Корпоративная социальная ответственность, в широком смысле – это влияние бизнеса на общество.
Концепция социальной ответственности бизнеса зародилась в начале XX в. и получила широкое признание в практике в начале 1970 гг. К середине 1970-х гг. в мире и, прежде всего в США, было вскрыто огромное количество фактов противозаконных действий и коррупции, связанных с деятельностью организаций. С особой остротой встала проблема соблюдения самых элементарных этических норм, так как деятельность организаций оказывает громадное влияние на жизнь и развитие общества.
Э. Карнеги первым сформулировал два основных положения, на которых базируется социальная ответственность: благотворительность и служение обществу.
Выделяют несколько подходов к социальной ответственности бизнеса.
Первый подход в 1936 г. сформулировал Р. Вуд: предприятия имеют широкие социальные обязательства и должны учитывать интересы всех слоев общества (потребителей, местных общин, держателей акций и работников), на которые оказывает влияние деятельность организации. Социальная ответственность бизнеса понималась как добровольное решение менеджеров оказывать помощь работникам, регионам и обществу в решении их социальных проблем.
Второй подход связан с именем нобелевского лауреата М. Фридмена, который единственной социальной ответственностью бизнеса считает организацию деятельности и получение прибыли в рамках действующего законодательства.
Третий подход -- железный закон ответственности С. Дэвиса, согласно которому «в долгосрочной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет». Все три концепции социальной ответственности сосуществуют.
|
Основу современного подхода к социальной ответственности организаций заложил в 1953 г. американский экономист Г. Боуэн, который сформулировал доктрину социальной ответственности как «обязанность бизнеса проводить политику, принимать решения и следовать тем направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества».
Соответственно развитию концептуальных основ социальной ответственности предприятий в США и Западной Европе выделяют три этапа.
I этап (1960-е -- середина 1970-х гг.) расцвет традиционной благотворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя. Деловая и социальная активность были максимально разграничены.
II этап (середина 1970-х – начало 1980-х гг.) -- становление стратегической филантропии. Бизнес изъявляет готовность получать оптимальную прибыль вместо максимальной, предпочитая решение социальных проблем, а не борьбу с их результатами. Социальные проблемы увязываются со стратегическими целями организации.
III этап (конец 1980-х – настоящее время) -- развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы коммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальные социально значимые проблемы местных сообществ. Учитываются интересы всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды.
Существуют четыре основных подхода к реализации социальной ответственности бизнеса: 1) рыночный подход; 2) подход с позиций государственного регулирования; 3) подход с позиции «корпоративной совести»; 4) подход с позиции «заинтересованного лица».
|
Рыночный подход исходит из того, что потребитель всегда находится в наиболее выгодном положении в таком обществе, где организации руководствуются принципом увеличения прибыли в условиях свободной конкуренции.
Слабость этого подхода состоит в том, что он не охватывает социальных проблем при рыночных неудачах (последствий), о чем свидетельствует возрастающее количество отрицательных побочных эффектов от хозяйственной деятельности.
Подход с позиции государственного регулирования предполагает участие государственных структур как полномочных надзирателей над деловой жизнью. Однако государственное регулирование никогда не бывает совершенным и не может охватить все.. Несмотря на эти трудности, подход с позиции государственного регулирования показал себя эффективным в некоторых областях управления бизнесом, и прежде всего в защите прав потребителей.
Подход с позиции корпоративной совести опирается в большей степени на общечеловеческие ценности, которыми дорожат и руководство и подчиненные. Моральная ответственность, возникшая внутри организации, является основой этичного поведения организации и работников, в результате возникает возможность для саморегулирования. Движителем этого подхода является здоровая, этически выдержанная корпоративная культура, ценности которой могут быть сведены в этический кодекс организации и отразятся на ее репутации.
|
Подход с позиций «заинтересованного лица» исходит из того, что цели организации необходимо устанавливать путем сбалансированности противоречивых запросов разных заинтересованных лиц.
Заинтересованное лицо -- это любые поддающиеся идентификации группа или лицо, которые могут повлиять на достижение поставленных организацией целей или на которых может повлиять достижение поставленных организацией целей: поставщики, потребители, конкуренты, работники, правительственные организации, профобъединения, союзы, рабочие и служащие, группы покупателей, владельцы акций и др. Соблюдение баланса интересов позволяет достичь оптимального соблюдения этических норм в деятельности.
К внутренней социальной ответственности бизнеса относят безопасность труда, заработную плату, медицинское и социальное страхование сотрудников, развитие человеческих ресурсов через обучающие программы подготовки и повышения квалификации, оказание работникам помощи в критических ситуациях. К внешней -- спонсорство и корпоративную благотворительность, содействие охране окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом, готовность участвовать в разрешении кризисных ситуаций, ответственность перед потребителями.
Важным шагом в направлении создания общих принципов корпоративной социальной ответственности бизнеса (КСО) является принятая в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Саих) т.н. Декларация Ко -- «Принципы ведения бизнеса». Ее инициировали руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии попытавшиеся объединить основы восточной и западной деловых культур.
В преамбуле «Принципов бизнеса» говорится: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба».
Ключевыми положениями Кодекса являются:
· социальная ответственность бизнеса (переход от соблюдения интересов вкладчиков к уважению интересов всех затрагиваемых сторон);
· контроль за экономическим и социальным влиянием своего бизнеса (стремление к инновациям, справедливости и мировому сообществу);
· переход в деловом поведении от буквы закона к духу взаимного доверия;
· уважение правил бизнеса;
· поддержка международного бизнеса и развитие всесторонних экономических связей;
· забота об окружающей среде;
· избегание незаконных операций и коррупции.
В середине 1990-х г. принципы «Декларации Ко» завоевали признание в международном деловом сообществе.
Весьма значимым действием в сфере КСО является т.н.новая инициатива Глобальный договор, предложенная Организацией Объединенных Наций (ООН) в 2000 г.
Глобальный договор призывает лидеров деловых кругов руководствоваться в своей деятельности десятью принципами в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды, противодействия коррупции.
Принципы Глобального договора:
Права человека
Компании должны:
1. поддерживать и соблюдать права человека, провозглашенные международным сообществом;
2. принять меры к тому, чтобы не быть замешанными в нарушении прав человека;
Условия труда
3. поддерживать свободу объединений и признание на деле права на заключение коллективных договоров;
4. выступать за устранение всех форм принудительного труда;
5. выступать за полное искоренение детского труда;
6. содействовать ликвидации дискриминации в сфере труда и занятости;
Охрана окружающей среды
Деловые круги должны:
7. способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду;
8. предпринимать шаги, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды;
9. поощрять создание и распространение экологически чистых технологий;
Противодействие коррупции
10. предприятия должны бороться против всех форм коррупции, включая вымогательство и взяточничество.
Глобальный договор добровольная инициатива участников. Он полагается на публичную отчетность, транспарентность (прозрачность) и комплексную политику компаний по реализации принципов этичного ведения бизнеса. Для участия в Глобальном договоре компания направляет письмо на имя Генерального секретаря ООН о присоединении в инициативе.
Участники договора:
· вносят изменения в свою стратегию, с тем, чтобы принципы социальной ответственности и Глобального договора стали частью деловой практики и корпоративной культуры;
· публично поддерживают договор и его принципы в своих пресс-релизах, выступлениях и т.д.;
· готовят ежегодные отчеты о своей деятельности в области КСО и внедрения принципов;
· становятся членами национальной сети участников.
Глобальный договор, является наиболее поддержанной инициативой в области КСО. В 2010 г. в ней приняли участие более 8000 организаций, в том числе около 6000 коммерческих компаний, из 162 стран мира. В Беларуси, в декабре 2006 года состоялась презентация присоединения к Глобальному договору, а в марте 2007 года была сформирована первая национальная сеть участников.
Росту внимания к КСО способствует возрастающая потребность в совместном разрешении проблем социально-экономического характера, объединяя усилия государства, частного и общественного секторов экономики, международных организаций и финансовых институтов.
Последовательное внедрение принципов КСО организациями способствует:
· улучшению деловой репутации;
· укреплению торговой марки и бренда компании;
· повышению лояльности постоянных потребителей и доверия у потенциальных клиентов;
· повышению эффективности бизнеса, системы бизнес-процессов и мотивированности персонала;
· росту инвестиционной привлекательности компании.
Деловые организации предпринимают различные меры в целях повышения этичности поведения организации, ее руководителей и рядовых сотрудников. Наиболее широкое распространение получили этические кодексы компаний, карты этики для сотрудников, комитеты по этике, обучение этичному поведению сотрудников и руководителей, социальные ревизии, этическая экспертиза, этическое консультирование, публикуемые социальные отчеты.
В деловой практике руководствуются стандартом SA 8000 «Социальная ответственность» (Social Accountability 8000) который определяет социально-этические нормы оценки деятельности предприятий.
Наиболее распространенными стандартами в области социальной отчетности являются международные стандарты АА1000, подготовленные международным институтом социальной и этической отчетности и рекомендации по отчетности устойчивого развития международной программы Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative – GRI).
Сегодня КСО -- уже практика, жизненная потребность и стратегия развития бизнеса. Во всем мире компании берут на себя добровольные обязательства в области охраны труда, утилизации отходов, этики бизнеса, предъявляя аналогичные требования к своим партнерам.
Выводы
Теория управления развивалась параллельно с совершенствованием технологий, производственных и общественных отношений, развитием информационных технологий, изменениями бизнеса.
На начальной стадии внимание уделялось отдельным аспектам управления, т.е. изучалось преимущественно одно какое-нибудь явление. С углублением и расширением знаний, стали использоваться системный, процессный и ситуационный подходы, обеспечивающие связь многих составляющих в единое целое.
Первой теоретической школой менеджмента считается классическая (научная) школа, которая вместе с таким ее ответвлением, как административная школа, предложила разработки по рационализации труда рабочего и управленческого персонала, определила базовые принципы управленния.
Школа человеческих отношений доказала, что на производительность труда наряду с материальными стимулами воздействуют и социально-психологические факторы.
Школа поведенческих наук исследовалаособенностиповедения человека, его реакцию на различные внутренние побуждения и внешние стимулы в целях организации.
На базе бихевиористской школы исистемного подхода сформировалась эмпирическая (прагматическая) школа управления или менеджмент бизнеса, избравшая своей целью разработку практических рекомендаций для предпринимателей и менеджеров, способствующих повышению эффективности деятельности.
Принципиальное отличие многофакторных теорий от других состоит в рассмотрении проблем управления как многопланового изменяющегося процесса.
В 1970--1980-е гг. высокие темпы развития технологий открыли качественно новый этап развития экономики и новую страницу в управлении организациями. Появились предприятия постиндустриального типа. Создание глобальных информационных систем способствовало ускорению процессов международной интеграции, кооперации и глобализации.
Практически все учения XX в. нашли отражение в современной теории и практике управления. Главная задача современного управления -- обеспечить быструю адаптацию организации к динамично изменяющимся условиям внешней среды и создание ценности для потребителя.
Корпоративная социальная ответственность сегодня -- это практика, жизненная потребность и стратегия развития бизнеса. Во всем мире компании берут на себя добровольные обязательства в области охраны труда, утилизации отходов, этики бизнеса, предъявляя аналогичные требования к своим партнерам.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте связь развития производительных сил с управлением и сформулируйте принцип информационного общества.
2. Перечислите основные этапы эволюции управления.
3. Назовите основные принципы научного управления по версии Ф. Тейлора.
4. Какой вклад внес в науку об управлении А. Файоль?
5. В чем суть теории бюрократического построения организации, автором которой является М. Вебер?
6. Что привнесла школа человеческих отношений в науку об управлении и какой вклад в ее развитие внесли Э. Мэйо и М. Фоллет?
7. Что означают понятия «потребность», «мотив» и «мотивация»?
8. Раскройте содержание теорий, предложенных А. Маслоу и К. Альдерфером.
9. Раскройте содержание теорий, выдвинутых Д. Мак-Клелландом и Ф. Герцбергом.
10. Раскройте основное содержание теории Х и Y Д. Мак-Грегора.
11. В чем состоят теория ожидания В. Врума и теория справедливости Куна?
12. Раскройте содержание модели мотивации Портера--Лоулера.
13. Какие задачи решает эмпирическая школа управления?
14. Раскройте суть концепции управления по целям.
15. Раскройте содержание теории Z, которую создал У. Оучи.
16. Охарактеризуйте концепцию ситуационного управления.
17. В чем состоит системный подход и теория 7S?
18. О чем говорит концепция менеджмента цепочки ценности?
19. Раскройте сущность и этапы развития теории и практики социальной ответственности бизнеса.
20. Назовите принципы Глобального договора.