Стратегические и тактические подсказки




Ни один текст — даже во много раз превышающий по объему этот — не может полностью описать и проанализировать мириады позиций и ситуаций, возникающих в драконьих шахматах. Однако, посмотрев, как ходят и бьют различные фигуры, можно сделать несколько общих выводов, плюс некоторые основы шахматной стратегии также применимы и к драконьим шахматам.

Самое главное это мобильность, и, совсем как в шахматах, контроль над центральной зоной обычно служит залогом победы. Прямоугольная форма досок драконьих шахмат затрудняет определение понятия «центральная зона», но наверняка она будет больше, чем в шахматах. Ее можно описать как прямоугольник 2 на 6, с углами в 2d4, 2d5, 2i5 и 2i4, или как вытянутый к краям прямоугольник 2 на 8, или как квадрат 4 на 4 в центре средней доски. В любом случае, та сторона, которая приложит больше усилий, чтобы взять под контроль центральные клетки, будет обладать большей мобильностью и ей будет проще провести фигуры на ключевые клетки в любом месте игровой поверхности.

Во многих случаях не столь важна клетка, на которых фигура стоит, сколько клетки, которые она держит под ударом. Игроку следует не забывать, что двигая свои туда, где они контролируют большее количество клеток, он тем самым ограничивает возможности противника занять эти позиции.

В общем, будет мудрым не выводить на активные позиции «тяжелую артиллерию» (в частности, Мага и Паладина), пока не будут выведены несколько легких фигур. Часто ходить Магом в начале игры — это, обычно, плохая идея, потому что это откладывает вывод других фигур, которые можно было бы выдвинуть, и потому что это подвергает Мага угрозе серии атак со стороны легких фигур противника, которые тот вывел за то же время, когда угрожал ими. (В шахматах этот феномен известен как «охота на ферзя», и привел к падению не одного игрока, грезящего о разгроме вражеских позиций своим ферзем, но вместо этого оставшегося без ферзя).

Вовсе не случайно, что Дракон начинает игру прямо над своим Королем. Хотя Драконы явно мощные атакующие фигуры, но они должны начинать с преимущественно оборонительной роли — ведь если один Дракон ускачет по верхней доске вперед, чтобы сеять хаос среди фигур противника на средней доске, Король может остаться уязвимым перед быстрой, но смертельно опасной атакой вражеского Дракона.

Способность Василиска обездвиживать фигуры противника обладает большим потенциалом, как в наступательной, так и в оборонительной стратегии. Чтобы было легче защитить свою фигуру, ее можно поставить над своим Василиском. Тогда, если ее собьют, сбившая фигура будет «заморожена» и вы сможете взять ее, когда захотите, вместо того, чтобы проводить размен немедленно. Сделанный вовремя ход Василиском может привести к неожиданному мату, даже если вражеский Король и не «замораживается» — Василиск может обездвижить фигуру, критически важную для защиты Короля. Не считая того, что обездвиженная фигура занимает место на доске, ее можно считать не существующей. Обездвиженный Маг может и лучше, чем отсутствие Мага вообще, но не намного.

В общем, фигуры на нижней доске (особенно Карлики) не играют критической роли в гамбите или миттельшпиле, но если Карлики не ушли слишком далеко вперед, они могут очень пригодиться в эндшпиле (когда на доске остается относительно мало фигур) как авангард обороны, не давая вражеским фигурам на средней доске проникнуть слишком глубоко на территорию возле своей стороны доски.

Не надо недооценивать силу Священника. Из пяти фигур, могущих ходить вверх или вниз на любую из трех досок, Священник — единственный, кто ходит и бьет в независимости от того, на какой доске он стоит. Паладин и Маг, покинув среднюю доску, ограничиваются в подвижности настолько, что обычно они очень мало времени проводят на верхней или нижней доске, а Герои и Король, хотя и могут перемещаться на верхнюю или нижнюю доску, не могут на этих досках ходить, и Короля особенно легко поймать, если он остается на верхней или нижней доске дольше, чем необходимо.

Собирая все в кучу

По вполне очевидным причинам, данная презентация не включает настоящие компоненты для игры в драконьи шахматы — изготовление доски и фигур ложится на ваши плечи. Для разработки и тестирования игры мы сконструировали доску из листов плексигласа, переложенных бумагой, чтобы получился шахматный узор.

Доски раскладывалась на расстоянии примерно шести дюймов, оставляя достаточно пространства, чтобы можно было дотянуться до фигуры и походить. Клетки на досках были размером 1,5 на 1,5 дюйма (примерно 40 на 40 мм — прим. пер.), что давало игровую поверхность 18 дюймов шириной и 12 дюймов высотой. Листы плексигласа были обрезаны так, чтобы вокруг самой доски оставался бордюр в 1,5 дюйма шириной, а в каждом углу были просверлены отверстия диаметром 0,25 дюйма. В эти отверстия вставлялись металлические стержни с пластиковыми барашками на каждом конце, чтобы закрепить доски друг над другом и чтобы все сооружение не елозило по столу.

Вероятно, совсем необязательно сооружать трехмерную доску — можно разложить на столе в ряд три прямоугольных доски, изображающих верхний, средний и нижний уровни. Но гораздо легче видеть трехмерные ходы фигур, если игровая поверхность и в самом деле состоит из трех уровней.

Фигурки взяли из нашей коллекции металлических миниатюр, инее всегда они изображали требуемое. (Например, вместо Олифанов мы использовали кентавров, потому что не смогли найти слонов 1:72… а даже если бы и нашли, они бы все равно были слишком большими для такой доски). Сойдут любые фигуры, даже простые фишки, если каждый тип фигуры можно четко отличить от всех прочих.

Удачи, и пусть все ваши ходы вызывают зависть у самого Повелителя Котов Рексфелиса…

Источник

Журнал «Дракон» №100, август 1985.

Автор: Гэри Гигакс
Перевод: Златолюб Роскошный
Статья опубликована в журнале «Ночная Ведьма» №7, февраль 2010 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: