Структура политической системы




 

Принято выделять четыре аспекта политической системы:

- институциональный – его образуют государство, политические организации и отношения между ними;

- регулятивный – политические и другие нормы и традиции, значимые для этой сферы;

- функциональный – методы политической деятельности, способы достижения поставленных в политике целей;

- духовный – его составляют основные элементы политического сознания: идеология и психология.

Основные компоненты политической системы:

Политическая структура представляет собой совокупность политических организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Организационные отношения в сфере политики обладают некоторыми специфическими признаками: общей целью для всех участников организации; иерархичностью структуры отношений внутри организации; различением норм для руководителей и руководимых. Последний признак ведет к действию открытого классиком немецкой политической науки Р. Михельсом закона олигархизации – неизбежному появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей.

Организация рационализирует политику, вносит в нее элемент управляемости, целенаправленности. Среди основных типов политических организаций обычно выделяют государства, партии, движения и группы давления.

Политические и правовые нормы. К ним относят сложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конструкций, уставов, программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Политическое отношение, организованное на основе нормы, называется политическим институтом. Это достаточно широкое понятие, включающее все многообразие политических организаций, строящихся на основе определенной системы принципов, правил совместного поведения, зафиксированных в программах, уставах, конституциях, декларациях.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем принципы существования политических организаций называется институционализацией. Так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порождают обратный процесс – деинституализацию, разрушение политической организации, нарастание дистанции между поведением людей и регулирующей его нормой. Очевидна органическая связь политики и институализации: все многообразие политической деятельности проходит в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

Политические ценности. Облик политической системы в значительной степени зависит от господствующих в этой системе ценностей – субъективных предпочтений людей, их представлений о желательных или нежелательных событиях и явлениях, выражающих их собственную значимость. Под воздействием ценностных детерминант осуществляется отбор политических приоритетов, целей политической деятельности, они определяют характер политической аргументации, формируют инструментарий политических действий, они влияют на программатику политической деятельности, представления о границах и возможностях ее влияния на политическую жизнь.

Роль ценностей в политической системе определяется тем, что именно в ценностной системе координат люди формулируют наиболее значимые для себя каналы взаимодействия с политической средой:

- интересы – это инструментальные ценности (Д.Истон), т.е. способствующие достижению основных целей;

- цели – модели представлений о потребном будущем, формируются на основе ценностных представлений: нежелательное событие или состояние не может быть целью политических действий;

- идеалы или цели, обладающие наивысшей значимостью для человека;

- результаты политических действий и процессов соотносятся с ценностями, это необходимая процедура в их анализе;

- на ценностной основе решается дилемма вхождения или воздержания человека от контактов с политической средой.

Способность ценностей в значительной мере определять облик политических систем, основные приоритеты политики делает ценности важнейшим элементом не только политической системы, но и политической культуры.

Политическая деятельность. Ее составляют разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе. Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько состояний:

- политическое отчуждение, его смысл заключается в неприятии и отрицании политики, оно выражается в сосредоточении усилий человека на решения проблем личной жизни, при их противопоставлении жизни общественной, политической;

- политическая пассивность – это такой вид политической деятельности, в руках которой субъект, а им может быть как и индивид, так и социальная группа, не реализует собственных интересов, а находится под политическим влиянием другой социальной группы, не действует в качестве самостоятельной политической силы;

- политическая активность – ее критерием служит стремление и возможность, влияя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Она выражается в способности действовать, исходя из объективной связи проблемы существования социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества в целом.

Политическое сознание. Это многообразные проявления духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений. Здесь выделяют два уровня организации: концептуальный – политические теории, доктрины, программы, учения; обыденный – несистематизированные обобщенные представления о политике, традициях, нормах поведения.

Только в политическом сознании происходит целостное воспроизведение структуры политической жизни, отдельные же фрагменты ее могут отражаться иными формами общественного сознания.

Своеобразным проявлением политического сознания, где размыты границы между его компонентами и где каждый из них по разным каналам интенсивно проникает в другой, а все вместе они активно влияют на политическое поведение огромного количества людей, служит феномен массового сознания – совокупность самых разнообразных по их гносеологической и социальной природе духовных образований, не ограниченных лишь формами психики, а относящихся к «разделам», сферам, уровням… психологии и идеологии, эмоций и логики, образов и реакций, обыденного и теоретического сознания, рациональных и иррациональных представлений и т.д.

Массовое сознание может как стимулировать политическую деятельность многих людей, концентрируя внимание и социальную энергию на решение той или иной общественной проблемы, так и существенно затруднять и деформировать политическую деятельность, если эта проблема не столь важная и актуальная. Поэтому политическая практика постоянно и настойчиво рождает потребность выхода за рамки чисто эмоционального реагирования на политические события, непосредственного, фрагментарного отражения политической реальности.

Именно такие черты привносит в политическое сознание идеология, прежде всего благодаря упорядоченному характеру, способности целостного отражения интересов классов, других социальных групп, стремлению превратиться в элемент массового сознания, мотив политической деятельности.

Существует известная дифференциация в способах и глубине восприятия идеологии массовым сознанием вследствие разных уровней образования, культуры, интереса и психологической готовности к усвоению различных положений идеологии. Она в полной мере являет себя в таком элементе политического сознания, как общественное мнение, представляющее собой одномоментный срез политического сознания в его динамике и во всей сложности связей с действительностью.

Важнейшими характеристиками общественного мнения служат:

- публичность – его носителями выступают огромные массы людей, целые социальные группы, имеющие свои суждения по волнующим их вопросам общественной жизни и открыто ими обменивающиеся;

- сочетание знаний о тех или иных социальных процессах с их оценкой субъектами;

-целостность восприятия – в сфере внимания общественного мнения могут находиться практически все явления общественной жизни.

Характер информации, лежащей в основе стимулирования политического действия, образует грань между рациональным и иррациональным поведением людей в политике. Если достоверная информация формирует общественное мнение, то ее неполнота или неточность порождают слухи, связанные с распространением анонимных, искаженных сведений о том или ином событии, явлении, личности.

Политическая культура. Это совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение человека в политику и его деятельность в ней. Она служит полем взаимодействия личности и политической власти, и ее основное назначение заключается в осуществлении не отстранения, а присоединения людей к политической системе и политической деятельности. Она связана с формированием сущностных черт политики: целенаправленностью, осуществлением властных функций, упорядочивающим воздействием на весь спектр социальных отношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: