Пути экономии топливо–смазочных материалов




Для экономии топливно–смазочных материалов (ТСМ) наиболее широко внедряют энергосберегающие системы управления рабочими процессами на базе микропроцессоров, бортовые информационные и встроенные диагностические устройства.

Практическую значимость для экономии топлива имеет дополнительная установка на каждый специальный автомобиль топливомеров, счетчиков расхода топлива и других приборов, обеспечивающих контроль за потреблением топлива и в процессе эксплуатации машин и в том числе с дистанционной регистрацией замеряемых параметров независимо от участия оператора машины. Дополнительная экономия топлива осуществляется также путем использования автоматических устройств, обеспечивающих снижение подачи топлива при снижении нагрузки на приводящий двигатель с помощью перевода его работы в режим холостого хода с минимальной подачей топлива.

Общими для всех типов специальных автомобилей мероприятиями по экономии ТСМ являются организационные и в том числе применение прогрессивных систем оперативного учета использования техники, а также совершенствование диспетчерской службы. Оперативное получение всей необходимой информации по каждой машине с целью выработки и принятия квалифицированных решений позволяет повысить эффективность использования машин за счет повышения выработки и снижения эксплуатационных затрат, включающих затраты ТСМ.

Для совершенствования оперативного руководства работой рекомендуется применение средств коротковолновой радиосвязи, обеспечивающей перебазировку машины с объекта на объект с минимальными холостыми пробегами.

Снижение излишних пробегов и дополнительных остановок специальных автомобилей обеспечивается совершенствованием режимов и условий их работы. Например, технологией уборки городов рекомендуется выполнение поливочно–моечных работ в ночное время, когда интенсивность движения транспортных средств на улицах минимальна. Для снижения расхода топлива при эксплуатации специальных автомобилей в зимнее время при низких отрицательных температурах окружающего воздуха оборудуют места стоянок с различными средствами подогрева двигателей или используют эти средства непосредственно на самих машинах.

При использовании автономных подогревателей для разогрева двигателей наиболее перспективными являются бортовые жидкостные подогреватели с электронным управлением и таймером типа 14.8106. Эти подогреватели обеспечивают цикличность режима поддержания теплового состояния двигателей во время стоянок и подготовку холодного двигателя к работе в заранее заданное время.

Опыт эксплуатации гидрофицированной техники в зимних условиях показывает, что с целью повышения их топливной экономичности и надежности необходим предпусковой подогрев не только приводящего двигателя и его подсистем, но и элементов гидропривода, включая рабочую жидкость в гидробаке.

Для гидрофицированных специальных автомобилей экономия ТСМ включает дополнительно необходимость разработки рекомендаций по экономии рабочих жидкостей гидросистем. Повышение топливной экономичности машин вследствие совершенствования системы технической эксплуатации предполагает применение современных методов технической и в том числе безразборной диагностики двигателя и других подсистем машин.

Для технического обслуживания машин с гидроприводом разработаны и используются гидротестеры, передвижные мастерские «Гидросервис», а также передвижные и стационарные средства для удаления загрязнений из рабочей жидкости и промывки гидробаков. Однако эффективность применения этих технических средств зависит от комплексности, рекомендуемой области их использования, приспособленности машин к операциям по технической эксплуатации. Эффективным средством экономии рабочих жидкостей гидрофицированных машин является оборудование гидравлических систем этих машин аварийными устройствами, обеспечивающими ликвидацию внешних утечек рабочей жидкости при разрыве гидролиний и разгерметизации гидросистемы. Потери масла в этом случае сокращаются в 2…3 раза.

Важным фактором экономии рабочей жидкости является диагностирование ее состояния, которое проводят в условиях эксплуатации качественными и количественными методами. Резервом в снижении расхода рабочих жидкостей и масел является также совершенствование технологии сбора отработанных масел и последующей их регенерации.

Виды потерь ТСМ и способы их устранения. Потери ТСМ подразделяются по видам, месту появления и периодичности возникновения. По видам потери ТСМ могут быть количественными (уменьшение массы), качественными (ухудшение физико–химических и эксплуатационных свойств) и смешанными (количественные и качественные). Количественные потери ТСМ определяются подтеканиями, наличием остатков в емкостях и трубопроводах после слива, потерями при удалении отстоев и осадков, перерасходом при нарушениях технического состояния и режимов работы машин (использование не по назначению, неверный подбор ТСМ). Качественные потери ТСМ происходят в результате изменения их физико–химических свойств при смешении разных сортов, обводнении, загрязнении, окислении.

Основные направления экономии ТСМ заключаются в совершенствовании системы материально–технического обеспечения и эксплуатации машин, а также в использовании социально–экономических факторов (материальное поощрение рабочих, повышение их квалификации и т.п.).

Совершенствование системы МТО предусматривает рациональную организацию нефтехозяйства предприятия (например, сбор и очистку отработанных материалов, контроль качества ТСМ, применение совершенных технологических процессов транспортировки, хранения, выдачи); правильные планирование потребности, нормирование и учет расхода ТСМ.

Естественная убыль ТСМ определяется физико–химическими свойствами нефтепродуктов, воздействием метеорологических факторов и несовершенством технологического оборудования, применяемого при их приеме, хранении и отпуске.

Обычно на складах потери ТСМ от испарения доходят до 75% от общих потерь. Испарения делятся на так называемые «малые дыхания», обусловленные суточными колебаниями атмосферы, и «большие дыхания», обусловленные вытеснением паровоздушной смеси из резервуаров при заливке топлива. Наибольшие потери от испарений характерны для бензина (с момента изготовления до момента заправки баков машины достигают 1,5...2%), меньшие – для дизельного топлива.

Основными мерами снижения потерь от испарения являются: хранение топлива в заглубленных резервуарах; окрашивание наземных резервуаров в светлые тона; улучшение герметичности соединений; создание небольшого избыточного давления; установка дополнительных емкостей, улавливающих пары топлива (газовой обвязки).

Имеют место потери ТСМ из–за остатка их в таре, несовершенства смазочно–заправочного оборудования, а также вследствие порчи их в процессе хранения, особенно в открытой таре из–за окисления, обводнения и загрязнения. Механизированная заправка машин топливом снижает потери до 0,1...0,12%.

Использование одноразовой тары исключает загрязнение смазки и сводит потери к минимуму. Анализ показывает, что на стенках крупной тары остается неиспользованной не менее 2...3% общей массы смазки, столько же теряется при перекладке ее в меньшую тару.

Снижение расхода ТСМ, связанное с совершенствованием эксплуатации, включает в себя своевременные и качественные ТО и ремонт машин; соответствие машин условиям работ и перевозок; рациональные режимы работы, снижение длительности холостого хода и др.

Значительный перерасход топлива часто связан с неудовлетворительным техническим состоянием машин и их использованием не по назначению. На расход топлива оказывают влияние неисправности в системах питания и зажигания (в карбюраторных двигателях – неправильный угол опережения зажигания, плохое состояние контактов прерывателя, свечей, наличие нагара и другие; в дизельных – неравномерность подачи топлива, неправильный угол подачи топлива, плохое состояние форсунок). Например, перерасход топлива при одной неработающей свече зажигания восьмицилиндрового двигателя составляет 15...18%; при одной неисправной форсунке дизеля – 20...30%; при установке угла опережения зажигания на 50'по углу поворота коленчатого вала позднее наивыгоднейшего – 6...8%; при снижении компрессии на 20...25% (из–за износа цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма) – 10...12%. Неточность регулировки клапанов повышает расход топлива на 5...8% и масла на 15...20%.

На расход топлива оказывают влияние также нарушение температурного режима двигателя (из–за неверных действий оператора машины или неисправности системы охлаждения) и состояние других агрегатов и систем машины (тормозов, трансмиссии и т.д.). Например, неправильная регулировка тормозов и ступиц колес повышает расход топлива, масел и смазок на 10...20%. При понижении давления в шинах на 0,05...0,1 МПа перерасход топлива и масла составляет 4...10%.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: