Актуальность данной программы




Дополнительная развивающая программа для детей 6-7 лет художественной направленности по изготовлению кукол – мотанок (обучение воспитанников ручному труду) «Волшебные куколки»

Часов

Срок реализации программы: 1 год

Педагоги: Пищулина Л.Н., воспитатель высшей кв. категории; Бойко С.Р., воспитатель I кв. категории

Целевой раздел

Пояснительная записка

Воспитание патриотизма у детей – это процесс очень сложный и длительный. Без уважения к собственной истории, к традициям, нельзя вырастить достойных граждан.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен и важен для формирования патриотизма.

Использование народной кукла в нравственно-патриотическом воспитании детей представляет особенный интерес, потому что такая игрушка приобщает их к народной культуре, традициям, обычаям, истории; она учит детей любить свой край, семью и Родину.

Кукла-мотанка – удивительное и загадочное существо, секреты изготовления которого оставили нам наши предки. По способу изготовления эта кукла универсальна: она изготовляется по одним и тем же принципам, независимо от того, делается она с целью гармонизации отношений, привлечения благосостояния, приближения и ускорения определенных событий или как оберег.

В процессе продуктивной творческой деятельности, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается моторика рук.

Общение детей с народными куклами реализуется в свободной игре с ними. Тем самым, у детей пробуждается интерес к народной кукле, знакомству с историей возникновения и развития народной куклы, с их назначением в жизни людей, с духовным содержанием творчества детей, создаются условия для словесного и практического творчества детей, для проигрывания разнообразных социальных ролей в специально создаваемых игровых полях, для дарения самостоятельно сделанных кукол.

Использование народной куклы в приобщении детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре, позволяет добиться положительных результатов в нравственно-патриотическом воспитании и развитии детей, помогает обогатить внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и традициях народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес к русской национальной культуре.

Проведение занятий по изготовлению народных кукол

- формирует у детей 6-7 лет интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы;

- способствует изучению различных видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов;

- обеспечивает сохранение и преумножение историко-культурного наследия;

- способствует развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей;

- развивает креативное мышление;

- развивает коммуникативные навыки;

- прививает внимательность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие;

- развивает мелкую моторику рук;

- формирует эстетический вкус.

Актуальность данной программы

В Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится, что приоритетной задачей в сфере воспитания является приобщение детей к культурному наследию, создание условий для сохранения и поддержки традиций, творчества, развитие высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности своего народа. В связи с этим, реализация данной программы призвана внести вклад в сохранение, возрождение и развитие народных традиций, идущих от истоков русской культуры.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней становится все более широким.

Выбранная тема кружковой работы показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания.

Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Особенности программы

Особенностью данной программы является то, что в процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебные куколки» является развитие у детей понимания культурного наследия и воспитание бережного отношения к нему посредством изготовления традиционных кукол, прикосновение к истории, создание внутренней гармонии, и сознательное привлечение благополучия в процесс изготовления тряпичной куклы.

Цель и задачи программы

Основной целью программы является:

Способствовать приобщению детей к русской культуре посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций декоративно-прикладного искусства; формировать и закреплять устойчивый интерес к рукоделию, самовыражению.

Содержание занятий обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

- содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

- воссоздать историю возникновения куклы;

- рассказать о значении куклы – закрутки в жизни русского народа;

- знакомить с народными традициями, в которых были задействованы тряпичные куклы;

- формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами;

- развивать у детей творческие способности;

- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;

- прививать любовь к обычаям предков;

- воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: