1. Китайские иероглифы. Более трех с половиной тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Их специальными кисточками или палочками наносили на полоски бамбука, на шелковую ткань или бумагу. Бамбук - растение с длинными отвердевшими стеблями, из которых производили материал для письма. Из бамбуковых полос делали древнейшие китайские книги.
Во 2 веке китайцы изобрели бумагу. Бумага до сих пор является лучшим материалом для письма.
В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов. Запомнить их было очень трудно. Обучение чтению и письму занимало многие годы. Учащимся приходилось сдавать много экзаменов, особенно тем, кто хотел занять.должность чиновника.
Умение писать иероглифы не только правильно, но и красиво требовало большого умения и даже художественного таланта. В Китае высоко ценилось искусство каллиграфии - красивого написания иероглифов.
2. Китайские мудрецы. Конфуций. Древние китайцы почитали ученых людей. В 6 веке до н. э. в одном из китайских государств жил мудрец Лао Цзы. Он создал учение о дао - пути природы и человека. Это учение называют даосизм. Лао Цзы учил, что человек должен жить в соответствии с законами природы, не совершать |зла. Он осуждал угнетение одних людей другими, выступал против богатства и роскоши. Мудрец считал, что правители должны заботиться о своих подданных.
'Его младший современник Конфуций (по-китайски - Кун Цзы) был самым знаменитым мудрецом в истории Китая. До сих пор многие китайцы следуют его наставлениям. Учение Конфуция называется конфуцианством.
Самое главное в учении Конфуция - правила поведения человека. Конфуций учил, что в мире существует незыблемый порядок, в котором каждый человек должен найти свое место. Человек обязан наилучшим образом исполнять свои обязанности. "Правитель должен быть правителем, отец - отцом, сын - сыном", - говорил Конфуций.
|
Очень важно почитать старших. Надо следовать тем правилам, которые выработали предки. Дети должны слушаться родителей, уважать их. С особым почтением следует относиться к старикам, помогать им во всем. Долголетие - это благословение небес. В старости человек становится мудрым. Мудрость стариков защищает людей от ошибок. Конфуций настаивал на почитании предков. Каждая семья должна была иметь домашний храм, где размещались таблички, символизирующие предков. Здесь совершались религиозные обряды. Предкам приносились жертвы.
Конфуций учил, что благородный человек не должен бояться того, что угрожает ему извне. Самое страшное - это зло и зависть в душе.
Особое значение Конфуций придавал образованию. Он открыл школу и записал множество изречений. Своим ученикам он толковал старинные книги, приобщая к мудрости древних.
С детства китайцев из состоятельных семей приучали правильно вести себя. Ребенок должен быть всегда вежливым, слушаться старших, но не заискивать перед ними.
Благовоспитанный китаец всегда снимал обувь перед входом в дом. Сидел он, выпрямив спину и опираясь на пятки. Ему следовало быть аккуратно одетым и обязательно хорошо причесанным. Мужчины собирали длинные волосы в пучок. Женщины сооружали сложные прически. Ели китайцы с помощью специальных палочек. Этот обычай сохранился до сих пор.
|
Китайские мудрецы считали, что гармония в мире удерживается соединением двух начал - |Ян и Инь. Ян - это мужское начало. Оно символизирует свет, солнце, небо, единицу. Инь - это женское начало. Оно символизирует ночь, луну, землю, двоицу. Соединение этих двух начал порождает жизнь. Эти начала стремятся друг к другу, а когда они враждуют, возникает угроза гибели.
3. Изобретения и открытия древних китайцев. Еще в древности китайцы заметили, что шелковичные черви (гусеницы бабочки шелкопряда) плетут свои коконы из красивых и прочных нитей. Они стали разводить шелковичных червей, разматывать их коконы, а из нитей ткать тончайшую блестящую ткань - шелк.
Изысканные китайские шелковые ткани мечтали заполучить правители и богатые красавицы во многих странах. Эти ткани стоили очень дорого. Долгими месяцами, а иногда даже годами везли их из Китая через Центральную и Среднюю Азию в страны Ближнего Востока, а потом и дальше - в Средиземноморье. Великий шелковый путь пролегал через горные хребты и равнины, пустыни и реки. Терпеливо двигались по нему караваны верблюдов, лошади, нагруженные ценной поклажей. Торговцы рассчитывали получить хорошие прибыли в далеких землях.
Нередко на караваны нападали грабители, тогда купцам и погонщикам приходилось защищать свой товар с оружием в руках. Великий шелковый путь в течение многих столетий связывал Китай со многими странами и народами.
Из растений, камней, глины китайцы делали яркие и прочные краски. Художники с удивительным мастерством создавали картины на шелке, дереве. Они открыли секрет лака, которым покрывали деревянные изделия, зонтики, даже обувь, делая их блестящими и водонепроницаемыми.
|
Китайцы, как вы уже знаете, изобрели бумагу. Секрет ее производства они хранили в тайне от чужеземцев. Бумага была намного дешевле, чем шелк. Вскоре бумага стала основным писчим материалом в Китае.
Еще в середине 1 тысячелетия до н. э. китайцы использовали для фейерверков удивительное изобретение - порох. Прошло несколько столетий, и они поняли, что порох может быть страшным оружием. Соединение его с огнем приводило к взрыву.
В своих путешествиях китайцы ориентировались не только по звездам или по природным приметам. Они изобрели древнейший компас. В центр листа из полированной бронзы помещали ложку, сделанную из магнитной породы. Ложка вращалась и затем застывала на месте. Ее ручка указывала на север.
В Китае нередко случались землетрясения. Китайцы создали прибор, предсказывающий землетрясения.
Китайцы были искусными врачами. Они знали тайны растений и минералов и делали из них лекарства от многих болезней. Китайские врачи очень хорошо изучили человеческое тело, открыли в нем точки, воздействие на которые улучшает здоровье человека, С помощью золотых иголок, втыкаемых в такие точки, врачи успешно лечили многие серьезные заболевания.
Китайские крестьяне были очень трудолюбивы. Они вывели новые сорта овощей и плодовых деревьев, научились выращивать чайные кусты, собирать и хранить их листья. Золотистый напиток - чай - считали целебным, придающим человеку силы.
Китай
Происхождение китайской медицины уходит корнями в глубокую древность, во времена, когда мифологический земледелец Шэнь нун составил первый травник с описанием 100 лечебных средств. Именно он считается изобретателем техники акупунктуры. Самый древний китайский медицинский труд, великий трактат «Хуанди Нэй цзин» («Канон врачевания желтого предка»), приписывается легендарному герою Хуанди. Будучи одним из главных персонажей китайской мифологии, он научил людей мастерить орудия труда, делать оружие, телеги, лодки, прокладывать дороги и добывать металлы. Хуанди иначе называли Желтым государем, считая его первым правителем страны. История государства и, соответственно, развитие китайской медицины приблизительно разделены на два длительных периода:
— царский; длился с XVIII до III века до н. э; отмечен преобладанием устной традиции передачи знаний;
— династический; продолжался с III до н. э. до III века; характеризовался успехами правления династии Хань, когда уже существовала письменность, а медицинские знания записывались и сохранялись надолго.
В династический период были написаны многие медицинские труды, в том числе «Хуанди Нэй цзин» (III век до н. э.), состоящий из 18 книг. Хотя это сочинение, составленное в форме диалога, приписывают одному автору, более достоверно мнение о коллективном написании трактата, вобравшего в себя замечательные идеи и опыт врачей различных эпох.
Основой теории врачевания послужило натурфилософское учение о пяти стихиях (у шин): воде, металле, огне, земле и дереве, определяющих появление всего живого на Земле, в том числе человека. Все у шин рождены от борьбы женского (инь) и мужского (ян) начал, сотворившихся от изначальной материи (тайцзи). В нарушении равновесия или утрате гармонии между инь и ян философы Древнего Китая видели основную причину всякого недуга.
Согласно стихийно-материалистическим воззрениям, у шин попадают в организм человека с пищей. В желудке они лишь подготавливаются к перевариванию, превращаясь в хилус при прохождении через кишечную систему. Далее эта субстанция продвигается по каналам к печени, проникает в сердце и, наконец, преобразуется в кровь. В отличие от современных представлений в Древнем Китае считали начальную кровь неподвижным холодным веществом. После обогащения воздухом из легких она светлеет, начинает двигаться, становится легкой и горячей. В обновленном виде кровь поступает ко всем органам тела.
В условиях запрета на вскрытия китайцы имели довольно туманные представления о физиологии. Однако они располагали глубокими познаниями в области кровообращения. Вершиной научной мысли в Древнем мире являлось учение о пульсе, играющем основную роль в диагностике: «Посмотришь вперед, оглянешься назад — все идет от пульса. Он есть внутренняя сущность всех частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа». Его измеряли в 9 точках, каждый раз используя три надавливания, различных по силе. Китайцы описали 28 характеристик пульса, 10 среди которых назвали основными: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный. Пульс различался в зависимости от течения болезни, телосложения, возраста, пола человека, а также определялся временем года и суток.
Исходным положением пульсовой концепции являлась философская идея о круговом движении крови, представленная в трактате «Хуанди Нэй цзин»: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и конца. Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно, а сердце управляет кровью». Подтверждение этой идеи имелось в трудах английского медика У. Гарвея (1578–1657), доказавшего непрерывность кровообращения.
Диагностика в Древнем Китае рассматривалась как следствие детального метода обследования больного. Вначале медик проверял состояние кожи, а затем «заглядывал в естественные окна» пациента: рот, уши, ноздри, глаза. Следом прослушивал внутренние шумы, определял запах, ощупывал тело. В завершение осмотра врач определял пульс и расспрашивал человека о симптомах. Процедуру столь тщательного обследования впервые ввел в практику знаменитый китайский целитель Цинь Юэжэнь, живший в XI веке до н. э. Исторические документы того времени представляют множество примеров удачного врачевания самого медика и его учеников. Они использовали акупунктуру, прижигание, различные виды массажа, не отрицая эффективного действия лекарственных препаратов. Кроме того, в целях профилактики или общего оздоровления рекомендовались водные процедуры, солнечные ванны, гимнастика.
Традиционная китайская медицина долгое время оставалась явлением, имевшим место в пределах одной страны. Окутанная тайнами цивилизация существовала в условиях полной изоляции от остальных народов. Быть может, именно обособленность сыграла положительную роль в формировании и сохранении самобытной культуры, частью которой была медицина. Характерной особенностью китайского целительства, гордостью и излюбленным приемом каждого врача стала практика чжэнь-цзю — сочетание акупунктуры и прижигания, а также их раздельное применение.
Техника иглоукалывания начала распространяться с восточной части Китая, но когда именно она возникла, вероятно, не скажет ни один житель этой страны. Уходя корнями в глубокую древность, акупунктура стала итогом длительных наблюдений за реагированием организма на внешние раздражители. Заметив, что мелкие повреждения кожи, например ссадины или порезы, часто приводят к исцелению от серьезных недугов, медики сделали вывод о наличии на теле жизненных точек. На практике это заключение использовалось следующим образом: нажатием на ямку верхней губы приводился в чувство человек, потерявший сознание; сон быстро наступал при раздражении оснований первого и второго пальцев руки. Методом иглоукалывания успешно исцелялись болезни суставов, крови, женские и мужские недомогания, проводилось обезболивание во время операций.
Эффективная методика иглоукалывания детально изложена в трактате «Хуанди Нэй цзин». Авторы раздела «Лин шу» («Чудесные точки») описали 295 жизненных точек, очертив 12 основных каналов их расположения, рекомендовали различные виды игл. Обобщенное и дополненное учение о чжэнь-цзю в III веке представил врач Хуанг фу Ми. Его фундаментальный труд объединил в себе все известные знания в этой области и оставался главным пособием по акупунктуре вплоть до XI столетия. Однако задолго до опубликования этого сочинения метод иглоукалывания успешно применялся в Европе.
Первые иглы для акупунктуры изготавливались из камня. Напоминая иглу шприца, они имели тонкое отверстие, необходимое для свободного прохождения ян. Перед созданием металлических инструментов иглы производились из подручного материала: кремния, яшмы, кости и даже бамбука. Эволюция в области иглоукалывания не завершилась до настоящего времени, хотя медикам доступно великое множество специальных игл, изготовленных из платины, золота, серебра, нержавеющей стали. Игла с наконечником служит для поверхностных уколов; тупая — для постукивания и давления. Венозную пункцию удобно делать острой граненой иглой; саблеобразной — удалять гной; круглая острая игла мгновенно проникает в кожу. Чаще всего применяется длинная (до 20 см) нитевидная игла: ею прокалывают толстые мышцы.
Личные медики правителей династии Цин (1644–1911 годы) держали иглы в специальных футлярах из красного дерева. Необходимую герметичность обеспечивала завинчивающаяся крышка. Разнообразные иглы для удобства снабжались миниатюрными деревянными ручками. Лечебный эффект усиливался посредством сочетания приемов акупунктуры и прижигания. Тепловое воздействие на определенные точки производилось зажженными пучками сухих листьев. Самым подходящим растением для этих целей считалась трава мокса, которая в России известна как обыкновенная полынь. Существовало несколько методов прижигания. Помимо непосредственного контакта с телом, медики делали непрямое прижигание, когда между тлеющей травой и телом помещались лекарственные средства. Наиболее действенным был третий способ, основанный на усилении действия укола. Поместив иглу в нужную точку, ее оборачивали травой и поджигали.
Наряду с традиционными, рациональными методиками, китайские врачи использовали лечебную магию. Одно время популярным было учение о сигнатурах (знаках). Например, желтые цветы использовали для лечения желтухи, бобы в форме почек годились при заболеваниях почек. Соли железа применялись при анемии, мышьяк — при кожных заболеваниях, ртуть — для лечения сифилиса, серой исцеляли страдающего чесоткой. Корешки ревеня и соль употреблялись как слабительное, опий — как наркотическое средство. Главным растением, своеобразной панацеей считался женьшень, входивший в состав многих лекарств. Арсенал средств животного происхождения включал в себя печень, мускус, панты оленя, желатину, кровь, костный мозг. Древнекитайская фармакопея предвосхитила современное использование эфедрина, который в настоящее время назначается при бронхиальной астме, аллергических заболеваниях и для повышения кровяного давления. Большинство рецептов древней китайской медицины стало достоянием современной науки.
Прививки оспы через вдувание в ноздри практиковались с XII века до н. э., но вакцинация, по всей вероятности, не была собственным изобретением китайцев. С давних времен медики уделяли значительное внимание профилактике заболеваний. В «Трактате о внутреннем» имеется мудрая мысль о том, что «нужно лечить ту болезнь, которой еще нет. Применение лекарств, когда болезнь уже поразила тело человека, подобно копанию колодца во время жажды или ковке оружия во время боя. Разве это не слишком поздно?».
Великий китайский хирург Хуа То (110–208 годы) приводил в пример дверной шкворень, который не гниет, потому что всегда двигается. Постоянное движение, ограничение в питании, рациональный труд, по его словам, помогают пищеварению, заставляют кровь обращаться быстрее, а в результате человек навсегда избавляется от недугов. Хуа То прославился как искусный врачеватель ран, вывихов, переломов, опухолей. Он одним из первых смело ввел в практику методы оперативного вмешательства, для обезболивания применяя мафусан или мандрагору. Акупунктура у него ограничивалась 1–2 иглами, но положительный результат достигался быстро и почти безболезненно. Хуа То оперировал череп, грудную и брюшную полость, успешно удалял части внутренних органов, например селезенки. Заслугой китайских медиков стало изобретение шин, создание некоторых видов протезов для замены ампутированных конечностей.
Неповторимая китайская медицина прошла длинный путь становления и развития: от культа природы до сложных философских систем — таких, как конфуцианство и даосизм, возникших еще в VI–I веках до н. э. Религиозно-натуралистические теории стали платформой для многовековых эмпирических знаний в области врачевания. Взаимосвязь философии, теории и практики в китайской медицине настолько совершенна, что неудивительна ее огромная роль в современном научном мире.