Уникальной особенностью Дзогчена является присущий ему способ ознакомления, приводящий к точному опыту пробуждённого состояния, прямому переживанию абсолютного. В Дзогчене проводится очень важное различение между обычным умом, который по-тибетски называется сэм, и изначальным или чистым, неиспорченным осознаванием, ригпа. Дзогчен Пэма Ригдзин, первый Дзогчен Ринпоче (1), указывал:
«Всё, что проявляется и существует, все явления сансары и нирваны, пребывает в совершенстве и полностью содержится в состоянии пустого ригпа. Вот почему это называется «Дзогпа». Не существует другого, более великого метода, ведущего к освобождению от сансары; потому он называется «Ченпо». Вследствие этого он называется Дзогпаченпо».
Ибо главный принцип в Дзогчене заключается в том, чтобы выйти за пределы ума, полностью превзойти обычный, думающий ум и достичь природы ригпа. Как указывает Шантидэва в Бодхичарьяаватаре: «Абсолютное – за пределами ума; то, что пребывает в измерении ума, называется относительным».
Именно с этим ригпа мастер знакомит ученика, и распознавание ригпа является видением Дзогчена. В Дзогчене путь описывается с точки зрения видения, созерцания и деятельности, которые охватывают практику Дзогчена, и особенно практику трэкчо и последующие практики тогал. Процитируем слова Дуджом Ринпоче:
«Видение является постижением обнажённого осознавания, в котором содержится всё: чувственное восприятие и проявленное существование, сансара и нирвана. У этого осознавания или ригпа есть два аспекта: шуньята-пустота как абсолютный, и явления или восприятие как относительный».
В безбрежном пространстве Дзогпаченпо всё, что существует в сансаре и нирване, является полностью завершённым. Хотя его сущность – пуста, изначально чиста (что известно в Дзогчене как кадак), его природа изобилует благими качествами, содержит все возможности, это – безбрежное творящее измерение, которое самопроизвольно совершенно (его называют лхундруп).
|
Говоря очень просто, сущность ума – пуста, всеобъемлюща и чиста изначально, подобно открытому, синему небу; его природа является сияющей ясностью, беспрепятственной и самопроизвольно присутствующей, подобно солнцу со всем его теплом и светом; и его энергия или проявление – это сострадание, беспрепятственное и всеохватывающее, подобно лучам солнца, которые беспристрастно освещают нас всех. Дуджом Ринпоче объясняет: «Пустая природа ригпа и его сияние являются недвойственными и проявляются в действии как сострадание во всех временах».
Ознакомление с видением и пребывание в состоянии ригпа – это сердце практики Дзогчена. При использовании других подходов постижение природы ума достигается благодаря выводу и рассуждению. В Дзогчене подлинное непосредственное переживание состояния ума мудрости всех будд передаётся благодаря благословению мастера, воплощающего это совершенное постижение, прямую передачу ума, ученикам, которые в результате своих прошлых устремлений и очищения кармы достигли точки, где они обладают открытостью сердца и преданностью, которые делают их восприимчивыми к истинному смыслу учения.
Как говорит Джигмэ Линпа в своём трактате Сэнге Наро (Львиный рык):
«Сначала ученик должен найти реализованного Гуру, с которым у него есть благая кармическая связь. Мастер должен быть держателем линии прямой передачи ума. Ученик должен обладать однонаправленной преданностью и верой, которые делают возможной передачу постижения мастера».
|
Когда наступает этот могущественный момент, «встреча сердец и умов», ученик обретает прямое и неоспоримое переживание, или проблеск, природы ригпа. В это мгновение мастер знакомит, а ученик распознаёт. Как заметил великий мастер Дзогчена Патрул Ринпоче:
«С природой ума, лицом ригпа, знакомятся после подлинного растворения понятийного ума».
В Дзогчене прямому ознакомлению предшествует особое медитативное исследование пустой природы ума и явлений. Благодаря тщательному анализу и исследованию ума ученик приходит к личному постижению природы пустоты, «несуществования сансары и нирваны», что приводит к постижению дхармакаи. Если он обретает это постижение, оно служит подготовкой к ознакомлению с ригпа, которое проводит мастер. Но если это не было постигнуто, и человек просто пребывал, «оставляя ум в его естественном состоянии», то его практика будет только шаматхой, а его воззрением станет состояние алаи (тиб. кунши, санскр. alaya). В Дзогчене главным моментом ознакомления является выход за пределы алаи, явное обнаружение обнажённого ригпа. Вот каким образом исследование воззрения пустоты облегчает ознакомление с ригпа.
Итак, истинное постижение природы ума становится возможным только тогда, когда передаётся от сердца мастера к сердцу ученика; великие личности линии преемственности Дзогчена являются примерами этого и необычайные повествования рассказывают о том, как в этот момент их умы становились тождественными уму мудрости их мастера, например, когда Гараб Дордже передал Манджушримитре свой последний завет, известный как «Три Слова, Попадающие в Суть», или когда Шри Сингха раскрыл природу ума Падмасамбхаве.
|
Манджушримитра – единственный ученик Гараб Дордже, который был человеком, он учился у него в течение семидесяти пяти лет. Когда Гараб Дордже уходил в паринирвану, он поднялся в небо и растворился в радужном свете. Увидев это, Манджушримитра стал взывать в горе и отчаянии и произнёс очень красивую мольбу: «Что станет с нами теперь, когда ты ушёл? Ты – свет мира...»
Тогда Гараб Дордже растрогался, и вновь появилась его рука, в которой была маленькая золотая шкатулка, размером с ноготь большого пальца, в ней находилось учение «Три Слова, Попадающие в Суть», он опустил её в руку Манджушримитры. Как только она оказалась у Манджушримитры, его ум стал тождественным уму мудрости его мастера Гараб Дордже. Как объясняет Дилго Кхьенце Ринпоче, высокореализованный мастер Дзогчена вверит и передаст весь свой ум мудрости и благословение своей линии преемственности своему главному ученику, и таким образом обеспечит продолжение неповреждённой передачи. Даже если он умирает, его ум мудрости продолжается, не теряя своей чистоты, подлинности или силы. В тот самый момент, когда ученик получает его, он становится тождественным своему учителю. Кхьенце Ринпоче говорит, что таким был подход Дзогпаченпо от изначального будды до наших дней.
Вот почему сущностной основой Дзогпаченпо является ознакомление с ригпа. Дзогчен начинается с ознакомления, потому что в Дзогчене созерцание – это просто пребывание в видении ригпа. Как указывает Дуджом Ринпоче:
«Созерцание заключается в том, что практикующий с вниманием поддерживает такое состояние ригпа, свободное от всех умопостроений, в то же время оставаясь полностью расслабленным, не отвлекаясь и не цепляясь, поскольку говорится, что «созерцание – это не усилие, а естественное привыкание к нему».
Из постижения природы собственного ума сияет глубокое сострадание к тем, кто её не постиг, и поэтому в Дзогчене созерцание описывается как «сияние, или единство, мудрости и сострадания».
Пребывание в непрерывном потоке ригпа становится реальностью и начинает пронизывать повседневную жизнь и деятельность практикующего Дзогчен. Как указывает Дилго Кхьенце Ринпоче: «Если кто-то достиг единства мудрости и сострадания, тогда всё, что он делает, самопроизвольно приносит благо существам, даже если он просто моргает или шевелит мизинцем».
Если практика – действительно непрерывна, она порождает глубокую устойчивость и уверенность, поскольку какие бы мысли или эмоции ни возникали, они не будут более вводить нас в заблуждение; они освобождаются в самой своей основе. Мы можем смотреть на них невозмутимо и беспристрастно, с уверенностью в том, что «расцвет дхармакайи всего, что возникает, не является ни хорошим, ни плохим». Как говорит Дуджом Ринпоче:
«Деятельность заключается в том, чтобы действительно наблюдать свои мысли, хорошие или плохие, внутренне глядя в истинную природу любых мыслей, которые могут возникнуть, не возвращаясь в прошлое, не призывая будущее, не допуская никакого цепляния за переживания радости, или подавленности из-за печальных обстоятельств. Когда мы действуем таким образом, то стараемся достичь «великого равенства» и оставаться в этом состоянии, где всё хорошее и плохое, покой и горе, – лишены самосущей природы».
А это приводит к плоду Дзогпаченпо, который является полным пробуждением и освобождением: постижением мудрости дхармакайи и достижением тела будды на уровне проявлений. Многие практики Дзогчена обрели «радужное тело», преобразив свои физические тела в их световую природу во время смерти (2).
Однако Дуджом Ринпоче советует:
«До тех пор, пока вы не достигли полностью пробуждённого просветлённого состояния, вам всегда следует считаться с относительным аспектом явлений и помнить о недвойственности явлений и их пустой природы.... Хотя воспринимаются различные формы, их сущность пуста; однако в пустоте мы воспринимаем формы. Хотя слышатся различные звуки, они – пусты; однако в пустоте мы воспринимаем звуки. Также возникают различные мысли; они – пусты, однако в пустоте мы воспринимаем мысли».
Видение Дзогпаченпо является окончательным видением всего; это – не просто другое воззрение в обычном философском смысле, воззрение, к которому вы можете придти, используя интеллектуальный анализ или вывод. Скорее оно является плодом и наивысшей точкой всех духовных упражнений в изучении, размышлении и созерцании, плодом и наивысшей точкой всего очищения, тем запредельным состоянием, в котором устраняются все омрачения ума. Действительно, Сакья Пандита утверждает: «Атийога является не просто воззрением, но плодом всех ян». Считается, что все учения содержатся во всеохватывающем видении Дзогпаченпо, и поэтому часто говорят, что основа – это Мадхьямака, путь – Махамудра, а плод – Дзогпаченпо. Видение, в котором постигается, что природа всех дхарм сансары и нирваны – это пустота, является основой, Мадхьямакой. Махамудра является путём постижения этого на собственном опыте, в природе своего ума, как единства пустоты и ясности. И окончательное постижение, которое называется «естественно возникающее ригпа», или «мудрость, ушедшая за пределы ума», — это плод, Дзогпаченпо.
Примечания:
1. 1-й Дзогчен Ринпоче, Дзогчен Пэма Ригдзин (1625-97), проявление
Сарахи, Вималамитры и Падмасамбхавы, был великим сиддхом, который основал монастырь Дзогчен в Кхаме, в восточном Тибете в 1684-5 г. После того, как его мастер Бакха Тулку Ригдзин Чокьи Гьяцо сказал ему: «Я слышал о Дзогпаченпо как об учении, но никогда не видел Дзогпаченпо как личность, за исключением тебя», он стал известен как Дзогчен Пэма Ригдзин, или Дзогчен Ринпоче. Монастырю, который он основал, было суждено стать одним из наиболее влиятельных во всём Тибете и сыграть важную роль в распостранении учений Нинма и Дзогчен.
2. Практики Дзогчена, достигшие полной реализации, могут растворить
своё тело во время смерти. Благодаря практике трэкчо практикующий может достичь так называемого «радужного тела» (тиб. джа лю), в этом случае тело становится всё меньше и меньше по мере того, как оно растворяется, испуская радужный свет, пока, наконец, не останутся только волосы и ногти. Благодаря практике тогал практикующий может растворить своё тело в «теле света» (тиб. о ку), в этом случае тело полностью превращается в свет и исчезает в пространстве. Этой реализации достигли Гараб Дордже, Манджушримитра, Шри Сингха, Джнянасутра и Вайрочана. Другим достижением практики тогал является «радужное тело великого переноса» (тиб. джа лю пхо ва ченпо), при котором мастер растворяет своё тело в радужный свет и живёт в течение столетий для того, чтобы приносить благо другим. Такую реализацию проявили Падмасамбхава, Вималамитра, Нян Тиндзин Санпо и Чецюн Сэнгэ Ванчук.