Проблемная записка по ситуации, складывающейся в Санкт-Петербурге в области обращения с отходами.




 

Профильные власти Санкт-Петербурга игнорируют действующее законодательство в области обращения с отходами, а иногда и откровенно его нарушают. Выражается это в том, что:

1. Территориальная схема по обращению с отходами не актуальна с момента изготовления, откорректирована в 2017 году тоже не была;

2. Тем не менее, по ней выбран Региональный оператор, ГУП “МПБО-2”, предприятие, подведомственное Комитету по благоустройству (который и проводил конкурс), несущее ежегодные убытки. Теперь, будучи региональным оператором, ГУП “МПБО-”2 получит 250 млн. рублей из средств госбюджета на реконструкцию, концепция которой не соответствует основным направлениям госполитики в области обращения с отходами. После реконструкции предприятие может быть акционировано и передано в частные руки. Вопрос - в чьи?

3. Комитет по благоустройству игнорирует необходимость разработки Региональной программы по обращению с отходами, ограничившись корректировкой профильной подпрограммы “Благоустройство и охрана окружающей среды”. Все запросы на эту тему заканчиваются ответом, что в городе полным ходом идет модернизация отрасли, все под контролем и не о чем волноваться;

4. В дополнение к этому Комитет в течение уже нескольких лет саботирует внедрение в Санкт-Петербурге раздельного сбора отходов, несмотря на запрос от заготовительного бизнеса и недозагруженность имеющихся в регионе перерабатывающих предприятий. О реальной перспективе внедрения раздельного сбора отходов в сроках и целевых показателях нет ни слова ни в Территориальной схеме 2016 года, ни в каком-либо другом нормативно-правовом акте городского правительства. Между тем на помпезных пресс-конференциях, посвященных выбору Регионального оператора, заместитель председателя Комитета по благоустройству Пащенко К.А. озвучивал успехи ведомства в развитии “раздельного сбора КГО в 100% объеме” и опасных отходов от населения в общедоступных местах.

5. В то же время городское правительство идет на поводу любого инвестора, готового вложить деньги в “мусороперерабатывающий проект”, даже если этот проект предполагает сжигание отходов. Часть из этих проектов могли бы принести пользу городу при условии внедрения раздельного сбора отходов. Сжигания вполне можно избежать.

6. С учетом отсутствия у города площадей для строительства крупных предприятий первого класса опасности, все эти заводы решено дислоцировать в последнем оставшемся для застройки месте, а именно вокруг полигона ТКО “Новоселки”, который в августе 2017 был закрыт на рекультивацию. Никаких работ по рекультивации полигона Комитет не ведет, несмотря на официальные заверения о ее начале. Речь идет о следующих проектах:

· Сортировочная линия на 200 тысяч тонн смешанных ТКО с последующим производством твердого топлива RDF. Инвестор - Автопарк №6 "СПЕЦТРАНС";

· Завод по сжиганию медицинских и токсичных отходов мощностью 7 тыс.тонн. Инвестор - Автопарк №6 "СПЕЦТРАНС";

· Завод по сортировке и термическому обезвреживанию ТКО мощностью 350 тыс.тонн и установка по утилизации иловых осадков сточных вод необозначенной мощности. Инвесторы - греческая компания «Хелектор Актор» и ГУП “Водоканал”. В этой связи хочется отметить, что в городе уже существуют три станции по сжиганию иловых осадков, которые покрывают все потребности города в обезвреживании илов. Что планирует сжигать ГУП «Водоканал»?

· Соискателями участка там же, у двух полигонов (“Новоселки” и “Северный”) под реализацию проекта на 350 тыс. тонн выступает компания “Анабасис”.

Проектная документация, а также условия инвестиционного соглашения по мусороперерабатывающим заводам в открытом доступе отсутствует. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду ОВОС по проектам данных заводов не проводилась.

 

На двух из этих предприятий планируют эксплуатировать европейской оборудование, что противоречит политике импортозамещения.

Также ни город, ни Ленинградская область не обладают полигонами для размещения токсичной золы от сжигания ТКО. Внутри города полигоны организовывать запрещено, а губернатор Ленинградской области очень негативно относится к загрязнению его региона отходами Санкт-Петербурга. Учитывая печальный опыт полигона «Красный Бор», не приходится надеется, что для золы от вышеозначенных предприятий будет найдено официальное пристанище.

Дополнительно хочется отметить, что в городе не существует проблемы утилизации медицинских отходов, и желание построить такое предприятие продиктовано только тем, что инвестор закупил оборудование еще в 2014 году под другой проект, не прошедший общественного обсуждения. И тогда спрашивается, чем руководствуется Комитет по инвестициям, выдавая разрешение и участок под этот проект?

 

На другой стороне ситуации находятся жители города:

· В указанной промзоне почти 4 десятка лет функционировала свалка ТКО “Новоселки”, именуемая по документам “полигоном”, а рядом с ним расположен полигон иловых осадков сточных вод ГУП “Водоканал” “Северный”. Оба эти объекта нанесли серьезный ущерб состоянию окружающей среды прилегающих районов. Вместо того, чтобы провести рекультивацию свалки и озеленение зараженных территорий, п.Левашово планируют превратить в зону экологической катастрофы. Необходимо отметить, что в Приморском районе функционируют такие предприятия как: «Северная станция аэрации» с заводом по сжиганию илового осадка в Ольгино, Коломяжская ТЭЦ, а также два асфальтобетонных завода, в нарушение действующего законодательства продолжающих работу в промзоне «Коломяги». Все эти предприятия являются источниками неприятных запахов и вредных выбросов. Причём фекальные запахи от полигона «Северный», мусорная вонь от «Новосёлок» (которые закрыты, но продолжают источать зловоние в процессе рекультивации), а также гарь от других вредных предприятий в разное время фиксируются не только в непосредственной близости от источников, но и в глубине жилых кварталов. Установлено, что радиус распространения запахов с полигонов «Новосёлки» и «Северный» не менее 10 км.

· В санитарно-защитную зону планируемых мусороперерабатывающих заводов попадают автомобильный завод Хундай, завод по производству автомобильных комплектующих и завод Ниссан, на которых круглосуточно работают люди.

· Район активно развивается и строится, вводятся в строй новые жилищные массивы, и далеко не эконом-класса.

· В 5 километрах от этого будущего мусоросжигательного кластера расположен один из лучших в России онкологических центров, в том числе с детским отделением. С другой стороны примерно на таком же расстоянии находится детский приют. Появление здесь мусоросжигательных заводов – преступление против своего народа.

 

В поручениях от 15.11.2017 Президент РФ недвусмысленно дал понять, что нам в стране нужна отрасль, включающая в себя не только сбор и транспортировку, но и предварительное раздельное накопление, и дальнейшую утилизацию вторичного сырья. Было поручено разработать мероприятия, стимулирующие спрос на продукцию из вторичного сырья.

 

В Санкт-Петербурге существуют все условия для выполнения поручений Президента. Есть бизнес, заинтересованный в развитии раздельного сбора вторсырья, есть недозагруженные перерабатывающие мощности, есть жители, уже не просто согласные, а даже требующие дать им возможность собирать отходы раздельно.

Между Санкт-Петербургом и Ленобластью заключено Соглашение о том, что область принимает у города ежегодно не более 1 млн. тонн предварительно сортированных отходов. Такие условия диктуют необходимость скорейшего внедрения придомового раздельного сбора и пунктов приема вторсырья в общедоступных местах, для сокращения количества смешанных отходов за счет перенаправления перерабатываемых фракций на утилизацию.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: