Виды, формы и методы конкуренции.




Как конкуренция, так и конкурентоспособность могут рассматриваться лишь в условиях конкретного рынка и зависят от происходящих на нем экономических явлений. Принципиальным моментом является при этом тип рынка, на котором действует фирма.

В экономической теории обычно выделяют четыре типа (модели) рынка по степени развитости конкуренции:

* чистая конкуренция;

* чистая монополия;

* монополистическая конкуренция;

* олигополия.

Однако эта классификация не дает полного понимания. В теории конкуренции принято выделять виды, формы и методы конкуренции.

Виды конкуренции:

1. Чистая конкуренция возникает тогда, когда многочисленные продавцы и покупатели занимаются куплей-продажей однородного продукта. Различий в товаре не существует и из-за многочисленности продавцов и покупателей ни один из них, действуя независимо, не может воздействовать на цену. Пример: финансовый и сельскохозяйственный рынок развитых стран.

2. Совершенная конкуренция определяется как чистая конкуренция с двумя дополнительными условиями. Первое — абсолютная (совершенная) мобильность ресурсов внутри рынка и отсутствие барьеров на вход-выход с рынка. Второе — покупатели и продавцы обладают совершенными знаниями о рынке, т.е. вся информация абсолютно доступна. Реальных примеров совершенной конкуренции нет. В долгосрочной перспективе чистая и совершенная конкуренция совпадают.

3. Эффективная (реальная) конкуренция возникает, когда покупатели и продавцы оперируют независимо, даже если рынок не является чисто или совершенно конкурентным. Конкурентная система открыта и свободна, а ее участники сравнимы.

Формы конкуренции различают в зависимости от особенностей реализуемых на рынке товаров и услуг:

1. Функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что любая потребность может быть удовлетворена самыми разнообразными способами. Товары или фирмы, способные удовлетворить эту потребность, являются функциональными конкурентами. Например, потребность в передвижении может быть удовлетворена путем покупки транспортного средства или билета на нужный рейс железнодорожного-, авиатранспорта, заказа такси и т.д. Соответственно фирмы, предлагающие такие услуги, являются функциональными конкурентами.

2. Видовая конкуренция является следствием того, что имеются товары (услуги), предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся по каким-либо существенным параметрам. Например, выбрав покупку транспортного средства, можно приобрести автомобиль, велосипед, мотоцикл, самолет и т.д.

3. Предметная конкуренция обусловлена тем, что фирмы выпускают по сути идентичные товары, отличающиеся только качеством изготовления или имеющие незначительные различия. Например, выбрав покупку автомобиля марки «Форд», можно приобрести ту или иную модель. Эта форма конкуренции обусловливает дифференциацию продукции, которая получила широкое распространение на рынках высокоразвитых стран.

С точки зрения механизма и методов осуществления конкуренцию принято разделять:

1. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Может быть применена только в условиях рынка, эластичного по ценам. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. В современном мире в значительной части отраслей открытая ценовая конкуренция не действует, т.к. снижение цен у одного из производителей обычно вызывает аналогичные действия его конкурентов, что не приводит к изменению позиций фирм на рынке, а лишь уменьшает прибыльность отрасли в целом. Это ведет к снижению инвестиций в обновление основных фондов, усилению спада производства. Вместо ожидаемых побед наступает разорение. Ценовая конкуренция применяется, главным образом, мелкими фирмами и фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, т.к. сил и возможностей для неценовой конкуренции нет. Также используется для проникновения на рынки с новыми товарами и для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

2. В современных условиях конкуренция чаще является неценовой. Ключевыми факторами успеха в борьбе за потребителя становится не цена товара, а его качество, сервисное обслуживание, предоставление покупателю большего объема услуг, сопровождающих реализацию и эксплуатацию изделий. Существенная роль отводится репутации фирмы, ее престижности. В значительной степени успех зависит от создания товаров «рыночной новизны» и быстроты их появления на рынке. Это основной метод конкуренции.

3. Методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции, называют недобросовестной конкуренцией. Это дезинформация потребителей и хозяйственных партнеров о достоинствах товара или предприятия, которыми они не обладают; распространение ложных или неточных сведений, наносящих ущерб деловой репутации конкурентов; недобросовестное копирование (имитация) товара конкурента и его продажа по более низким ценам; демпинг (продажа товаров на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран). Недобросовестная конкуренция в большинстве стран запрещается положениями законодательств по защите прав потребителей, о рекламе, по контролю за монополиями, гражданским и уголовным кодексами.


 

Заключение

В ходе исследования было выявлено:

Конкуренция - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: