идти искать их куда-то ещё. Как говорил Патрул Ринпоче, это было бы подобно тому, словно вы оставили своего слона дома и отправились искать его следы в лес.
Путь
Дзогчен является необычайным учением, путём, следуя которому, по словам Дуджом Ринпоче: «Даже самый закоренелый преступник может прямо и быстро достичь состояния будды». Однако говорится, что это относится к людям, обладающим высшей способностью, ведь даже в Дзогчене существует подразделение способностей на высокие, средние и посредственные. Что касается высшего ученика, он может обрести полное пробуждение мгновенно. Например, говорится, что когда первый среди людей мастер Дзогчена Гараб Дордже сел для того, чтобы получить учение Дзогпаченпо от Ваджрасаттвы, он был обычным существом, а когда после этого он встал, то уже стал буддой. Второй такой случай произошёл с Падмасамбхавой, а третий – с Чецюн Сэнгэ Ванчук (1). Они являются тремя великими примерами чикчарва, примерами существ, которые обрели пробуждение прямо. Они не нуждались в практике, им достаточно было просто один раз услышать учение.
Однако, что касается большинства из нас, из этого не вытекает, что если мы слышим учения Дзогчен, то самопроизвольно достигнем пробуждения. Необходимо много работать, очищая карму, порождая устремления и произнося молитвы, и, когда плоды этого достигнут зрелости, у человека появится возможность постичь истинный смысл Дзогпаченпо. Например, Вайрочана преподал учение Дзогчен старику, Пан Гэн Мипхам Гонпо, который достиг восьмидесятипятилетнего возраста и не практиковал, когда был молод. В тот же самый день он попросил об ознакомлении с природой ума и тотчас же постиг её. Он был настолько вне себя от радости, что обнял Вайрочану и держал его, отказываясь отпустить в течение всего дня. Он дожил до ста двенадцати лет и обрёл радужное тело. Он играл важную роль в передаче Дзогчена, и говорят, что в его линии преемственности все достигали радужного тела. Несомненно, многие старики получили учения от Вайрочаны, но Пан Гэн Мипхам Гонпо достиг реализации, поскольку созрела его прошлая карма и устремления!
И опять-таки, в Дзогчене говорится, что с природой ума знакомятся после растворения понятийного ума, но это означает, как само собой разумеющееся, что ученик выполнил практики, предваряющие ознакомление, такие как исследование ума, чтобы при проведении ознакомления он действительно мог постичь смысл ознакомления. В противном случае, как указывает Патрул Ринпоче:
«Посреди буйства возникающих мыслей грубые возникающие мысли, которые следуют за объектами восприятия, омрачают истинное лицо самого ума. Поэтому, даже если вас ознакомили с природой ума, вы не распознаете её».
Нёшул Лунток был величайшим мастером Дзогчена, который следовал своему учителю Патрул Ринпоче в течение восемнадцати лет (2). Они были почти неразлучны, столь велика была у них обоюдная любовь и преданность. Патрул Ринпоче, который был родом из области Дзачукпа в Кхаме в восточном Тибете, обычно всегда называл его ами, это – сердечный способ сказать «сын». Нёшул Лунток не прекращал говорить Патрул Ринпоче, что он ешё не обрёл главного, постижения ригпа. Может быть, он и обрёл, но хотел быть действительно уверенным, поэтому продолжал просить его. Тогда Патрул Ринпоче даровал ему ознакомление. Это произошло однажды вечером, когда Патрул Ринпоче продолжал бодрствовать в одном из центров затворничества над монастырём Дзогчен. Стояла очень красивая ночь; небо было ясное, а звёзды – очень яркими. Вечер был очень тихий, и атмосфера уединения подчёркивалась отдалённым лаем собаки из монастыря, расположенного внизу.
Нёшул Лунток ни о чём не просил этим вечером и Патрул Ринпоче окликнул его: «Не говорил ли ты мне, что ещё не достиг главного в практике Дзогчена?» Нёшул Лунток ответил: «Да, это – так».
«Это – очень просто», – сказал он и, улёгшись на землю, поманил его: «Сын мой, подойди и ляжь рядом со своим отцом». Поэтому Нёшул Лунток лёг рядом. Тогда Патрул Ринпоче очень сердечно спросил его: «Ты видишь звёзды в небе?» «Да». «Ты слышишь лай собак, доносящийся из монастыря Дзогчен?» «Да». «Ты слышишь, что я тебе говорю?» «Да». «Хорошо, природа Дзогпаченпо как раз является просто этим».
В этот момент всё встало на своё место и Нёшул Лунток мгновенно обрёл полное постижение. Слова, которые использовал Патрул Ринпоче, никоим образом не были необычными или тайными; в действительности они были совершенно обычными. Но помимо слов было передано что-то ещё. Когда ученик, подобный Нёшул Лунтоку, обладающий совершенной преданностью и восприимчивостью к истинному смыслу Дзогпаченпо, встречает всецело пробуждённого мастера, подобного Патрул Ринпоче, то его можно ознакомить с природой Дзогпаченпо таким обычным и необычным способом.
Вот почему в Дзогчене существуют предварительные практики и очищение. Например, в Махамудре придаётся большое значение практике шаматхи, благодаря которой ученик развивает прозрение випашьяны. Великий мастер Дзогчена Адзом Друкпа заставлял своих учеников в течение трёх лет выполнять практику шаматхи, которая заключалась в том, чтобы просто считать учителя буддой. Однако обычно в Дзогчене подготовкой является практика нёндро (3), которая очищает и преображает врождённую основу ученика, а также обладает действием, подобным шаматхе, сосредоточивая ум и делая его более устойчивым. Дилго Кхьенце Ринпоче подчёркивает важность этой практики:
«Без нёндро главная практика не сможет противостоять мыслям, вводящим в заблуждение, она будет унесена обстоятельствами, она будет неустойчивой и не достигнет своей конечной цели».
Поэтому человек, приступающий к практике Дзогчена, следует постепенному пути изучения и практики, начиная с внешних предварительных практик (тиб. нёндро) размышления о драгоценном человеческом рождении, непостоянстве и смерти, карме (причине и следствии), и пороках сансары. Затем следуют внутренние предварительные практики: принятие прибежища, порождение пробуждённого ума бодхичитты, простирания, очищение благодаря практике Ваджрасаттвы, подношение мандалы и начитывание тринадцати сотен тысяч мантр Ваджра Гуру как части гуруйоги. После этого практикующий переходит к практике садханы, стадиям порождения и завершения (тиб. кьерим и дзогрим), и затем к практикам йоги цалун. После того, как учитель прямо знакомит ученика с природой ума посредством Ригпэ Цал Ванг, наделения силой ригпа, ученик следует подлинному пути Дзогчен Атийоги. Как говорит Патрул Ринпоче:
«Начиная с трудности достижения счастливого рождения человеком
И до Мантраяны, стадий порождения и завершения,
И прямого подхода Дзогчена (тиб. трекчо) ,
Догола снимайте с ума его притворство:
Нет ни одной дхармы, которая не включена сюда».
Дуджом Ринпоче указывает:
«Полное постижение и реализация истинной сущности Дзогпаченпо всецело зависит от предварительных практик нёндро. Потому что, как сказал Дже Дригунпа: «Другие учения подчёркивают глубину главной практики, но здесь мы подчёркиваем глубину предварительной» – и дело обстоит именно таким образом».
Необходимо всегда помнить о том, что Дзогчен нельзя изучить простым чтением книг, но только благодаря встрече с компетентным мастером и следованию ему. Мастер, воплощает полное постижение Дзогпаченпо и, после выполнения учеником предварительных практик, ознакомит его с учением Дзогчен. Его Святейшество Далай-Лама подчёркивает первостепенную важность этого момента:
«Для того, чтобы приступить к практикам трекчо и тогал, прежде всего практикующему необходимо заниматься предварительными практиками. Истина, о которой вы должны помнить, заключается в том, что такие практики Дзогчена, как трекчо и тогал, могут быть реализованы только благодаря руководству опытного мастера и получению вдохновения и благословения от живого человека, который сам достиг реализации. Только благодаря такому близкому контакту с полностью реализованным мастером вы можете обрести реализацию практики Дзогчена». (4)
Даже великие мастера прошлого, такие как Падмасамбхава и Вималамитра, также следовали учителям. Как говорят: «Без мастера не было бы слышно даже имени «Будда».
Даже если Дзогчен сам по себе является не постепенным путём, а путём «внезапного просветления», тем не менее, для того, чтобы привести к зрелости учеников, его необходимо преподавать постепенно, в соответствии с их способностью понимания и их переживаниями. Вот почему он передаётся с помощью великого метода Мэннак Нёнтри Ченпо, тайного искусного средства и прямого метода постижения абсолютного, который передаётся от ума мудрости мастеров и соотносится с переживаниями учеников для того, чтобы дать им возможность постичь свою абсолютную природу.
Поэтому значение встречи с компетентным учителем и следования ему не может быть преувеличено. Потому что, если ученик никаким способом не может постичь истинный смысл Дзогпаченпо, когда он указывается, это предоставляет огромный простор для впадения в ошибочное понятийное понимание, и таким образом полностью теряется смысл. Кроме того, как замечает Дуджом Ринпоче: «Именно потому, что Дзогчен отличается такой исключительной глубиной, будут возникать препятствия, так же как получение большой прибыли связано с большим риском». Руководство компетентного мастера является совершенно необходимым. В противном случае практикующий может легко сбиться с пути, особенно когда он достигает более глубокого, более продвинутого состояния и появляется намного больше возможностей для заблуждения.
В наставлениях Дзогчен подчёркивается, что для полного постижения истинного смысла Дзогпаченпо должны присутствовать три подлинных: подлинный мастер, подлинный ученик и подлинная линия преемственности метода ознакомления. Сначала подлинный мастер должен встретить подлинного ученика. И тогда моментом решающей важности является метод. Потому что мастер может провести ознакомление, не следуя методу, но если ученик не поймёт, то он совершенно ошибочно воспримет смысл ознакомления и останется просто полностью сбитым с толку. Поэтому истинное постижение Дзогчена опирается на «подлинную линию преемственности метода ознакомления», тот самый метод, благодаря которому мастера прошлого сами достигли постижения.
Следующую молитву спонтанно сложил и подарил мне Е. С. Дуджом Ринпоче по случаю передачи «Трёх Слов, Попадающих в Суть», учения, которое он впервые в Европе дал собранию тринадцати учеников в Париже. Она воспроизводится в собственном написании Дуджом Ринпоче:
«Да обретём мы великую уверенность видения,
Где сансара и нирвана являются одним.
Да усовершенствуем и укрепим мы созерцание,
Естественно покоящееся в неизменном состоянии.
Да осуществим мы в полной мере деятельность
Недеяния, которая выполняется естественно.
Да обнаружим мы сами собой дхармакайю,
Свободную от обретения и отказа».
Примечания:
1. Чецюн Сэнгэ Ванчук (11-12 век) играл важную роль в линии преемственности Нинтик. Ему явился Вималамитра и даровал посвящения, руководство и наставления, и в возрасте ста двадцати пяти лет он исчез в небе в облаке радужного света. Прежде чем уйти, он дал свои последние наставления дакини Палгьи Лодро. Он воплотился как великий мастер девятнадцатого века Джамьян Кхьенце Ванпо, который, вспомнив свою прошлую жизнь в видении и получив учения обратно от дакини, открыл очень важный цикл учений, известный как “Чецюн Нинтик”.
2. Нёшул Лунток Тэнпэ Нима получил основанные на опыте наставления Дзогпаченпо, Мэннак Нёнтри Ченпо, от Патрул Ринпоче. В числе его великих учеников были Тэртон Согьял и Кхэнпо Наван Палсан (1879-1941) (иначе известный как Кхэнпо Нага, или Накчун), который был проявлением Вималамитры, предсказанным Патрул Ринпоче. Кхэнпо Накчун стал главным держателем линии передачи Дзогчена, идущей от Нёшул Лунтока, и одним из наиболее влиятельных мастеров Дзогчена этого столетия.
3. См. Приложение: Дуджом Ринпоче, «Нёндро в Дзогчене».
4. Из учения, которое дал Его Святейшество Далай-лама в Хельсинки, Финляндия, 30 сентября 1988 г.