Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий

Кафедра мировой экономики и экономической теории

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

на тему:

«НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА:ПОНЯТИЕ,ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫИ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

группы МЭ-16

Велиулаевой С.С.

Проверила:

к.эк.н., доц.

Аджимет Г.Х.

 

 

Симферополь – 2020

Введение

В настоящее время инновации являются активным звеном всех сфер жизнедеятельности общества. Невозможно представить современный мир без как уже осуществившихся инноваций и ставших привычными, так и без будущих, способствующих дальнейшей эволюции. Большинство ученых сходятся во мнении, что инновации превратились в основную движущую силу экономического и социального развития. Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития.

Понятие «инновации» используется практически повсеместно, является темой бесед как на бытовом, так и на профессиональном уровне, в т.ч. на уровне глав государств, международных организаций и т.д. Под инновацией можно понимать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, нового подхода к социальным проблемам.

Актуальность темы исследования:

В современных общемировых реалиях многие прогрессивные страны стремятся так или иначе объединить и создать общую межнациональную инновационную систему, которая ускорит глобальный технологический рост. Так как РФ в плане технологий отстает от запада, то подобный инновационный союз поспособствует сокращению "разрыва" между РФ и лидерами в технологическом развитии, а так же поможет наладить внешние отношения.

Цель:

Выявить основные условия формирования межнациональной инновационной системы(МнИС)

Задачи

1. Выяснить какую работу проводит РФ в данном направлении

2. Показать ключевые моменты становления межнациональной инновационной системы в Европе.

Объект: Межнациональные инновационные системы

Предмет: Предпосылки становления МнИС


 

1. Понятие национальной инновационной системы

1.1 Национальная инновационная система

Национальная инновационная система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.

Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении[5].

НИС включает следующие компоненты:

1. Нормативно-правовая база ИД

2. Субъекты ИД

3. Инфраструктура НИС.

Инновационная инфраструктура - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности.

Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта.

Изучение проблем технического прогресса и инновационной деятельности во второй половине ХХ в. стало одним из наиболее важных и обширных направлений исследований в зарубежной экономической литературе. Наиболее важные приоритеты научно-технологического развития при этом все более связываются не с грандиозными, дорогостоящими проектами прорывного демонстрационного характера, а с непрерывной повседневной работой по формированию национальных инновационных систем (НИС) и их звеньев.

Наиболее полно всю эту систему со всеми взаимодействиями показывает и объясняет теория тройной спирали, которая призвана ускорить процесс интеграции инновационных систем, а так же объясняет как именно происходит этот процесс. Теория тройной спирали (TripleHelix) создана в Англии и Голландии в начале XXI века профессором университета Ньюкастла Генри Ицковицем (Henry Etzkowitz) и профессором амстердамского университета Лойетом Лейдесдорфом (Loet Leydesdorff). Тройная спираль символизирует союз между властью, бизнесом и университетом, которые являются ключевыми элементами инновационной системы любой страны.

Модель тройной спирали показывает включение во взаимодействие определённых институтов на каждом этапе создания инновационного продукта. На начальном этапе генерации знаний взаимодействуют власть и университет, затем в ходе трансфера технологий университет сотрудничает с бизнесом, а на рынок результат выводится совместно властью и бизнесом.

Роль университета в модели тройной спирали неоспорима. Большинство стран сегодня переходит к экономике знаний, когда ключевым фактором конкурентоспособности государства становятся новые знания и технологии[6]. Именно университеты, ведущие исследования и разработки, становятся в такой ситуации важнейшим ресурсом для наукоёмкого производства.

Основоположниками теории формирования НИС можно по праву считать К. Фримэна (Институт исследования научной политики Сассекского университета, Великобритания), Б.-А. Лундвалла (университет г. Упсала, Швеция) и Р. Нельсона (Колумбийский университет, США), проанализировавших развитие инновационной деятельности в различных странах и на этой основе давших определение понятия НИС. При этом в основу исследования были положены результаты, ранее полученные Й. Шумпетером (теория экономической динамики), Ф. Хайеком (концепция рассеянного знания), Д. Нортом (институциональная теория), Р. Солоу (роль НТП в экономическом росте), П. Ромером и Р. Лукасом (новая теория роста).

Теория тройной спирали рассматривает национальные инновационные системы как центральный объект изучения. Научное, практическое и политическое значение этой проблематики трудно переоценить. Фактически она заменила собой парадигму «экономики благосостояния», идеологическая значимость которой была исчерпана в 1970-е гг. В этой связи весьма полезным и ценным представляется углубленное изучение, а главное, практическое применение опыта стран, наиболее продвинувшихся на пути использования инновационной активности как главного фактора экономического роста. Следует особо подчеркнуть значимость изучения опыта стран Европейского союза в решении задачи создания эффективно функционирующей национальной инновационной системы по следующим причинам:

- общность факторов, препятствующих инновациям, и изменение характера протекания инновационного процесса;

- необходимость формирования механизмов наднационального регулирования инновационного развития в рамках государства;

- общность территориальных границ, внешнеторговая деятельность, наличие совместных проектов и межгосударственных соглашений с европейскими странами;

- возможность заимствования европейского опыта функционирования многоуровневой инновационной системы.

При формировании и функционировании национальных инновационных систем развитых стран наблюдаются следующие закономерности:

- государство играет активную роль при формировании и функционировании НИС, при этом по мере становления инновационной экономики осуществляется переход от прямого управления к индикативному;

- увеличение объема новых знаний, развитие технологий, прежде всего, информационных и телекоммуникационных сетей, миниатюризация производства способствуют созданию сетевых структур, в основу управления которыми положены принципы самоорганизации (синергетические принципы);

- повышается роль регионов в развитии инновационных процессов, при этом инновационная система рассматривается как один из инструментов территориального развития;

- по мере развития национальных инновационных систем происходит их интеграция в наднациональные инновационные системы.

Тройная спираль, как модель любой национальной инновационной системы состоит из главных трёх состовляющих:

1. Университеты.

2. Государство

3. Предпринимательство

 

1.2 Роль государства в НИС

 

Следует выделить наиболее важные функции инновационного государства:

1. Государство выступает гарантом для бизнеса, в том, что его вложения застрахованы от различных рисков, таким образом, государство стимулирует активность бизнеса и увеличивает объемы новых инвестиций.

2. Государство регулирует налоговую систему и предоставляет льготы для предприятий, работающих в инновационном секторе экономики, тем самым активизируя высокотехнологичные предприятия.

3. Государство организует агентства по выдаче патентов как временную форму монополии над знанием, тем самым оно дает возможность другим участникам инновационного процесса развивать технологии с доступных для всех участников начальных точек отсчета.

4. Государство формирует условия для фундаментальных исследований, которые впоследствии будут перенесены в специализированные отрасли производства.

В результате можно сделать вывод о том, что государство в рамках модели «тройной спирали» должно способствовать развитию бизнеса путем минимизации его рисков и под сильным влиянием науки. Более того, государство в инновационной экономике осознает наибольшую значимость проведения инновационной политики по сравнению с простой раздачей собственных директив.

НИС европейских стран существенно отличаются друг от друга, в том числе в плане постановки целей и задач. Так, например, Франция видит основную задачу НИС в создании дополнительных рабочих мест, а Германия -- в развитии прогрессивных технологий. При этом, по оценкам европейских экспертов, общая эффективность обеих НИС примерно одинакова.

В части регулирования развития НИС государства принимают на себя:

- установление рамочных условий развития инновационного бизнеса;

- разработку стратегии инновационного развития экономики;

- проведение прогноза технологического развития и определение на этой базе научно-технологических приоритетов;

- поддержку развития инновационной инфраструктуры;

- разработку и реализацию мер по косвенному и прямому стимулированию инновационной деятельности, однако, эти меры, как правило, не направлены на прямое финансирование выпуска продукции;

- участие в развитии сферы исследования и разработок (ИР-сферы), при этом безусловный приоритет отдается фундаментальной науке.

Кроме того, НИС рассматривается как один из основных инструментов регионального развития.

Таким образом, в каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативно-правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциала, внутренних товарных рынков, рынков труда.

 

1.3 Университеты в НИС

 

Университеты - самая важная и значительная часть данной системы взаимодействия и интеграции национальных инновационных систем, именно из-за правильной работы университетов со временем появляется предпринимательская инновационная составляющая тройной спирали.

В формировании национальной инновационной системы значительная роль возложена на высшее учебные заведения, целью которых является обучение студентов и проведение научных исследований и инновационной деятельности. Однако в последнее время наблюдается низкий уровень исследовательской деятельности в вузах. В настоящее время около 80% организаций высшего профессионального образования РФ ни как не связаны с научным организациями, более 82% профессорско-преподовательского состава государственных вузов не проявляют интерес к научным исследованиям. Разделение процессов обучения и исследований привело к разрыву важных творческих связей между способными и полными новых идей студентами и умудрёными опытом исследователями. Как свидетельствует опыт СШП, появление многих наиболее известных инновационных компаний связано с тем, что их основатели именно со студенческих лет, занимались научно-исследовательской деятельности, развивали свои оригинальные идеи. Без погружения в иследования и коммерческую культуру в стенах университетов, останователи этих компаний вряд ли смогли совершить то, что им удалось.

Важным направлением повышения эффективности функционирования национальной инновационной системы является формирование новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности на основе реализации программ развития национальных исследовательских университетов(НИУ). В основе данного направления лежат целевые программы, направленные на усиление исследовательской деятельности в вузах. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. подчеркивается необходимость активизации участия студентов и преподавателей вузов в исследовательской деятельности. Формирование и функционирование национальных исследовательских университетов в России направлено на кадровое и научное обеспечение национальной инновационной системы на основе осуществления качественной модернизации научной и образовательной деятельности, удовлетворения запросов высокотехнологичного сектора российской экономики, повышение конкурентоспособности российской системы образования, вывода на мировой уровень наших университетов.

 

Первым же важнейшим условием развития межнациональной инновационной системы является интернационализация образования. Что прежде всего подразумевает под собой свободное перемещение студентов и преподавателей между вузами и прочими образовательными и научными учреждениями различных стран. Это способствует расширению информационного потока, обмену различного опыта, недоступного в одном государстве, но являющимся обыкновенной практикой в другом. Так же это может способствовать созданию международных предприятий или предприятий находящихся в разных странах, но тесно сотрудничающих между собой[8].

Циркуляция информации - информационные коммуникации являются основой сотрудничества любого уровня, от локального до международного, и прежде всего международного. Некоторые информационные сети должны информировать о политике государств и источниках финансирования, передовых научных исследованиях университетов. Следует отметить, что обмен знаниями и технологиями между университетами-предпринимателями является одним из важнейших шагов к интеграции. Тесная работа различных университетов помогает в ускорении исследований, и косвенно влияет на создании инновационной инфраструктуры в будущем. Взаимодействие с предприятиями в подготовке и переподготовке кадров для высокотехнологичного производство. При этом производится как переподготовка тех работников, которые уже работают на предприятии в том числе и менеджеров.

 

1.4 История развития НИС в Европе

 

Первый этап формирования НИС в европейских государствах начался после окончания Второй мировой войны, что было обусловлено необходимостью послевоенного восстановления экономик. Активизация инновационных процессов обеспечила ускоренный выпуск новой продукции на базе современных достижений науки и техники, позволила Германии, Англии и Франции выйти в лидеры мировой экономики, создать к концу ХХ в. реальные предпосылки для построения постиндустриального общества.

Завершение «холодной войны» и ликвидация военного противостояния Запад--Восток дали новый импульс развитию европейских национальных экономик по инновационному пути. В последнюю четверть ХХ в. инновационные процессы получили широкое развитие не только в общепризнанных странах-лидерах, но и в государствах, ранее не имевших больших достижений в наукоемких отраслях промышленности. Наиболее показателен здесь пример Финляндии. В конце 1970-х гг. Финским национальным фондом исследования и развития «Sitra» был подготовлен доклад «Оценка технологий», который положил начало дискуссии о научно-технической политике в стране. Ее итогом стало принятие в 1982 г. ряда правительственных решений, направленных на построение национальной инновационной системы, прежде всего, увеличение ассигнований на НИОКР с 1,2 % ВВП в 1982 г. до 2,2 % ВВП к 1992 г. К 2000 г. расходы на эти цели достигли 3,37 % ВВП при среднем значении по странам ЕС 1,88 %.

Следующим принципиальным решением было создание системы государственного регулирования. Для управления инновационными процессами был создан правительственный Совет по научной и технологической политике. При этом основным направлением инновационно-технологического развития были выбраны информационные технологии и телекоммуникационные системы.

В результате целенаправленной государственной политики и реализации выбранных приоритетов в стране на базе наукоемкой промышленности была создана динамично развивающаяся экономика. Так, в 1996--2000 гг. рост ВВП Финляндии составлял в среднем 5,1 % в год, в то время как в США -- 4,3 %, Японии -- 1,3 %, ЕС -- 2,6 %.

 

2. Интеграция инновационных систем в ЕС

 

Новый этап развития европейских НИС, заключающийся в их объединении в единую гипер-систему, начался в марте 2000 г., когда на заседании Европейского совета в Лиссабоне была предложена программа создания инфраструктуры знаний, активизации инноваций и экономических реформ, модернизации систем социальной поддержки и реформы образования. Цель данной программы была определена как построение наиболее компетентной и динамичной экономики, основанной на знаниях, обеспечивающей ЕС мировое лидерство.

Одновременно с этим с целью объединения усилий ученых различных стран была провозглашена концепция создания единого исследовательского пространства в Европе и определены конкретные шаги по решению этой проблемы. При этом особо подчеркивалась необходимость решения двух основных задач:

- получение максимума инновационных преимуществ за счет национальных и общеевропейских усилий в поддержке исследований;

- создание дружелюбной окружающей среды для начала и развития инновационного бизнеса.

В последние годы ярко обозначилась тенденция к созданию межгосударственных сетей инновационной деятельности, среди которых лидирующее место занимает Европейская бизнес-сеть. Европейская сеть бизнес- и инновационных центров является международной некоммерческой организацией. Она была создана в 1984 г. Ее учредителями являются Европейское сообщество и группа промышленников. Бизнес-сеть состоит из национальных сетей и является одним из важнейших элементов интегрированной европейской инновационной системы. К 2000 г. в состав сети входило более 200 организаций, включая 150 бизнес-инновационных центров, расположенных в 21 стране Европы и дальнего зарубежья (Турция, Китай, США, Южная Америка и др.).

При этом в рамках одной страны бизнес-инновационные центры объединяются в национальные бизнес-сети, в работе которых принимают участие:

- инкубаторы и бизнес-парки,

- торговые ассоциации,

- региональные и местные руководители,

- частные компании,

- агентства регионального развития,

- европейская комиссия и другие европейские организации,

- промышленные ассоциации,

- торгово-промышленные палаты,

- финансовые структуры,

- научные и технологические парки,

- университеты и исследовательские центры,

- другие международные сети.

Основной задачей таких центров является поддержка бизнесменов, работающих в сфере инноваций, и развивающихся инновационных фирм. При этом ставится цель вырастить новые инновационные фирмы или перенастроить уже имеющиеся таким образом, чтобы они уже рассматривались как часть процесса промышленного планирования. Эти фирмы начинают взаимодействовать с публичными или частными структурами на основе соглашений, предусматривающих их участие в региональном и местном развитии. Широкая сфера охвата дает возможность оказывать различные услуги по развитию фирм и наладить кооперацию со специализированными сервисными службами.

Особую роль бизнес- и инновационные центры играют в регионах, не имеющих развитого научно-технического или инновационного потенциала, явных преимуществ, позволяющих им интенсивно развиваться и не обладающих высокой инновационной активностью. Учитывая результаты работ, ЕС рекомендовало, чтобы региональные программы включали в себя подобные структуры в тех регионах, которым требуется помощь, и более интенсивно использовали уже имеющиеся центры в целях регионального развития. Таким образом, обеспечивается участие инновационной системы в инновационном развитии территорий, прежде всего, не имеющих развитого научно-технологического или промышленного потенциала.

Формирование внутрирегиональных инновационных сетей предполагает наличие: разнообразных и взаимодополняющих видов деятельности, а также стимулов к установлению внутрирегиональных кооперационных связей, переводу инновационного процесса с внутрифирменного на межфирменный уровень.

Одним из важнейших элементов инфраструктуры финансирования инновационных разработок являются венчурные фонды. Однако при всей своей привлекательности они не являются универсальным механизмом, обеспечивающим полное финансирование создания инновационного продукта, а нацелены в основном на завершающие стадии разработки, начиная с создания опытного образца продукции. Хотя в настоящее время получило развитие венчурное финансирование малых инновационных фирм на стартовой фазе их развития, но в большинстве случаев начальные стадии разработки инновационной продукции финансируются из собственных средств организации либо с привлечением грантов, а также при помощи других механизмов поддержки инновационной деятельности (например, «кредит чести»). Собственно стадия производства финансируется путем привлечения обычных банковских кредитов, формирования финансовых пулов и т. д. В отсутствие промышленности, способной воспринимать современные разработки, устойчивой и гибкой кредитно-денежной системы венчурный механизм финансирования вряд ли даст положительный эффект, поскольку в этом случае предприятия, воспользовавшиеся услугами венчурных капиталов, просто будут не в состоянии обеспечить возврат инвестированных средств.

Ведущей европейской финансовой структурой, осуществляющей поддержку развития малого и среднего предпринимательства, является Европейский инвестиционный фонд, созданный в 1994 г. Основными механизмами работы фонда являются венчурное финансирование фирм и предоставление финансовых гарантий. При этом фонд напрямую не финансирует разработки, а прибегает к услугам финансовых посредников.

Поддержка научных исследований на европейском уровне осуществляется через Европейский научный фонд, учредителями которого являются 67 организаций, проводящих научные исследования, представляющие 24 европейских страны. От имени своих учредителей фонд занимается вопросами поддержания сотрудничества и кооперации исследований; формирует и реализует специальные научно-исследовательские программы, выполняемые коллективами ученых из различных стран. В среднем в реализации каждого проекта программы участвуют представители 10 стран. Фонд также финансирует проведение семинаров и европейских научно-исследовательских конференций для обсуждения на высоком уровне важнейших научных проблем.

В перспективе предполагается создание нового механизма деятельности фонда, позволяющего проводить прогнозные исследования в сфере науки и технологий, разработку научно-технологической политики, и тем самым обеспечивать условия для реализации перспективных междисциплинарных исследований.

Европейское патентное ведомство образовано на основании коллективного политического решения европейских стран о создании постоянно действующей патентной системы в Европе. Оно было создано в соответствии с Европейской патентной конвенцией, подписанной в Мюнхене в 1973 г., и является на сегодняшний день моделью успешного сотрудничества в Европе. Порядок выдачи европейских патентов регламентируется Договором о патентном сотрудничестве.

Одновременно с выдачей европейских патентов Европейское патентное ведомство в соответствии с договором со Всемирной организацией интеллектуальной собственности осуществляет международный поиск и международную предварительную экспертизу проектов.

Организация и координация информационной деятельности Европейского патентного ведомства осуществляется посредством единой Европейской системы патентной информации и документации, которая также обеспечивает реализацию учебных программ по проблемам организации патентной деятельности. В странах ЕС размещено 136 региональных патентных информационных центров, объединенных в единую сеть, обеспечивающих их взаимодействие.

Информационное обеспечение патентной деятельности осуществляется специальной службой через сеть Интернет. Деятельность службы ставит своей целью обеспечение информации на региональном и государственном уровне и ориентирована, в первую очередь, на малый и средний бизнес. При этом пользователю бесплатно предоставляется необходимая информация о патентных заявках за последние два года.

Большой интерес представляет также система патентной информации и обслуживания, хорошо развитая, например, в Германии, где наряду с патентными библиотеками в Мюнхене и Берлине функционирует сеть 25 региональных и местных центров патентной информации, которые имеют фонды на разных носителях, включая твердые электронные носители, полные тексты описаний изобретений и полезных моделей ЕПВ, а в некоторых -- РСТ и патентные документы США, Швейцарии, Австрии, Великобритании, СССР/Российской Федерации.

 

В Германии для оказания практической помощи представителям малых и средних предприятий, которые играют все более важную роль не только в традиционных для них сферах механики и электротехники, но также в области химии, медицины, биотехнологии и переработки информации, в Земле Северный Рейн-Вестфалия, наиболее густонаселенной и развитой в промышленном и научном отношениях, три из четырех патентно-информационных центра объединены в локальную сеть для облегчения доступа к объединенным патентно-информационным ресурсам с целью эффективного патентно-информационного обслуживания, особенно, эффективного поиска по запросам и оперативной выдачи найденных документов.

В рамках проектов Министерством образования, науки, исследований и технологий Германии оказывается поддержка малым и средним предприятиям, впервые приступающим к защите прав промышленной собственности на результаты своих исследований и разработок (патентование, защита зарегистрированных промышленных образцов). Им предоставляется разовая безвозвратная ссуда в порядке оплаты 50 % расходов, связанных с прохождением всех этапов процесса патентования. Остальные 50 % расходов несет сам получатель ссуды.

В целом проект представляет собой комплекс мероприятий данного министерства, направленных на поддержку инновационных процессов в экономике Германии преимущественно через научно-техническую информацию. Такая помощь оказывается, как правило, через региональные центры патентной информации, которые, благодаря имеющейся у них современной информационной базе, лучше ориентируются в местных условиях, способны интегрировать потоки патентной и другой технической информации, а также распространять результаты мониторинга среди всех заинтересованных организаций.

В вышеназванном проекте участвуют в основном частные фирмы в области изобретений и патентования -- патентные поверенные, региональные центры патентной информации, региональные центры поддержки изобретательства, агентства трансфера технологий, органы трансфера технологий в вузах и научных учреждениях. Участником проекта является и государственная организация регионального уровня -- Центр продуктивности и технологии Саара. Головная организация всей системы -- Институт германской экономики в Кельне. В результате такой деятельности сформировалась распространенная по всей Германии сеть региональных организаций по коммерческой реализации изобретений и новых технических решений. Например, выполняющий такие функции Гамбургский патентно-инновационный центр заключает соответствующие соглашения с располагающимися в регионе научными учреждениями и выступает в качестве брокера в интересах малого и среднего бизнеса.

Другим примером может служить работа центра патентной информации, созданного на базе исследовательского центра химической промышленности Восточной Германии. Этот центр обслуживает большую часть не только малых и средних предприятий, но и индивидуальных изобретателей, патентных поверенных, правительственные учреждения и др. Центр также сотрудничает с другими центрами патентной информации, библиотеками и консультационными пунктами страны в части передачи технологий и принимает участие в федеральном проекте по повышению эффективности использования патентной информации как для разработки и выпуска новой продукции, так и для создания благоприятных условий для изобретателей.

Вместе с тем, рассмотренная выше схема работы патентного ведомства с регионами не во всех странах оказывается эффективной. Например, в Швеции разработана модель, основанная на прямом доступе к центральным информационным ресурсам, призванная заменить региональные центры патентной информации. Данная модель позволяет устанавливать тесные контакты с находящимися в выявленных пунктах малыми и средними предприятиями, исследовательскими центрами, университетами, библиотеками, а также дополнительно проводить техническое оснащение центральной информационной службы.

Информационное сопровождение развития инновационной деятельности обеспечивается несколькими информационными ресурсами свободного доступа, финансируемыми из средств ЕС. Основным информационным ресурсом является система CORDIS, которая поддерживается программой Европейской комиссии по инновациям, малому и среднему бизнесу. CORDIS предоставляет доступ к информации о научных исследованиях и разработках, реализуемых в странах ЕС, в том числе в соответствии с рамочными программами. При этом наряду с предоставлением общей информации задачами системы являются содействие поиску источников финансирования для проведения исследований и разработок, поиск партнеров, трансфер технологий.

В системе CORDIS предусмотрена также поддержка вопросов, касающихся проблем интеллектуальной собственности. При этом информационная служба позволяет устанавливать контакты с патентными офисами, ассоциациями патентных юристов, другими организациями, обеспечивающими защиту интеллектуальной собственности в странах -- членах ЕС. Особое внимание уделяется объектам интеллектуальной собственности, созданной в результате выполнения проектов в рамках программ, финансируемых ЕС. В этом случае система оказывает разработчикам услуги по дальнейшему продвижению на рынок полученных результатов, их регистрации, защите и использовании.

Специальная информационная система LIFT предназначена для оказания услуг по подготовке проектов. Система поддерживается программой по инновациям и предоставляет пользователям свои услуги бесплатно. Помимо чисто информационной части, содержащей данные о состоянии финансовых рынков, в системе предусмотрены специальные инструментальные средства, позволяющие провести оценку предприятия, подготовку технологического и финансового бизнес-плана. Кроме того, система обеспечивает проведение семинарских занятий в Европе по вопросам финансирования инноваций, проведения бизнес-презентаций и другим вопросам, связанным с организацией инновационной деятельности.

Следует отметить, что для большинства информационных ресурсов характерны два недостатка -- неудовлетворительная систематизация представляемой информации и отсутствие взаимодействия между ними.

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы.

1. Основной вектор современной глобальной конкуренции располагается в области динамично меняющихся преимуществ, основанных на научно-технических достижениях и инновациях. Опыт наиболее развитых стран показывает, что конкурентоспособность обеспечивается целым рядом институциональных условий, главным из которых является формирование и функционирование национальной инновационной системы.

2. В настоящее время в Европе происходит интеграция национальных инновационных систем стран -- членов ЕС в единое научно-технологическое и инновационное пространство. При этом главной целью создания единого исследовательского пространства в Европе является построение наиболее компетентной и динамичной экономики, основанной на знаниях, обеспечивающей ЕС мировое лидерство.

3. Основными направлениями создания инфраструктуры знаний являются: а) создание межгосударственных сетей инновационной деятельности; б) формирование европейской финансовой структуры, осуществляющей поддержку развития малого и среднего предпринимательства; в) организация информационного обеспечения патентной деятельности, поддержки инновационных процессов на европейском уровне.

3. Интеграция инновационных систем в СНГ

В современных условиях достижения науки и технологий стали определять динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности государств, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику. Развитые страны уже перешли к качественно новой стадии социально-экономического развития, основным содержанием которой является создание экономики, основанной на новых знаниях и базирующейся на высокоэффективных национальных инновационных системах. В последние годы подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта в этих странах получена за счет новых знаний, воплощенных в технологиях и оборудовании, организации производства, системах, услугах, кадрах.

Взаимоотношения отечественной науки с казной в последние годы напоминают скатывание по крутой лестнице. В советское время ее государственное финансирование составляло 5-7% ВВП, в 1991г. - 1.03%, 1992г. - 0.57%, 1993г. - 0.52%, 1994г. - 0.47%, в 1995г. - 0.41%. В 1995г. на науку было выделено (в сопоставимых ценах) в 15-18 раз меньше, чем в 1985г. А в 1996г. среди стран Западной Европы скупее к науке была только Португалия, в странах СНГ Украина и Белоруссия тратили на нее большую, чем Россия, часть ВВП.

Причины тому многообразны. Это и хроническая пустота казны, и функциональный кризис советской науки, заключающийся в том, что ее главные функции - подпитка оборонного комплекса и укрепление коммунистической идеологии - сейчас не востребованы. И отсутствие ученых, которые в отличии от нефтяников и шахтеров, похоже, совершенно не умеют сплачиваться и отстаивать свои коллективные интересы. А без этого в нашем обществе, где лучше тому, кто сильнее давит на правительство, прожить не возможно. И поведение ученых, проникших в органы власти, где они не отстаивают интересы своих бывших коллег.

В результате российская наука оказалась на голодном государственном пайке, что означает для нее неминуемую смерть, поскольку она до сих пор более чем на 90% финансируется из бюд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: