Введение
Актуальность темы объясняется тем, что конкуренция является двигателем прогресса, так как компания будет предоставлять более качественный товар, и в то же время конкурирующая фирма будет стремиться к совершенству. Это вызывает спрос на рынке, улучшает общее качество товаров и услуг, которые могут быть предложены потенциальному покупателю.
Цель исследования: выделить основные направления конкуренции, изучить формы и методы «борьбы за выживание», как рыночных отношений.
Данная цель определила следующие задачи исследования:
- Сущность конкуренции
- Роль конкуренции в развитии экономики
- Виды конкуренции
- Формы конкуренции
- Методы конкуренции
Введение в вопрос конкуренции
Конкуренция – это соперничество между организациями на рынке. Само слово переводится с латинского языка как борьба за преимущество в какой-либо сфере взаимоотношений.
Термин начал использоваться еще в древнем мире и именно тогда и появились основы экономической конкуренции.
Конкуренция помогает регулировать производство, рынок товаров и услуг, расширять предложение для клиентов. Из-за того, что основой рыночных отношений между предприятиями является борьба за выживание, то благодаря конкуренции в определенной сфере остаются только лидеры и профессионалы, которые готовы совершенствоваться. В то же время, как раз из-за того, что каждая компания стремится получать большую прибыль при минимальных расходах, процветает недобросовестная конкуренция. Отношения между предприятиями регулируются законами, а их придерживание контролируются Антимонопольным комитетом.
Раздел 1
Сущность конкуренции. Ее роль в развитии экономики.
|
Рыночная экономика обязательно предполагает, что отношения экономических субъектов складываются в условиях конкуренции. И хотя термин «конкуренция» нашел широкое применение в экономике, но сама категория «конкуренция» понимается экономистами в различных смыслах. Если говорить с точки зрения рыночной структуры, конкуренция представляет собой ряд условий, которые ставят фирму в положение «принимающего определенные условия игры». В этом смысле конкуренция может существовать только в условиях конкурентного рынка, противоположного монопольной структуре.
С другой стороны, конкуренция может быть определена как производное от слова «конкурировать» (соревноваться), как правило поведения фирм-соперников на рынке. То есть, в общем виде, конкуренция — соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Если соединить вышесказанное, то в условиях рынка борьба разворачивается за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей, что и обеспечивает реализацию произведенного товара или услуги.
Следовательно, конкуренция — это соревнование предприятий на рынке за предпочтения потребителей с целью получения максимальной прибыли или дохода. Конкуренция побуждает предприятия настраиваться на удовлетворение рыночного спроса (а через него и на имеющиеся потребности), снижение издержек производства, максимальное использование достижений НТП.
Именно конкуренция и конкурентный рынок, на котором правила игры устанавливают не производители, а потребители, приводит в действие два фактора, побуждающие предприятия к повышению качества и конкурентоспособности создаваемой ими продукции (работ, услуг). Это совершенно реальная возможность провала (банкротства) и такая же реальная возможность крупного коммерческого успеха за счет выпуска конкурентоспособных товаров и оказания конкурентоспособных услуг.
|
Понятие «конкуренция» порождает понятие «конкурентоспособность». Термин «конкурентоспособность» вошел в экономический оборот сравнительно недавно, но уже достаточно четко сформировались два подхода к его определению: со стороны товара и со стороны деятельности предприятия. Но единой точки зрения по каждому из них нет и можно найти разные определения. В частности, под конкурентоспособностью понимают:
* со стороны товара:
1. характеристика товара, которая отражает его отличие от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение;
2. совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его сравнительные позиции на рынке сбыта;
3. соответствие товара условиям рынка не только по своим техническим, экономическим и иным характеристикам, но и по коммерческим и другим условиям их реализации.
* со стороны предприятия:
4. возможность предоставлять покупателям преимущества по цене, качеству и условиям поставки;
5. преимущества по факторам производства (расходы на рабочую силу и оплату кредитов, производительность труда, стоимость сырья, амортизация основного капитала, налогообложение, качество изделий и др.) и реализации (цена, сроки поставки, гарантии, послепродажное обслуживание, условия кредитования и пр.);
|
6. способность продать товар на рынке и конкурировать или... способность страны или фирмы постоянно увеличивать свою долю на рынке.
Конкурентоспособность товара и предприятия, производящего или реализующего товар, соотносятся между собой как часть и целое. Возможность предприятия конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности выполняемых функций, направленных на достижение результата. Но имеется между ними и существенное отличие: оценку конкурентоспособности продукции дает потребитель, которого не интересует ни технологическая, ни экономическая сторона хозяйственного процесса фирмы. Оценку конкурентоспособности фирмы дает сам предприниматель, решающий, выгодно ли ему в конкретных условиях ситуации на рынке заниматься производством или реализацией того или иного товара (услуги).
Противоречивые интересы производителя и потребителя указывают на диалектический характер взаимосвязи понятий «конкурентоспособность фирмы» и «... товара». С одной стороны, для эффективного функционирования капитала и поддержания его конкурентоспособности производителю нужен конкурентоспособный товар. С другой, повышение полезного эффекта товара, способствующее росту его конкурентоспособности, может существенно повысить издержки и снизить рентабельность, что отрицательно повлияет на конкурентоспособность фирмы.
Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности фирма должна постоянно работать над оптимизацией качества, своих затрат по его обеспечению и цен реализации, добиваясь преимущества по этим показателям перед основными конкурентами и оценивая результаты своей деятельности с позиций потребителя, т.к. его мнение решающее. При отказе потребителя в пользу конкурента это указывает на низкую конкурентоспособность.
Следовательно, конкуренция обеспечивает стимулирование производства, способствует максимальному удовлетворению потребностей. Она отбирает наиболее эффективные фирмы, заставляя постоянно осуществлять экономию ресурсов, снижать цену.
Поэтому наиболее полным следует признать понятие «конкурентоспособность», данное «Европейским форумом по проблемам управления», дополненное с учетом цели деятельности фирмы в условиях конкуренции: «Конкурентоспособность — это реальная или потенциальная способность и возможности предприятия проектировать, производить и сбывать в тех условиях, в которых ему приходится действовать, товары и услуги по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательные для покупателя, чем товары конкурентов с целью максимизации прибыли ».
Раздел 2