В настоящее время лингвисты выделяют несколько продуктивных способов образования неологизмов. В современной литературе по лексикологии и языковедению встречаются совершенно разные классификации способов словообразования, которые отличаются количеством включенных в них моделей. Несмотря на столь спорную ситуацию, большинство исследователей считают, что на сегодняшний день наиболее продуктивными являются такие способы словообразования, как аффиксация, словосложение, конверсия, реверсия, словослияние и сокращение.
Разные способы словообразования распределяются по двум общим моделям, принимая во внимание, какие действия производятся над основой нулевой степени деривации. Так, словосложение, аффиксация, удвоение представляют собой расширение исходной единицы; а конверсия, реверсия, словослияние и сокращение являются сужение исходной единицы или сокращение производящей основы. Модели первого типа называются линейными, а модели второго типа именуются нелинейными.
Сначала рассмотрим линейные модели словообразования применительно к анализируемым неологизмам. Одним из важных линейных способов пополнения лексического запаса английского языка и совершенствования его строя является словосложение. В современном английском языке словосложение представляет собой один из наиболее продуктивных способов словообразования. Подобно другим способам образования новых слов, словосложение обладает своими особенностями, которые имеют отношение к используемым структурным типам сложения основ и их сочетаемости, области применения данного словообразовательного способа, а также к обстоятельствам, способствующих его эффективности.
|
Данный линейный способ отражает языковое своеобразие, поскольку вместе с универсальными чертами язык имеет отличительные черты, которые свойственны лишь для конкретного языка. В частности, аналитический строй английского языка, широкое использование порядка слов как средства выражения лексико-грамматических отношений объясняют существование довольно большого количества сложных слов, которые образованы без соединительных элементов и флексий. Например, рассмотрим неологизм “сoolhunter” - a person, who investigates cutting-edge trends, fashions, and ideas and sells them as market research to companies, so they can incorporate them into their latest products. Данное слово образовано путём сложением двух основ “cool”+ “hunter”. Сложное слово состоит из двух или более полнозначных основ, которые могут употребляться в языке самостоятельно. Производное слово, которое образовано в результате словосложения, является одним целым, новым понятием, например, “ downlines” - in a multilevel marketing business, the people that a person recruits into the business: “down”+ “lines”.
Будучи одним из самых часто встречаемых способов словопроизводства, аффиксация представляет собой способ образования новых слов путём прибавления словообразовательных аффиксов к различным основам. Аффикс является частью слова, которая имеет грамматическое значение и которая вносит некоторое изменение в значение корня. Аффиксы подразделяются на словообразовательные, то есть образующие новые слова, и словоизменительные, то есть выражающие отношение слова к другим словам или к говорящему лицу. По месту положения относительно корня, словообразовательные аффиксы делятся на стоящие перед корнем – префиксы, после корня – суффиксы и внутри корня – инфиксы. Примером аффиксации как способа образования неологизмов в сфере рекламы может служить слово “ defictionalization ” - when a product or object from a movie, book, or other fictional source is made in the real world. Данное слово было образовано с помощью присоединения к основе “fictional” префикса -de и суффикса -ization: de + fictional + ization = defictionalization.
|
Что касается нелинейных моделей словообразования, то стоит рассмотреть такие способы образования, как словослияние, сокращение, конверсия. Словослияние или бленд представляет собой способ словообразования, который получил распространение в английском языке только в двадцатом веке. Эта модель словообразования является одной из наиболее молодых и популярных в языке.
Суть этого способа словообразования заключается в том, что в процессе образования неологизмов происходит объединение двух слов при усечении фрагментов одного из них или обоих. Получившееся образование включает в себя лексические значения обоих слов, из которых оно возникло. В большинстве случаев новая единица речи состоит из начальной части одного слова и конечной части другого. Процесс словослияния хорошо виден на примере неологизма advermation- an advertisement that provides detailed information about a product, который образован из фрагментов двух слов путем наложения их друг на друга: “advertisement” + “information”.
Сокращение представляет собой процесс уменьшения числа фонем и морфем у имеющихся в языке слов или словосочетаний без изменения их лексико-грамматического значения. В результате возникает в языке новая лексическая единица или вариант исходной единицы. В современной системе английского словообразования лексические сокращения представлены такими структурными типами, как усеченные слова (clippings) и буквенные или инициальные аббревиатуры ( alphabetical/initial abbreviatons or acronyms).
|
Аббревиатура - это существительное, которое состоит из усеченных слов, входящих в исходное словосочетание. Аббревиатуры образуются от начальных букв знаменательных слов словосочетания. Создание сокращённых неологизмов и аббревиатур показывает продуктивность этого способа словообразования в английском языке и экономное расходование языковых ресурсов носителями языка. Примерами данного структурного типа в сфере рекламы могут служить следующие аббревиатуры, как “ ASP” - Average Selling Price или “ PA” - Print Ads. Акронимы представляют собой сокращения, которые образованы из первых букв или частей слов, словосочетаний, и которые произносятся слитно. Примерами акронимов в сфере рекламы могут служить следующие новообразования: “ PPC” - pay per click, “ CPM” - cost per mille.
Вывод.
В развитых языках каждый год появляются десятки тысяч неологизмов. Большинство из них имеют недолгую жизнь, но некоторые закрепляются в языке надолго, входят не только в живую обиходную его ткань, но и становятся неотъемлемой частью словесности.
Cписок литературы
Котелова Н.3. Теоретические аспекты лексикографического описания неологизмов // Советская лексикография. М., 1988. – 46–63 c.
Козырев В.А., Черняк В Д. Русская лексикография. М., 2004– 69–83 с.
Сенько Е.В. Неологизация в современном русском языке: межуровневый аспект. – СПб.: Наука, 2007.
Тогоева С.И. Новое слово: подходы и проблемы // Психолингвистические проблемы функционирования слова в лексиконе человека: кол. монография / под общ. ред. А.А. Залевской. – Тверь, 1999. – 75–101 c.
Тогоева С.И. Психолингвистические проблемы неологии: монография. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. – 155 с.
Тогоева С.И. Пространство для «нового слова» // Слово и текст: психолингвистический подход: сб. науч. тр. / под общ. ред. А.А. Залевской. – Вып. 14. – Тверь, 2014. – 79–83 c.
Лыков А.Г. Современная русская лексикология: русское окказиональное слово: учеб. пособие для филолог. фак-тов ун-тов. – М.: Высшая школа, 1976. – 120 с.
Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка:учеб. пособие / И.В. Арнольд. – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 376 с.
Катлинская, Л.П. Активные процессы словопроизводства в современном русском языке [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. П. Катлинская. – М.: Высшая школа, 2009. – 173 с.
Попова Т.В., Рацибурская Л.В., Гугунава Д.В. Неология и неография современного русского языка: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 168 с.