Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места.
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ.
В ходе работы дети приобретают навыки работы с тканью, нитками, поролоном, ватой. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному.
|
Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Воспитанники осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата.
Учебно-тематический план занятий
Месяц | Название раздела, темы | Программные задачи | |
Сентябрь | Инструктаж по технике безопасности. Что мы знаем о куклах? | Провести инструктаж по технике безопасности при работе в кружке. Познакомить детей с планом работы, целями и задачами занятий. | |
Игровая кукла «Зайчик» | Заинтересовать разнообразием народных кукол и их назначением в русском быту. Привлечь внимание к русской культуре. | ||
Игровая кукла «Осьминожка» | Познакомить с простейшими приёмами рукоделия. Изготовить самостоятельно игровую куклу по традиционной технологии. | ||
«Птичка» | Формирование представления об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа. Развитие индивидуальных задатков и творческих способностей. | ||
Октябрь | Кукла «Лошадка» | Привитие интереса к изготовлению игровых кукол. Развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия. | |
Узелок, косичка. Кукла «На здоровье» | Рассказать о значении куклы – закрутки в жизни русского народа; Познакомить с принципами её изготовления. | ||
Кукла «Бессоница» | Научить изготовлению одного из видов традиционной куклы-закрутки. | ||
Кукла «Подорожница» | Развивать стремление к самостоятельному творчеству. | ||
Ноябрь | Куклы «Мартинички» | Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. | |
Кукла «Параскева Пятница» | Знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций, декоративно-прикладного искусства | ||
Куклы «День и Ночь» | Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. | ||
Кукла «Филипповка» | Развивать навыки работы с различными материалами. | ||
Декабрь | Кукла «Малышок-голышок» | Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | |
Кукла «Желанница» | Способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей. | ||
Кукла «Бабочка» | Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы. | ||
Кукла «Хозяюшка-Благополучница» | Развивать глазомер и умения работать с лоскутами ткани. | ||
Январь | Кукла «Берегиня дома» | Воплощать творческие идеи при изготовлении поделок | |
Кукла «Северная Берегиня» | Формировать умение выполнения тряпичной куклы-закрутки в соответствии с традиционной русской народной игрушкой. | ||
Кукла «Торохкольце» | Продолжать учить детей изготавливать кукол своими руками. | ||
Кукла «Настроение» (колокольчик) | Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. | ||
Февраль | Кукла «Отдарок-на-подарок» | Продолжать учить работать в коллективе, помогать друг другу. | |
Миниатюрная кукла-мотанка | Расширять представления воспитанников об использовании текстиля в изготовлении изделий | ||
Кукла - мотанка с косичками. | Изучение видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов. | ||
Кукла «От худого слова» | Развивать мелкую моторику рук, формировать эстетический вкус. | ||
Март | Кукла «Масленница» | Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных старых вещей. | |
Кукла «Каркуша» | Воспитывать интерес к народным традициям; прививать внимательность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие. | ||
Кукла «Веснянка» 1 | Развивать коммуникативные навыки. Учить детей изготавливать куклу-закрутку: научить закручивать столбик, завязывать узелки на уголках ткани. | ||
Кукла «Веснянка» 2 | Развивать умение украшать куклу, делать её выразительной и своеобразной. | ||
Апрель | Кукла «Вербная» | Стимулировать интерес к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве. | |
Кукла «Пасхальная голубка» | Развивать творческие способности детей. | ||
Кукла на пасхальное яйцо | Развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию. | ||
Кукла «Первоцвет» | Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними. | ||
Май | «Травница» | Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы. Формировать эстетический вкус. | |
Кукла «Тульская барыня» | Обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия. | ||
Кукла «Купавка» | Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. | ||
Кукла «Покостница» | Развивать стремление к самостоятельному творчеству. |
Организационный раздел
|
|
Режим занятий
Программа кружка «Волшебные куолки» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная группа).
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю в течение учебного года (с сентября по май) и имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.
Длительность занятия 30 минут.
Форма организации
Подгрупповое занятие. Зачисление детей в кружок проходит на основе учета интересов и способностей детей, заявления родителей.
В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.