Издержки монополистической конкуренции




Монополистическая конкуренция

Определение цены и объема производства

Рынок монополистической конкуренции состоит из большого количества фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Товары здесь не вполне взаимозаменяемы и отличаются друг от друга не только физическими характеристиками, качеством, оформлением, но и потребительским предпочтением.

Это не просто различия, например, в цвете автомобилей или тем более их марках. Даже один и тот же сорт баночного пива может, с точки зрения покупателя, быть дифференцированным: например, если покупатель привык покупать это пиво в магазинчике с очень симпатичной продавщицей. Такое же пиво в другом магазине его не интересует.

Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен.

Особенность маркетинга в этих условиях заключается в выявлении специфических потребностей разных сегментов рынка. Большую роль при этом играет неценовая конкуренция: реклама изделия, присвоение товарам марочных названий, совершенствование личной продукции.

В условиях монополистической конкуренции каждая фирма имеет свою кривую спроса, сумма которых составляет общий рыночный (отраслевой) спрос. Этот факт объясняется тем, что потребитель различает дифференцированные товары разных фирм.

При неэластичном спросе на свою продукцию фирма может и поднять цену для увеличения объема выручки. Конкуренты при этом не смогут более низкими ценами привлечь к себе ту категорию покупателей, которые привыкли, полюбили и твердо предпочитают данный продукт.

При эластичном спросе, то есть при наличии большого количества товаров-заменителей, фирме приходится устанавливать цену рядом с ценой конкурентов.

В краткосрочном периоде фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции, может быть как прибыльной (рис. 6.29а), так и убыточной (6.29 б).

 

Рис. 6.29.

 

В первом случае в отрасль начнут вступать другие фирмы, желая повторить успех прибыльной компании. Из-за этого спрос на товар данной фирмы снизится и, кроме того, кривая спроса займет более горизонтальное положение, т.к. число конкурентов возросло. В результате притока новых фирм экономическая прибыль будет сведена к нулю.

Во втором случае убыточная работа вынудить некоторые компании покидать отрасль. Это повысит спрос на товар данной фирмы, т.е. кривая спроса поднимется вверх и угол ее наклона станет круче. Из-за оттока фирм и в этом случае экономическая прибыль станет нулевой в долговременном периоде (рис. 6.30).

 

Рис. 6.30.

 

Издержки монополистической конкуренции

По сравнению с совершенной конкуренцией при монополистической конкуренции производится меньший объем продукции Qmc < Qc, а цена выше Рmc > Рc (рис. 14.31). Это означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная.

Легко заметить, что Рmc > min AC, тогда как в условиях совершенной конкуренции Р = AC. Это означает, что при монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей.

 

Рис. 6.31.

 

 

Эти избыточные мощности и являются платой за дифференциацию продукта. Однако этот недостаток монополистической конкуренции перекрывается таким важным ее преимуществом, как способность производить разнообразнейшие товары и услуги, удовлетворяя потребности покупателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: