Что похоже на капризы, но ими не является?




Не все негативные формы поведения ребенка можно отнести к капризам, хотя внешне напоминают их. Укажем на некоторые из этих форм.

Детский консерватизм. Про ребенка раннего возраста часто говорят: «великий исследователь», «великий экспериментатор» (груды разломанных игрушек – яркое свидетельство его экспериментов). Однако с не меньшим основанием про него можно сказать: «великий консерватор». Маленькие дети очень не любят и раздражаются, когда что-то нарушает сложившийся порядок – часто установленный ими самими. Играя с машинками, дети каждый раз размещают их на дорожке именно в такой, а не иной последовательности, в песочнице они выкладывают именно такие куличики, а не другие. Попробуйте помешать им… Психологи и психоневрологи иногда характеризуют это как «стереотипию» — симптом душевного дискомфорта или даже невроза у ребенка. Вместе с тем это – далеко не всегда так. Под видом подобной «стереотипии» мы чаще сталкиваемся с проявлением обычной психологической характеристики раннего возраста.

В этом возрасте ребенок активно овладевает действиями с предметами обихода: ложкой, карандашом, ножницами, конечно, с игрушками. Все они предполагают заданный обществом, не ребенком придуманный, способ употребления, который диктует определенную последовательность, «технологию» действий. А исследование вещей, эксперименты с ними – лишь попытка ребенка освоить этот способ.

Разумеется, разрушать этот «жизненный уклад» не стоит: тем более, прежде всего мы сами и стремимся к тому, чтобы ребенок научился пользоваться вещами по-человечески, сами учим его этому. А чтобы диктат способа употребления предмета не препятствовал развитию творческого мышления, ребенок подвергает предмет тому же исследованию и эксперименту, т.е. свободно обращается с ним. Хотя и взрослый, уча ребенка правильно пользоваться предметом, может расширить возможности такого обращения: на бумаге можно не только рисовать, но и сделать из нее кораблик или самолетик (точнее — и сделать, и разрисовать), пирамидку можно собирать и в прямом, и в обратном, и в любом ином порядке (но именно – в порядке!) и др. Ребенок не будет сопротивляться этому опыту, а, наоборот, воспримет его с интересом и радостью.

Еще одна причина детского консерватизма кроется в недавнего прошлого ребенка. Подобный консерватизм напоминает ему о «младенческом» режиме жизни, который, благодаря усилиям мамы, также отличался стабильным и выверенным жизненным ритмом, что обеспечивало ребенку необходимую защищенность. Однако и сейчас он не меньше нуждается в ней. А, может быть, — и больше: ведь перед ним теперь целый мир – огромный и неопределенный.

«Капризы» на публике. Весьма распространенное явление, и связано оно с первоначальным вхождением ребенка в тот самый «огромный и неопределенный мир», значительную часть которого занимают другие люди. Как эти люди не похожи на домочадцев, которые разговаривают шепотом и ходят на цыпочках, предугадывают твои желания и нежат тебя в кроватке! Они куда-то спешат, бегут, толкаются, громко разговаривают, а то и кричат (это притом, что дома принято говорить только ласково и вполголоса). Ребенок испытывает стресс, канючит, плачет, кричит… Мама – рядом, но что толку? На улице она так похожа на этих людей – тоже торопится, тоже громко разговаривает. А если и пытается успокоить ребенка, то в ее голосе все равно чувствуется напряжение и тревога. Еще хуже, если мама начинает осуждать малыша: такой большой, а кричишь…

Но есть путь решения проблемы, которые известен многим родителям: взять с собой на прогулку любимую игрушку. Ведь для ребенка она – фрагмент надежного домашнего миропорядка, который гарантирует защиту и спокойствие. В отличие от людей игрушка никуда не спешит и ни на кого не кричит. В критический момент всегда можно перейти в более укромное место (в сквер, в кафе и др.), привлечь внимание ребенка к игрушке и этим успокоить ребенка.

Нежелание посещать детский сад. Это – особая тема, выходящая за пределы темы нашего разговора. Ограничимся лишь одним. Мы много говорим о психологической готовности детей к обучению в школе. Но совершенно очевидно, что наряду с этим существует не менее острая проблема психологической готовности к посещению детского сада. Нужно иметь в виду, что даже при благоприятных условиях посещение детского сада для многих детей является если не травмирующим, то стрессогенным фактором. И это нормально, поскольку оно предполагает временный отрыв от семьи, которая для дошкольника является главным жизненным миром. А взрослые порой принимают эту за каприз. Между тем, заставлять ребенка ходить в садик ни в коем случае нельзя. Ведь там ребенок застает маленькую «модель» того большого общества, в котором ему предстоит жить. Создать позитивный образ этого общества очень важно с самого начала.

Что можно порекомендовать в данном случае? Один из выходов – определить ребенка в детский сад семейного типа. Но прежде следует убедиться, что он действительно соответствует этому названию, т.е. воспитатели там не просто работают с небольшой группой детей, но и удовлетворяют индивидуальную потребность каждого из них в психологической, прежде всего — эмоциональной поддержке. Иногда выручает временное присутствие мамы на занятиях. Можно вообще не отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Однако тогда сами родители должны сами полностью обеспечить ребенку прохождение той школы «социальной жизни», которую дети получают в его стенах, — через совместные игры, рисование, лепку, конструирование, знакомство со сказками и т.д. До момента поступления в школу им придется стать полноценным и повседневным партнером ребенка, равнозначным сверстнику, что, разумеется, много сложнее, чем просто «заниматься» с ним чтением, письмом или счетом.

Вместо заключения

За любым капризом или упрямством, в конечном счете, стоит мотив самореализации, самоутверждения, признания собственной значимости. Именно он движет категоричной просьбой ребенка купить эту, а не ту игрушку, именно он превращает жизнь женщины в бесконечный шопинг, именно он вынуждает богатых мужчин скупать королевские замки, в которых они никогда не будут жить. Увы, все это нередко выливается в фиктивные формы самоутверждения. Выклянченная игрушка получена, но, присмотритесь: так ли уж долго она доставляет радость ребенку? Очень часто к ней быстро пропадает интерес (как и к десяткам пар дорогой обуви или замкам с яхтами – у некоторых взрослых). Избалованность ребенка – как и избалованность взрослого, даже если он собственными усилиями заслужил право баловать себя, — внушает ему лишь видимость своей значимости. Стремление самореализоваться так и находит своего воплощения. И тогда одни капризы порождают другие, в итоге закрепляясь в виде устойчивой черты характера – капризности.

Для того, чтобы предупредить это, как минимум, необходимо помнить, что любая игрушка, любое приобретение, любой подарок открывает для малыша новые горизонты общения (в том числе – «делового») со взрослым, будучи выражением его отношения к ребенку. Все более самостоятельная реализация ребенка в таком общении не оставит шанса возникновению капризности, даже если мы порой будем баловать ребенка избыточными знаками внимания. В конце концов, эти знаки даруют повседневную радость детства и несут память о нем через всю жизнь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: