Цель.
Формирование базовых знаний у студентов об основах менеджмента, истории менеджмента как науки, а также перспектив и направлений развития менеджмента в России и за рубежом.
2. Задачи:
- ознакомление с историей формирования и развития научных школ менеджмента;
- изучение характерных черт и особенностей российского менеджмента
Задание.
В любой компании мира организацию работы компании и управление ею осуществляет аппарат управления. Структура аппарата управления определяет состав и взаимосвязь его подразделений, а также характер возложенных на них функций. Несмотря на многообразие существующих предприятий и организаций, существуют типовые структуры управления. Так, изученная нами линейная структура основана на производственном признаке, когда низовой уровень управления находится в подчинении, и подотчетна только одному руководителю высшего уровня управления. Именно в линейной структуре наиболее проявляется признак единоначалия. Несмотря на достоинства, линейная структура не лишена определенных недостатков. При ее реализации менеджеры высшего уровня оказываются чрезвычайно перегруженными решением разнообразных, порой второстепенных, вопросов, что снижает оперативность управления. Работа организации при такой структуре «страдает бюрократизм», отсутствием гибкости в принятии и выполнении решений. Другой тип структуры управления - функциональная структура. В отличие от менеджеров, работающих в рамках линейной структуры, вынужденных заниматься решением разнообразных проблем, здесь в основу положен признак специализации. Каждый руководитель отвечает за решение проблем лишь в определенном направлении деятельности фирмы. Это могут быть производство, сбыт, учет, кадры и т. д. Именно в специализации при стабильных условиях повышает эффективность управления, состоит главное преимущество данной структуры. Однако при использовании функциональной структуры управления существенно затрудняется координация деятельности различных служб компании, усложняются взаимосвязи отдельных подразделений, «размывается» принцип единоначалия.
|
С учетом отмеченных ранее достоинств и недостатков двух систем управленияп редложите свой вариант, который должен систематизировать организационное построение
компании.
Вопрос: Следует ли при разработке структуры управления российской компании
(предприятия, магазина, банка и т.д.) учитывать отечественные особенности и традиции?
Аргументируйте.
Критерии оценки выполнения лабораторной работы
За выполнение лабораторной работы студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
Критерий оценки | Балл |
1. Своевременность сдачи работы и аккуратность оформления | |
2. Описание линейной структуры управления | |
3. Выявление достоинств и недостатков линейной структуры управления | |
4. Описание функциональной структуры управления | |
5. Выявление достоинств и недостатков функциональной структуры управления | |
6. Предложенный вариант систематизации организационного построения компании | |
7. Убедительная аргументация предложенного варианта | |
Итоговая сумма баллов: |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
|
Количество баллов | Оценка | Зачет |
76–100 | Отлично | Зачтено |
51–75 | Хорошо | |
26–50 | Удовлетворительно | |
0–25 | Неудовлетворительно | Не зачтено |
Студенты, не сдавшие и не защитившие лабораторную работу, к промежуточной аттестации не допускаются.
Тема 4.Школа научного направления. Генезис и развитие управленческой мысли как фактор становления научного менеджмента.
Примерные темы докладов
1. Управленческие революции.
2. Промышленная революция и развитие идей управления.
3. Управленческие идеи в трудах Т. Гоббса, Дж. Стюарта, И. Бентама.
Критерии оценки
За подготовку доклада студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
Критерий оценки | Содержание | Баллы |
Новизна материала | - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста | |
Обоснованность выбора источников | - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные | |
Степень раскрытия сущности вопроса | - соответствие плана теме доклада - соответствие содержания теме доклада - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме | |
Соблюдение требований к оформлению | - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению доклада |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Количество баллов | Оценка | Зачет |
76–100 | Отлично | Зачтено |
51–75 | Хорошо | |
31–50 | Удовлетворительно | |
0–30 | Неудовлетворительно | Не зачтено |