Технология Городецкой росписи




Технологическая последовательность выполнения городецкой росписи

Как мы уже упоминали, городецкую роспись пишут различными видами красок. В связи с этим различаются и материалы, используемые в подготовительных операциях данного технологического процесса.

При росписи казеиново-масляными красками основу готовят следующим образом: деревянную основу - «белье» шлифуют шкурками с различным зерном, для того чтобы загладить риски, оставленные после резца, если это токарное изделие, или выглаживают шкурками изделие, вышедшее из-под рук столяра. Подготовленное таким образом изделие покрывают порозаполнителем. Теплый клей наносят плоской кистью в два слоя, с промежуточной сушкой при комнатной температуре в течение 2 часов. После полной просушки поверхность шлифуют мелкой шкуркой, чтобы снять ворсинки дерева, поднявшиеся после покрытия порозаполнителем. Последующая грунтовка производится клеемеловым грунтом. Столярные и токарные изделия, в зависимости от качества их поверхности, грунтуют щетинным флейцем от одного до трех раз с промежуточной и окончательной сушкой при температуре 18-23 градусов в течение 2 часов.

Дефекты древесины исправляют шпатлевкой, приготовленной по рецепту грунтовки №1, но с меньшим количеством воды, т.е. состав должен быть не жиже творожной массы. Перед шпатлеванием поверхность покрывают 30%-ным клеевым раствором. Через 2-3 часа высохшую поверхность зачищают шкуркой.

В качестве грунтовки можно использовать водоэмульсионную краску ВА-27А, а также другие марки краски, которые наносят на сухую отшлифованную поверхность древесины плоской кистью или краскораспылителем в два слоя. После этого просушивают каждый слой в течение 2-3 часов при температуре 18-23°С.

Чтобы придать фону какой-то оттенок, в грунтовку добавляют краску необходимого цвета или сухой пигмент. Все хорошо промешивают и тогда покрывают основу грунтом.

Роспись производят казеиново-масляными красками. Продолжительность высыхания таких красок 2 часа при температуре 18-23°С. Нужно учитывать, что при высыхании краски немного светлеют, но покрытие лаком вновь восстанавливает их первоначальный цвет.

Высохшую роспись покрывают олифой. Но так как она долго сохнет, то в современном производстве ее заменяют масляными и нитроцеллюлозными лаками. Лаки дают высококачественное покрытие и предохраняют роспись от повреждений как механических, так и химических.

При выполнении росписи масляными красками основу следует также тщательно подготовить под роспись. Небольшие дефекты заделывают шпатлевкой. Лучше всего применять безусадочную, водорастворимую, быстросохнущую шпатлевку НКШ, используемую в мебельной промышленности. Можно использовать импортные шпатлевки, имитирующие по цвету различные породы деревьев. Они также разводятся на воде и высыхают в течение двух часов. Шпатлевку можно приготовить самим. Ее наносят в два слоя с промежуточной и окончательной сушкой в течение 2-3 часов при комнатной температуре.

Прошпатлеванную и просушенную поверхность тщательно шлифуют шкуркой, чтобы убрать излишки шпатлевки и выровнять поверхность изделия.

Подготовленное таким образом изделие грунтуют. Для этого применяют грунтовку ПМ-1, ею покрывают изделие дважды с сушкой каждого слоя при температуре 18-23°С в течение часа. Грунтовку ПФ-046 наносят в один слой, и высыхает она за 10 часов при той же температуре. Можно грунтовать изделие олифой, которая высыхает за 48 часов. Затем изделие вновь шлифуют мелкой шкуркой, чтобы убрать поднявшийся деревянный ворс.

Для окраски фона используют масляные краски, разведенные до малярной консистенции.

Подготовленную основу расписывают масляными красками фабричного производства. Для разбавления красок применяют очищенный скипидар. Для того чтобы масляная краска быстрее высыхала, при росписи необходимо смешать скипидар с небольшим количеством лака ПФ-283.

Роспись, выполненную масляными красками, можно не покрывать лаком. Однако для создания более высококачественного покрытия мы рекомендуем покрывать изделие одним или двумя слоями масляного лака ПФ-283. Роспись, выполненную масляными красками, нельзя покрывать нитролаками, так как в этом случае масляная краска может вспучиться и испортить роспись.

В учебных заведениях лучше всего выполнять роспись гуашевыми красками. Это связано с тем, что гуашевые краски наиболее доступны для учащихся.

Подготавливаемую под роспись основу следует отшлифовать шкурками с различным зерном, для того чтобы выровнять все неровности на поверхности, по которой будет вестись роспись. Если в деревянной основе есть сколы или выбоины, их следует заделать шпатлевкой, как описано в случае росписи масляными красками. После того как шпатлевка просохнет, заготовку вновь шлифуют мелкой шкуркой.

Если заготовка была качественной и вам не пришлось заделывать сколы шпатлевкой, можно сразу приступить к грунтовке изделия. Для этого используйте грунтовку, полученную из картофельного крахмала. Остывшую грунтовку наносят в два-три слоя. После каждого слоя деревянной основе дают как следует просохнуть и обязательно шлифуют мелкой шкуркой. В качестве грунтовки можно использовать также жидко разведенный клей ПВА. Грунтуют им так же, как картофельным крахмалом.

Если под роспись используется основа из прессованных опилок, то в качестве грунта применяется водоэмульсионная краска. Она наносится на поверхность в два слоя с промежуточным высыханием и шлифовкой шкуркой.

Если под роспись необходим цветной фон, то грунтовку (как основы из прессованных опилок, так и деревянной основы) можно производить водоэмульсионной краской, подкрашенной гуашью нужного цвета. В этом случае не следует грунтовать, деревянную основу грунтовкой из крахмала или клеем ПВА.

Выполняя роспись гуашевыми красками, необходимо учитывать, что после высыхания они становятся белесыми. Каждому слою краски необходимо давать хорошо просохнуть, прежде чем наносить следующий слой. Для того чтобы при росписи гуашевыми красками последующие слои после высыхания не поднимали предыдущие, рекомендуем в краску добавлять небольшое количество клея ПВА.

Хорошо просушенное изделие покрывают масляным или нитролаком. Масляный лак ПФ-283 или другие марки масляного лака можно наносить тампонами, кистью или краскораспылителем. Нитролаки лучше всего наносить краскораспылителем, так как в этом случае покрытие будет более ровным.

Лаки наносятся в два-три слоя с полной просушкой между слоями. В этом случае образуется качественная пленка, которая защищает роспись от физических и химических повреждений.

Разновидность изображаемых цветков:

Купавка - самый распространенный цветок в Городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Расписывать его начинают, как правило, с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи - оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.

Розан - имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками - лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали.

Еще одним распространенным цветком является ромашка. Техника исполнения: кончиком кисти слегка прикасаются к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро прикладывают и поднимают. В результате у мастера получается мазок-капля - тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.

Роза самый сложный цветок в Городецкой росписи по технике написания. Роспись начинают с подмалевки - основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка. После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину. Самое трудное в розе, это оживка. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки.

Городецкие листья довольно разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.

Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают Городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

Городецкий конь - символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента - груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста - белилами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: