I – наработка между отказами; II – ресурс; III – наработка до списания




 

Показатели надежности определяют по параметрам, характеризующим работу объектов во времени (рис. 1.1). Рассматривая работу машин или их элементов с позиций надежности, можно выделить следующие параметры: среднюю наработку на отказ tо, время восстановления работоспособности после отказа Тв, наработку до предельного состояния R, число отказов за определенную наработку r, наработку до списания машины tсп. Для невосстанавливаемых элементов машин первый отказ являетсяединственным, а состояние элемента предельное. Все эти параметры – случайные величины, что объясняется как рассеиванием характеристик при изготовлении новых машин, так и многообразием условий эксплуатации (почва, климат, режим работы, уровень обслуживания и т.п.). Поэтому их обработку можно произвести только методами математической статистики.

Полной характеристикой показателей надежности считают функции распределения или плотности вероятностей параметров этих показателей. Для удобства пользования показателями вместо распределений берут их числовые характеристики: математическое ожидание (среднее значение), среднее квадратичное отклонение и др.

Показатели долговечности – ресурс и срок службы машин. Ресурс – наработка (продолжительность или объем работы) объекта от начала эксплуатации или ее возобновления после капитального ремонта до наступления предельного состояния. Срок службы – календарная продолжительность эксплуатации – объекта от ее начала или возобновления после капитального ремонта до наступления предельного состояния.

Нормируемые показатели долговечности для ПТСДМ: средний и гамма–процентный ресурс, срок службы до списания.

Средний ресурс определяется как математическое ожидание ресурса объектов, гамма–процентный ресурс – наработка, в течение которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью γ процентов. Последний определяет наработку, при достижении которой заданная часть объектов (в процентах) будет находиться в работоспособном состоянии или (100–γ)% объектов достигнут предельного состояния.

Для СДМ принята регламентированная вероятность γ = 80%. Соответственно этому ресурс также определяется как 80%-ный.

Показатели безотказности: параметр потока отказов, наработка на отказ и вероятность безотказной работы.

Параметр потока отказов выводят из общей схемы отказов машин при эксплуатации, при этом фиксируются только моменты их возникновения. Время восстановления работоспособности не учитывается.

По моментам отказов формируют их поток. В качестве характеристики потока отказов используют ведущую функцию потока Ω(t)– математическое ожидание (среднее значение) числа отказов за определенную наработку. Число отказов за любой интервал наработки от t до (t+Δt) определяют по формуле

r (t; t + Δt) = Ω (t + Δt) – Ω (t),

где r (t; t + Δt) – число отказов за интервал Δt.

Отношение числа отказов за интервал Δt к самому интервалу (при стремлении Δt к нулю) дает параметр потока отказов:

ω (t) = [Ω (t + Δt) – Ω (t)] / Δt = Ω (t).

Он представляет собой скорость их появления по мере наработки и измеряется в количествах отказах на единицу наработки. Для строительной и дорожной техники применяют среднее значение параметра потока отказов за какой–либо период.

Наработка на отказ – отношение наработки восстанавливаемого объекта к числу его отказов в течение этой наработки. Ее значение зависит от времени эксплуатации, так как с увеличением наработки машины меняется характеристика потока отказов. В качестве показателя безотказности используют среднюю наработку на отказ.

Вероятность безотказной работы – это вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ рассматриваемого объекта не возникает (функция времени). Статистически она определяется отношением числа объектов, безотказно проработавших до какой–либо наработки, к общему числу объектов. При этом учитывают последствия, к которым приводят отказы, и сложность восстановления работоспособности, подразделяя отказы на три группы сложности.

К первой группе относят отказы, устраняемые ремонтом или заменой деталей, расположенных снаружи узлов и агрегатов, без их разборки, а также отказы, ликвидация которых требует внеочередного проведения операций ТО–1 и ТО–2.

Во вторую группу входят отказы, устраняемые ремонтом или заменой легкодоступных узлов и агрегатов, а также такие, устранение которых требует раскрытия внутренних полостей агрегатов без их разборки или внеочередного проведения операции ТО–3.

Для устранения отказов третьей группы необходима разборка основных агрегатов.

Показатели безотказности рассчитывают как общие (с учетом всех отказов), так и по группам сложности.

Показатели ремонтопригодности машин и оборудования отражают затраты времени, труда и средств на выполнение операции технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов.

Показатели затрат времени: оперативное время – затраты времени исполнителя на выполнение операций обслуживания и ремонта, определяемые конструкцией и техническим состоянием объекта; вспомогательное время – часть оперативного, затрачиваемого исполнителем на подготовку объекта к проведению обслуживания или ремонта и восстановление исходногоположения частей объекта после окончания операций; основное время представляет собой часть оперативного времени, затрачиваемого исполнителем на выполнение непосредственно операций обслуживания и ремонта без учета вспомогательного времени.

Показатель затрат труда – оперативная трудоемкость, т.е. трудозатраты на выполнение операций технического обслуживания или ремонта объекта, определяемые его конструкцией и техническим состоянием. В оперативной трудоемкости выделяют основную и вспомогательную (соответственно основному и вспомогательному времени).

Показатель затрат средств – оперативная стоимость, т. е. стоимость выполнения операций технического обслуживания или ремонта объекта, определяемая его конструкцией и техническим состоянием.

Обобщающие показатели ремонтопригодности – объединенные удельные оперативные продолжительность и трудоемкость технических обслуживаний и ремонтов, а также суммарная стоимость технических обслуживаний и ремонтов за определенный период эксплуатации. Для поддержания машин в работоспособном состоянии проводится техническое обслуживание во время хранения, при постановке на хранение и при снятии с хранения.

Затраты труда на проведение такого ТО – основной показатель сохраняемости.

Комплексные показатели: коэффициенты готовности и технического использования.

Коэффициент готовности Кг – вероятность того, что объект окажется работоспособным в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых его использование по назначению не предусматривается. Этот коэффициент можно определить по формуле, представленной следующим образом:

Кг = Тр / (Тру.о),

где Тр – суммарное время пребывания объекта в работоспособном состоянии;

Ту.о – суммарное время восстановления работоспособности после отказов.

Коэффициент теxнического использования Кт.и – отношение времени пребывания объекта в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации к сумме времени нахождения объекта в работоспособном состоянии, простоев, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтов . При новых разработках аттестации изделий на высшую категорию в качестве нормативного принимают максимальный коэффициент готовности




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: