Ранний возраст
Маленькая энциклопедия капризов
Кудрявцев В. Ранний возраст: маленькая энциклопедия капризов // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1. – С. 30 – 38.
Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их капризами, упрямством. Как вести себя родителям и что делать с кричащими, топающими, неуправляемыми малышами? - спрашивают посетители сайта.
Причин капризничать и упрямствовать у детей раннего возраста предостаточно. Назовем наиболее типичные из этих причин, а также порекомендуем некоторые способы разрешения и предупреждения ситуаций, ими вызываемых.
Неудовлетворенность повседневных жизненных нужд и потребностей
Это – самая простая причина, которая лежит на поверхности. Тем не менее, современные родители, склонные «усложнять жизнь», нередко игнорируют ее. Они пытаются отвлечь ребенка от слез, как царевну Несмеяну, самыми немыслимыми развлечениями и забавами. И все безуспешно, покуда не придет бабушка и не скажет: «Да он же у вас устал (хочет есть, приболел, перекутан и т.д.)!» Люди старшего поколения смотрят на жизнь «проще», и иногда этому у них стоит поучиться.
Действия взрослых:
• накормить, напоить, уложить спать ребенка, переодеть его в удобную одежду, оказать ему медицинскую помощь, а иной раз и просто проветрить помещение;
• стараться соблюдать режим дня.
Раннее детство – критическая пора
В этом плане возраст от 1 до 3 лет, пожалуй, может конкурировать только еще с одним возрастом – подростковым. Его границы совпадают с двумя возрастными кризисами, главными мотивами которых является обретение малышом независимости и самостоятельности — кризисами одного года и трех лет. Причем, на шлейф первого как бы наслаивается «прелюдия» второго. Капризность и упрямство – спутники любого возрастного кризиса в детстве. В наибольшее степени это относится к детям раннего возраста. Внутренняя кризисность, психологическая противоречивость возраста – глубинная причина негативных поведенческих проявлений малыша.
|
Примерно в один год ребенок встает на ноги и начинает сам передвигаться на них, одновременно научаясь подчинять себе окружающую действительность «на расстоянии» — при помощи слова. Помните пушкинское: «в самостояньи человека – залог величия его»? Так вот, здесь «самостоянье» нужно понимать буквально. Ребенок уже не привязан ни к кроватке, ни к манежику, ни к рукам взрослого, ни даже к полу, на ограниченной плоскости которого он ползунком первоначально осваивал мир (если ползал). Перед ним открываются поистине грандиозные перспективы. Раньше грозное урчание и стуки из ванной комнаты ввергали в смятение и недоумение: что там? Теперь я сам могу зайти туда и увидеть, что эти звуки издает обычная стиральная машина. Награда за «свободу передвижения» — полученное знание. А ведь родители то ли не замечали моей любознательности, то ли боялись, что я испугаюсь, и поэтому никогда не носили меня на руках в ванную, когда там работает стиральная машина… В подобной ситуации любое посягательство взрослого на завоеванные ребенком «свободы» может встретить отпор в виде непослушания, плача, вспышек гнева.
Девизом кризиса трех лет, который психологи называют кризисом самостоятельности, служит гордое, упрямое и непокорное: «Я сам!». Еще совсем недавно ребенок собирал из кубиков домики, гаражи, железнодорожные станции вместе с папой, а теперь желает делать это в одиночку. Конечно, получается уже не так складно, но что-то получается. В конце концов, папа – рядом, и к нему можно обратиться за помощью. Да он и сам то кубики для устойчивости домика подправит, то дорогу выровняет… Вот только всегда ли уместна эта помощь, зачастую оказываемая «по инерции», «по старинке» — даже если она объективно необходима? Самостоятельные действия ребенка становятся зоной повышенного внимания взрослых. Их можно понять: ведь эти действия распространяются не только на игрушки, а на весь доступный мир, где, помимо игрушек (которые также могут стать источником опасности), существуют ножи и ножницы, выключатели и розетки, кипящие кастрюли и включенные утюги. К этому стоит добавить, что малыши раннего возраста не только рвутся к самостоятельности, но и обожают экспериментировать. Общеизвестный результат детских экспериментов – сломанные игрушки, порванные книжки, разрисованные обои. И взрослые начинают запрещать. Запрет на самостоятельные действия – самый верный способ вызвать упрямство и капризы ребенка.
|
Ребенок встречает запрет не просто на достижение желаемого, а на активную попытку самоутверждения в новом качестве – самостоятельного, независимого, повзрослевшего человечка. Запрет взрослого для него – отказ очень значимого лица признать себя в этом качестве. Отсюда – и бурная эмоциональная реакция. Но давайте подумаем: разве нельзя подыскать для самореализации ребенка безопасные или даже полезные сферы (в этом возрасте сама сфера не столь уж существенна, главное – самостоятельное действие)? Мама на кухне готовит тесто для пирогов. Так пусть посадит ребенка на стульчик и даст ему в руки кусочки теста. Это ведь замечательный материал для самостоятельного экспериментирования. Этим мама сможет не просто занять ребенка, но и поспособствует развитию у него мелких мышц ручек, внимательности, усидчивости, целенаправленность, простейших навыков «делового общения». А самое важное: даст ему возможность почувствовать себя причастным к «настоящему делу», т.е. ощутить себя «взрослым», к чему он так стремится. И пусть потом не забудет объявить всей семье, что в этих дымящихся, душистых, горячих пирожках есть частица и его вклада.
|
Детство в целом – период неодолимого желания быть оцененным. Оцененным тем, кто взрослее, сильнее, умелее, умнее тебя, кто для тебя значим или кого ты просто любишь. Ведь любая оценка – знак твоей собственной значимости в его глазах. Во всяком случае, это всегда лучше, чем недооцененность. Естественно, ребенок в первую очередь стремится получить хорошую оценку. И чем меньше ребенок, тем больше взрослый должен оправдывать это стремление. Возможно, иногда «давая фору», идя навстречу ребенку, положительно оценивая уже саму попытку что-то сделать самостоятельно. Ребенок, чувствующий свою значимость, менее подвержен капризам. Да и занятость самостоятельными делами не оставляет особого времени для них.
Действия взрослых:
• принять как должное возрастной негативизм малыша; понять, что ребенок раннего возраста – уже не младенец, «привязанный» к определенному месту и родительским рукам; признать его право на самостоятельность;
• поощрять позитивные проявления детской самостоятельности, целенаправленно создавать условиях для них; положительной оценкой закреплять каждое даже самое небольшое самостоятельное достижение ребенка (невнимание взрослых к его самостоятельным свершениям также может вызывать капризы);
• строить «деловое» сотрудничество с ребенком, в котором он сможет выполнять те или иные самостоятельные функции;
• избегать навязывания помощи, стремиться предлагать и оказывать ее деликатно или в ответ на непосредственный запрос ребенка; дозировать собственное руководство деятельностью ребенка, рассматривать его сопротивление руководству не как беспричинное упрямство, а как начало самостоятельного действия;
• запрещать только то, что несет угрозу для жизни и здоровья ребенка и окружающих, противоречит общепринятым нормам или выходит за рамки возможного; обязательно мотивировать перед ребенком причины запретов;
• полностью исключить оскорбление достоинства ребенка, которое в любом критическом возрасте переживается особо болезненно и нередко оборачивается еще большей неуправляемостью, капризностью, агрессивностью.