Когда мы говорим о ламе, мастере или принципе гуру, важно помнить о том, что гуру является не только личностью. Гуру олицетворяет вдохновение истины; он является воплощением или кристаллизацией благословений, сострадания и мудрости всех будд и всех мастеров.
Как обычно объяснял мой мастер Джамьян Кхьенце Чокьи Лодро, хотя наша истинная природа является буддой, однако с безначального времени она была омрачена облаками неведения и смятения. И всё же, несмотря на это омрачение, наша природа будды, или истина, присущая нам, никогда не сдавалась неведению и оказывает сопротивление своему смятению. Это – наш внутренний учитель или гуру, активный аспект нашей природы будды, который с того самого момента, когда мы впали в замешательство, стремился привести нас обратно к нашей истинной природе. Он никогда не отказывался от нас; в своём бесконечном сострадании он неустанно стремился к нашему развитию, не только в этой жизни, но и во всех наших прошлых жизнях, используя все виды средств и обстоятельств, чтобы учить нас и привести обратно к истине. Даже с обычной точки зрения мы осознаём, что жизнь всегда учит нас. И хотя она может дать нам урок, который мы часто не хотим получать, мы не можем убежать от этой истины, потому что жизнь продолжает учить нас. Она является всеобъемлющим гуру.
Благодаря нашим прошлым устремлениям, молитвам и очищенной карме этот внутренний учитель действительно начинает проявляться более ясно и воплощается в форме внешнего учителя, которого мы в самом деле встречаем. В действительности, внешний учитель является ни кем иным, как представителем нашего внутреннего учителя. Он учит нас тому, каким образом мы можем получить послание от своего внутреннего учителя и осознать присущего нам абсолютного учителя, восстанавливая в себе веру и уверенность и таким образом освобождая нас от страдания, которое происходит от неведения своей истинной природы.
|
Внешний учитель является посланцем, внутренний учитель – истиной. Например, если кто-то хочет связаться с вами по телефону, он набирает ваш номер. Таким же образом, будды звонят вам, используя вашу природу будды, вашего внутреннего учителя. Это – прямая линия, но пока вы не умеете слушать и слышать, к телефону подходит ваш внешний учитель. Они связываются с вами через него. Важно памятовать о смысле этой связи между внутренним и внешним учителями. Внешний учитель учит тому, как найти себя, как обнаружить будду в себе. Он знакомит вас с вашей природой и до тех пор, пока вы не найдёте будду в себе, он является его представителем.
В учениях Дзогчен этот всеобъемлющий принцип олицетворяет Падмасамбхава. Он считается воплощением будд прошлого, представителем будд настоящего, и источником, из которого возникнут все будущие будды. Он является вневременным гуру, чьё существо содержит в себе всех мастеров. Многие из великих мастеров тибетской традиции черпали от него вдохновение и являются его проявлениями, подобно лучам, которые испускает солнце. Поэтому, если вы входите в контакт с любым из них, в конечном итоге он приведёт вас к Падмасамбхаве. Его человеческая связь с вами является вашим учителем. Именно при помощи своего учителя вы можете его распознать.
Кем бы вы ни считали Падмасамбхаву или кем бы вы ни считали своего учителя, он является самим Дзогченом. Абсолютное состояние Дзогпаченпо – это ум мудрости вашего учителя. Поэтому вы не считаете его обычным человеческим существом. Он воплощает истину или мудрость, с которой он взаимодействует и пробуждает её в вас. Поэтому для вас он является олицетворением ума мудрости до такой степени, что простое памятование о нём объединяет всё учение и практику в сущностном вкусе. Мастер – это не что-то отдельное от учения; в действительности он является энергией, истиной и состраданием Дхармы. Он воплощает в себе Дзогпаченпо, поэтому всякий раз, когда вы думаете о своём мастере или Падмасамбхаве, на вас нисходит его благословение. Это – главный источник вдохновения для практики Дзогчена.
|
Как сказал Калу Ринпоче в своём последнем публичном учении:
«То, что мы называем буддой или ламой, не является вещественным, подобно железу, хрусталю, золоту или серебру. Вам никогда не следует думать о них с таким материалистическим отношением. Сущность ламы или будды – это пустота; его природа – ясность; его проявление – игра беспрепятственного осознавания. Помимо этого он не обладает никаким реальным, материальным образом, формой или цветом, подобно пустому сиянию пространства. Когда мы знаем, что он подобен такому пространству, мы можем развить веру, слить свой ум с его умом, и позволить своему уму мирно покоиться. Это – самое важное отношение и самая важная практика». (1)
Нам необходимо очеловечить истину для того, чтобы сделать её доступной для себя. Иначе, как мы могли бы понять абсолютное? Для нас гуру является истиной в образе человека. Как говорит Дилго Кхьенце Ринпоче: «Не существует ни одного будды, достигшего пробуждения, который не полагался бы на духовного учителя». Мы не можем постичь абсолютное в рамках обычного ума. А путь за пределами ума проходит через сердце и через преданность. Как Будда сказал Шарипутре, именно благодаря преданности и одной только преданности постигается абсолютное. Нёшул Кхэн Ринпоче указывает:
|
«В соответствии с Дзогченом и особым подходом великого мастера Дзогчена Шри Сингхи существует способ распознавания природы ума благодаря одной только преданности. Были случаи, когда практики обретали постижение просто благодаря своей искренней преданности, хотя их учитель уже умер или не присутствовал вблизи них физически. По причине своих молитв и преданности они получили ознакомление с природой ума. Наиболее знаменитыми примерами этого являются Лонченпа и Джигмэ Линпа». (2)
Дзогчен нельзя постичь, опираясь только на интеллект или думание обычным умом, он постигается только благодаря чистоте сердца. Ибо Дзогчен пребывает за пределами ума; это – мудрость ригпа, которая может быть передана только через сердечную близость между мастером и учеником. Преданность пробуждается естественно, когда учитель способен открыть вашу сокровенную сущность и подарить вам проблеск природы вашего ума. Благодаря этому возникает огромная радость, признательность и благодарность тому, кто помог вам увидеть, и истине, которую он воплощает.
Это искреннее, неизмышленное, подлинное чувство является истинной преданностью. Истинная преданность – это не какая-то разновидность обожания или поклонения на мирском или условном уровне, но просто естественная способность призывать тепло и благословение истины, когда в этом есть необходимость, благодаря подлинной и чистой преданности. Она возникает потому, что вы постигли видение, и поэтому также возникает огромное сострадание. Как объясняет Нёшул Кхэн Ринпоче: «Когда вы постигаете истинный смысл пустоты или Дзогпаченпо, без усилий возникает сострадание ко всем существам, которые его не постигли; если бы плач мог выразить это сострадание, вы могли бы плакать без конца». Эти три, видение, преданность и сострадание – неразделимы; они обладают одним вкусом – вкусом Дхармы.
Примечания
1. Из “Last Public Teaching of Lama Kalu Rinpoche” (“Последнее Открытое Учение Ламы Калу Ринпоче”), Sonada, March 28, 1989, courtesy of The International Translation Committee, Drajur Dzamling Kunchab.
2. Хотя Джигмэ Линпа жил на четыре столетия позже, его чрезвычайно вдохновляли учения Лонченпы, и в течение трёхлетнего затворничества в пещерах Чимпху в период 1759-62 гг. он пылко его призывал, выполняя гуруйогу, составленную Лонченпой. Лонченпа явился ему в трёх видениях, в которых он получил благословение и передачу мудрости тела, речи и ума Лонченпы, которая позволила ему принять ответственность за сохранение смысла учений Лонченпы и их распостранение. Лонченпа явился ему три раза. В первый раз он предстал в облике старика, во второй раз он был моложе и улыбался ему, а в третий раз он был очень юным, пришёл в материальном теле и принёс с собой всё учение в форме книги, которую возложил на его голову, даровав ему Ригпэ Цал Ван. В это мгновение ум Джигме Линпы и ум мудрости Лонченпы стали одним.