В реализации программы «Волшебные куолки» участвуют дети 6-7 лет.
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.
Социальное развитие:
- дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
- хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
- способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
- стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;
- тонко реагируют на изменение отношений, настроения взрослых.
Организация деятельности:
- дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи;
- они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;
- ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;
- они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней;
- способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Речевое развитие:
- дети способны правильно произносить все звуки родного языка;
- способны к простейшему звуковому анализу слов;
- обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
- грамматически правильно строят предложения;
- умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать, свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль;
- способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
- способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Интеллектуальное развитие:
- дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей;
- они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;
- с удовольствием воспринимают любую новую информацию;
- имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания:
- шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания:
- количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2);
- преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;
- дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения);
- способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка), не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
Развитие мышления:
- наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление;
- доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие:
- способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
- способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.);
- способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
- способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации:
- способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов.
Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
Слухо-моторные координации:
- способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;
- способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.
Развитие движений:
- дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
- способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;
- способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
- способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.;
- способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);
- способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Личностное развитие, самосознание, самооценка:
- способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками, стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
- самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться;
- не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
Мотивы поведения:
- интерес к новым видам деятельности;
- интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
- проявляют познавательные интересы;
- устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Произвольность:
- способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил);
- способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.