Социальные отношения. Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания.




А1. (3.9.) Доброжелательное расположение – это пример применения санкций

1) формальных позитивных, 2) формальных негативных, 3) неформальных позитивных,

4) неформальных негативных.

 

А2. (3.1.) Гражданин К. сменил свою профессию педагога на работу продавца. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что гражданин К. был включён в групповую мобильность?

1) произошло движение вниз по социально-экономической шкале, 2) он изменил свой социальный статус, 3) он поменял работу, следуя примеру своего друга, 4) многие педагоги в стране потеряли работу.

 

А3. (*) В стране Р. социологической службой был проведён в 1998 г., 2008 г. опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Приходилось ли Вам, Вашей семье отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств?».

Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.

 

Варианты ответа 1998 г. 2008 г.
Постоянно    
Время от времени    
Очень редко    
Никогда    

 

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Доля тех респондентов, которым никогда не приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, не изменилась.

2) Процент тех, кому постоянно приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, уменьшился.

3) Процент тех, кому очень редко приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, уменьшился.

4) Доля тех респондентов, которым время от времени приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, уменьшилась.

 

А4. (*) В стране Н. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какое направление социальной политики государства, по Вашему мнению, должно быть приоритетным?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

 

– установление государственных пенсий и пособий, – обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, – установление гарантированного минимума размера оплаты труда, – обеспечение охраны труда и здоровья людей.

 

В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) опирается на информацию, содержащуюся в диаграмме?

1) Наиболее приоритетным направлением социальной политики государства в стране Н. должно стать обеспечение охраны труда и здоровья людей.

2) Государству необходимо в первую очередь решить вопрос об установлении государственных пенсий и пособий в качестве приоритетного направления социальной политики в стране Н.

3) За установление гарантированного минимума размера оплаты труда в качестве приоритетного направления социальной политики высказалось столько же опрошенных, сколько за обеспечение охраны труда и здоровья людей и установление государственных пенсий и пособий вместе взятых.

4) Население страны Н. в одинаковой степени обеспокоено недостаточной государственной поддержкой семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан и отсутствием государственных пенсий и пособий, обозначая решение этих проблем в качестве приоритетных направлений социальной политики государства.

 

А5. (3.8.) Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А) Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.

Б) Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

 

В1. (3.1.) Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

... социальная мобильность
восходящая мобильность нисходящая мобильность

 

В2. (3.1.) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальное взаимодействие».

1) Престиж; 2) сотрудничество; 3) соперничество; 4) конфликт; 5) страта; 6) партнёрство.

Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

В3. (3.9.) Найдите в приведённом ниже списке формальные позитивные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пожалованный титул, 2) недоброжелательный отзыв, 3) присуждённая учёная степень, 4) признание лидерских качеств, 5) почётная грамота, 6) отлучение от церкви.

 

В4. (3.9.) Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль корректирует поведение индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной __ (А). Методы контроля зависят от применяемых __ (Б) и подразделяются на жёсткие и мягкие, прямые и косвенные. __ (В) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя своё поведение, согласовывая его с общепринятыми __ (Г). В процессе __ (Д) они усваиваются настолько прочно, что, нарушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства __ (Е). Индивид как бы заставляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) внутренний контроль, 2) обязанность, 3) стабильность, 4) социальная стратификация, 5) социализация, 6) внешний контроль, 7) санкция, 8) социальная норма, 9) долг.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

 

С1. (3.1.) Назовите любые два условия (фактора), влияющие на процесс социальной мобильности, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

С2. (*) В стране В. социологической службой был проведён в 2006 г., 2009 г. опрос 40-летних мужчин и женщин. Был задан вопрос: «Кто, по Вашему мнению, в первую очередь должен заботиться о будущих пенсиях работников?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в гистограмме. Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

 

– государство, – сами граждане, – работодатели, – профсоюзы, – затруднились ответить

 

С3. (3.9.) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Социальные отношения.

Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания. Ответы

А1-3 \\ А2-4 \\ А3-2 \\ А4-3 \\ А5-4 \\\\ В1-Вертикальная \\ В2-15 \\ В3-135 \\ В4-371859.

С1. Условия (факторы), влияющих на процесс социальной мобильности, и иллюстрирующие их примеры: 1) образование (пример: Сергею, закончившему университет и получившему высшее образование, открылась возможность претендовать на занятие должности креативного менеджера в солидной фирме); 2) заключение брака (пример: Олег, будучи простым шофёром, женился на дочери вице-мэра, что позволило ему заняться бизнесом, открыть свою авторемонтную мастерскую, что привело к изменению его социального статуса).

Могут быть названы другие условия и приведены иные иллюстрирующие их примеры.

 

С2. Выводы по результатам опроса:

1) и в 2006, и в 2009 г. большинство опрошенных были уверены в том, что пенсионное обеспечение граждан в стране В.– обязанность государства;

2) менее 10% опрошенных в 2006 и в 2009 г. были уверены в том, что пенсионное обеспечение в стране В.–забота работодателей;

3) в 2006 г. было больше респондентов, которые считали, что о будущих пенсиях работников в стране В. должны заботиться сами граждане;

Обоснование вывода 1: А) то, что большинство опрошенных продолжает надеяться на государство, означает, что в стране «В». среди населения преобладает патерналистское сознание;

Б) можно говорить о том, что институты гражданского общества в стране В. (профсоюзы, инициативные организации граждан и др.) по защите прав граждан, ещё недостаточно развиты.

Могут быть сформулированы другие выводы и приведено обоснование иного вывода.

 

С3. Вариант плана темы:

1. Понятие социального контроля: а) в широком смысле слова; б) в узком смысле слова.

2. Элементы социального контроля: а) социальные нормы; б) санкции.

3. Формы социального контроля: а) внутренний (самоконтроль); б) внешний.

4. Совесть – проявление внутреннего контроля.

5. Методы социального контроля.

6. Органы власти РФ, осуществляющие социальный контроль:

а) Прокуратура РФ; б) Счётная палата РФ; в) Федеральная служба безопасности и др.

7. Соотношение внешнего контроля и самоконтроля.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

 

Социальные отношения. Примеры тематических заданий. Ответы

А11 (3.11.) – 3 \\ А11 (3.1.) – 2 \\ А11 (*) – 3 \\ А11 (*) – 3 \\ А12 (3.8.) – 1 \\\ В1 – рабство \\ В2 –25 \\ В4 – 135 \\ В6 – 752419.

С6 (3.12.). Примеры, иллюстрирующие разновидности ролевых конфликтов: 1) гражданин Н., будучи журналистом светской хроники, собирал «жареные» факты о звёздах шоу-бизнеса, подчас используя любые средства, что вступало в противоречие с его нравственными принципами, с пониманием недопустимости нарушать право на неприкосновенность частной жизни звезды (применительно к внутриролевому конфликту); 2) гражданин Л. являлся руководителем крупной фармацевтической фирмы, что заставляло его проводить значительное время на работе в ущерб выполнения ролей мужа и отца (применительно к межролевому конфликту); 3) гражданка К. обладала блестящими способностями драматической актрисы. Закончив театральный институт, она вышла замуж за состоятельного бизнесмена и сосредоточила все свои силы на ведении домашнего хозяйства, постоянно думая о том, что не может раскрыть и проявить свои актёрские способности (применительно к личностно-ролевому конфликту).

Совет: целесообразно нумеровать и подписывать элементы ответа, например:

Разновидности ролевых конфликтов. Иллюстрирующие их примеры.

1. Внутриролевой – Пример... 2. Межролевой – Пример... 3. Личностно-ролевой – Пример...

 

С7 (3.14.) Выводы по результатам опроса:

1) Большинство студентов и представителей работающей молодёжи предпочитают традиционную, юридически зарегистрированную форму брачных отношений.

2) Большее число опрошенных старшеклассников, чем студентов и представителей работающей молодёжи, на первое место среди основных видов брачных отношений поставило традиционный зарегистрированный брак.

3) Гражданский брак одинаково приемлем для студентов и для работающих молодых людей.

 

Обоснование вывода 2: такой высокий результат, продемонстрированный старшеклассниками, обусловлен их следованием установкам, формируемым родителями, другими членами семей, школой и т. д. в рамках осуществления социализирующей, воспитательной деятельности, а также меняющимся к лучшему отношением общества к традиционным ценностям, среди которых семья и брак занимают первое место.

 

С8 (3.3.) План

1) Молодёжь как социологическое понятие.

2) Особенности социального положения молодёжи: а) переходность положения; б) высокий уровень мобильности; в) освоение новых социальных ролей; г) перспективы в профессиональном и карьерном плане.

3) Социально-психологические качества молодёжи: а) неустойчивость психики; б) внутренняя противоречивость; в) низкий уровень толерантности; г) стремление отличаться от остальных; д) специфическая молодёжная субкультура.

4) Типы самодеятельности молодёжи.

5) Неформальные молодёжные группы: а) хиппи; б) панки; в) рокеры; г) футбольные фаны и др.

6) Причины отклоняющегося поведения молодёжи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: