Интеллектуально – познавательные дела.




Под интеллектуально-познавательными делами мы будем понимать дела, связанные с развитием познавательных интересов ребенка, участвуя в которых ребята смогут проявить, расширить и пополнить свои знания и эрудицию.

O Аукцион знаний.

Материалы: предметы (лоты) для аукциона («продажи»), платок или пакет.

Аукцион можно проводить в различных вариантах. Играть можно индивидуально или командами.

На столике располагают несколько интересных небольших вещей (лотов) накрытых платком. Участники аукциона задают вопросы об этой вещи (такие, чтобы ответы были “да”, “нет ”). Игроки стараются назвать как можно больше особенностей предмета. Когда игроки угадывают вещь, тогда она достается из-под платка. Игрок, назвавший наибольшее число особенностей, получает вещь в подарок.

O Летний аукцион (вариант).

Каждая группа представляет на аукционе один из лотов: солнце, море, цветы, ветер, небо и т.д.

Свой лот команде нужно представить, прорекламировать и предложить покупателям. «Купить» лот можно, «заплатив», за него песней, в которой упоминается солнце (море, цветок, ветер, небо и т. д.). Та команда, которая последней исполнит песню, получает лот. Выигрывают те, кто сумеет приобрести большее количество лотов на летнем аукционе.

O Капелька чуда.

В игре участвуют 2 команды. В игре побеждает та команда, которая даст ответ на заданный вопрос последней. Ответы называются по очереди.

1 конкурс. Моря и океаны. Команды называют названия морей и океанов нашей планеты (Черное, Баренцево и т.д.).

2 конкурс. Пословицы и поговорки о воде («Без труда не вынешь и рыбку из пруда»…).

3 конкурс. Музыкальный. Команды исполняют по одному куплету или строчке из песен, где упоминается вода («Катит море Черное волны изумрудные…» и т.д.).

O Интеллектуальный футбол.

Отряд объединяется в две команды - все как в настоящем футболе. Есть и защитники, и нападающие, и вратари. Каждая команда должна придумать для другой по 5 - 7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т.д.

Команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом - передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден - засчитывается гол. Определите, кто будет вести подсчет очков за правильные ответы. Можно сделать табло, на котором наглядно будет показан счет игры. Наградите победителей дипломами.

O Брейн-ринг (вариант телевизионной версии). Можно проводить тематические («Все о кошках», о цветах …) или на общие знания. Играть можно командами (по 6 человек) и индивидуально. Самый простой способ организации игры - задавать вопросы подряд. Кто первый поднял руку (флажок), тот и отвечает.

Заранее готовятся вопросы, грамоты для награждения.

 

v КАК ОБЪЕДИНИТЬ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ?

Объединяют детей в творческие группы для того, чтобы ребята быстрее познакомились друг с другом, смогли проявить себя, не «кучковались» по принципу: «Я с ним приехал».

Постоянное создание новых групп – самый быстрый путь формирования доброжелательных отношений в отряде и возможность каждому ребенку проявить свои способности.

Форм таких объединений можно придумать много. Мы предлагаем несколько самых распространенных:

ü по временам года (кто когда родился: весна, лето, осень, зима – формируются 4 команды);

ü по цвету глаз (у кого из ребят глаза синие – в одну команду, кареглазые – в другую и т.д.);

ü по цветам жетонов/карточек (кто какого цвета карточку выбрал: синие

– в одну команду, желтый, красный, зеленый и т.д.);

ü по геометрическим фигурам (круг, квадрат, треугольник);

ü по элементам одежды (кто во что одет: кроссовки, часы);

ü при помощи детских считалок («На златом крыльце сидели…»);

ü соберите пазл (разрезанная открытка);

ü на 1 – 4 рассчитайсь!

ü игра «Атомы и молекулы» (последним называется нужное число игроков в командах);

ü лидеры (дети, вышедшие первыми) набирают команды: Садко набирает дружину; царь с царицей - подданных в свое царство; капитан Врунгель – команду; капитан набирает экспедицию в затерянный мир, джунгли, на северный полюс, на поиски кого-либо или чего-либо (приключений, новых земель, необитаемых островов, сокровищ; директор набирает актеров в театр (для съемок фильма).

v КТО ТАКОЙ ДЕЖКОМ?

Он же – «ласточка», «правая рука педагога» и еще множество вариантов названия в зависимости от вашей и детской фантазии.

В «Артеке» практикуют систему дежурных командиров. Благодаря этой системе почти каждый ребенок в отряде в течение смены хотя бы один раз попробует себя в роли организатора.

Чтобы система сработала, установите в отряде такие правила:

1. Дежком – командир отряда на один день. Поэтому слово

дежкома – закон (в крайнем случае, если дежком явно несправедлив, педагог может вмешаться).

2. Оценивая работу дежкома, помни – ему было труднее всех. Поэтому о минусах говорим после плюсов.

3. Дежкомом может стать любой желающий. Нет достойных и недостойных. Дайте человеку попробовать себя. (Не затягивайте выбор нового дежкома, не стоит голосовать, это может кого-то обидеть. Спросите: «Кто хочет завтра быть дежкомом?». Кто первый вызовется, тот и будет дежурить)

Обязанности дежкома:

1. Утром дежком организовывает отряд на зарядку.

2. В течение дня дежком следит за выполнением плана на день, отвечает за то, чтобы отряд все успевал вовремя. Дежком – часы отряда.

3. Вечером дежком проводит «огонек», помогает педагогу-организатору укладывать отряд.

Девиз дежкома: «Вежливость и настойчивость». Дежком не имеет права на срыв и несобранность. Он должен быть сдержан и доброжелателен. И весь отряд должен поддержать его. Нового дежкома выбирают на вечернем огоньке, но дежурить он начинает утром, чтобы у него было время подготовиться, настроиться. Дежком может стать отличной поддержкой вожатому. И если вы сумели добиться доброжелательных отношений в вашем отряде, то от желающих быть дежурными командирами не будет отбоя.

v ЕСТЬ ЛИ В ОТРЯДЕ ЛИДЕРЫ?

Везде, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. Лидеры могут стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений педагогов с отрядом. Для выявления лидеров в оргпериод проведите игры, цель которых – определение потенциальных лидеров в отряде. Вожатый! С первых же минут работы запомни жизненно важное правило: «Никогда не делай то, что дети могут или хотят сделать сами! Ищи себе помощников».

В играх лидеры стараются руководить общим процессом. Вожатый только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами.

Например:

Предложите ребятам:

Ø построиться по определенному признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т. д.);

Ø молча, не договариваясь, встать определённому количеству человек - лидеры буду всегда вставать первыми;

Ø построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;

Ø хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно предложить ребятам, не договариваясь, хором сказать одно какое-нибудь слово).

O Игра «Геометрическая фигура ». Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп; длина веревки зависит от количества участников). Все ребята становятся в круг, держась за кольцо веревки обеими руками. Вожатый предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не выпуская из рук веревку. Игроки имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают искать путь решения, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эти «кто-то» и есть лидеры.

O Игра «Карабас». Для проведения игры все дети рассаживаются в круг, вместе с ними садится вожатый, который рассказывает правила игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этой игре необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре6ят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.

O Игра «Начали!». Отряд делится на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый объясняет условия: «Команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Вожатый: Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Вожатый: А сейчас второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!»

Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Вожатый: Условия для третьего задания. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!».

Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Вожатый: Условия четвертого задания. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только один трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный.

Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем отряде. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки полную картину лидерства в коллективе.

O Игра «Большая семейная фотография». Вожатый предлагает, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Более никаких установок для ребят не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где сидеть или стоять. А вожатый внимательно наблюдает за этой занимательной картиной.

Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью/пассивностью в выборе месторасположения.

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

v КАК ПРОВЕСТИ ОРГСБОР ОТРЯДА?

Ребятам любого возраста очень нравится, если их отряд отличается от других. Какие-то отличительные знаки, атрибуты, свои кричалки, свой собственный, ни на кого не похожий способ шагать – все это ребята придумывают с удовольствием, нужно только помочь им в этих начинаниях.

Хорошо бы в первый же день придумать интересное название отряда. Исходите из известной строчки «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Имя у отряда должно быть красивым, говорящим само за себя.

Примерная схема отрядного сбора:

ü Беседа вожатых о традициях Вашего лагеря.

ü Рассказ о режимных моментах.

ü Очень важно определиться вместе с ребятами, по каким законам (правилам) будет жить ваш отряд. Для этого можно провести игру «Необитаемый остров» («Путешествие на Луну», «Кораблекрушение»).

ü Игра «Необитаемый остров».

Вожатый: Все мы благополучно долетели к острову и приземлились. Разглядев околицы, мы выяснили, что попали на безлюдный остров. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть опасности: ядовитые растения, холодная зима, хищники. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку – почти нереально. В ближайшее время вы не сможете вернуться к нормальной жизни

в привычных условиях. Ваше задание – создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. И, прежде всего, вам предлагается определиться, чем на острове будет заниматься ваша команда, как она будет называться и, важнейшее, какими законами, ценностями, правилами будет руководствоваться. На выполнение задания у вас 20-30 минут. По окончании времени вам предлагается представить свою команду и ваши правила жизни на острове в творческой форме.

Работа в группах 20-30 минут. После презентации команд вожатый организует обсуждение, ребята могут задавать друг другу вопросы и высказывать свое мнение.

После игры вожатый предлагает взять с собой в артековскую жизнь те нормы, ценности и правила, какие ребята считают необходимыми для совместной жизнедеятельности. Завершающим этапом игры является формирование общего перечня правил жизни в отряде – «кодекс жизни» отряда, который ребята оформляют на листе ватмана в виде Приказа, Сборника законов, Устава, и тому подобное.

Детский кодекс законов (примерный)

1. Закон территории. Самостоятельно, самовольно покинуть территорию лагеря, отряда – значит вызвать волнение у педагогов, которые несут за тебя ответственность.

2. Закон точного времени (0-0). Цени свое и чужое время. Не опаздывай!

3. Закон вежливости. Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

4. Закон улыбки. Будь доброжелателен ко всем, чаще улыбайся. Хорошее настроение – залог здоровья и успеха.

5. Закон равенства. В отряде все равны и имеют равные права и обязанности. Нет хороших и плохих, добрых и злых людей. Каждый человек такой, какой есть, и имеет право на уважение также как и ты. «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

6. Закон вредных привычек. Нет курению!

7. Закон моря. Самостоятельное посещение моря, опасные игры и занятия в воде опасны для жизни и здоровья.

8. Закон свободы. Мы свободны принимать активное участие в делах, в органах детского самоуправления, выборе занятий, круга общения…во всем что не противоречит Законам и правилам внутреннего распорядка лагеря.

9. Закон любви и добра. Каждое живое существо, особенно человек, нуждается в любви и хорошем отношении.

10. Закон ответственности. Мы всегда в ответе за свои поступки. Помни, что взрослые несут ответственность за твои жизнь, здоровье и поступки.

11. Закон прощения. Умей прощать других и будешь прощен сам.

v КАК ПОДВЕСТИ С ДЕТЬМИ ИТОГИ ДНЯ?

Подведение итогов дня (вечерний сбор отряда, огонек, свеча, душевный разговор) – это особая форма общения подростков друг с другом и со взрослыми, где оценка товарищей, взаимоотношения с ними определяют эмоциональное самочувствие подростка, влияют на его настроение и на отношение к самому себе, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ.

Подведение итогов происходит на вечерних разговорах-огоньках с целью развития рефлексивного самосознания детей в период адаптации и нахождения в лагере. У ребят формируется умение сотрудничать.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА — помочь ребёнку осмыслить свои действия и поступки, обучить навыкам коллективного анализа, научить искусству «разговора».

Помочь ребенку высказаться можно при помощи вопросов:

- Что вы возьмете с собой из сегодняшнего дня?

- Как вы себя чувствовали сегодня?

- Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы изменили?

- Кто сегодня был для вас другом?

- Самое важное слово сегодняшнего дня для меня - …

Подведение итогов дня может различаться по форме организации. Так можно предложить:

O Разговор «Письмо домой», «Письмо другу». Начать можно с рассказа о знаменитой картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а затем предложить ребятам написать письмо домой или другу. Вожатый начинает: «Сегодня 21 июня». Следующий, стоящий по кругу: «У нас в 5 отряде…» и т.д. до последнего человека. Каждый высказывает свои мысли, как бы продолжая общее письмо. При такой форме подведения итогов дня педагог имеет возможность определить ценностные ориентиры ребят, выяснить, что для них является важным в прожитом дне.

O Рассказ-эстафета. Разговор происходитпри условии передачи предмета (игрушка, свеча, шишка и т.д.) по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: все говорят, а чего бы и мне не сказать. Говорит весь отряд. Этот способ помогает каждому задуматься над проблемами прожитого дня, но принцип добровольности сохраняется.

O Рассказ-эстафета (вариант). Первым начинает рассказ вожатый: «Что было бы, если бы вы из сегодняшнего дня перенеслись в день завтрашний?» или задайте любой другой вопрос, интересующий вас. Каждый ребенок говорит одно предложение в ответ на заданный вопрос. Такая форма позволяет переосмыслить события прожитого дня с критической точки зрения.

O Игровая методика настроения «Цветопись». Цветопись – это материал к размышлению, осмыслению педагогом настроения отряда на данный момент.

В отрядном уголке или в другом месте поместите табло (придумайте красивое название), в котором ваши ребята будут отражать свое настроении при помощи цветовой гаммы (ее можно рисовать фломастерами или наклеивать полоски из цветной бумаги, заранее приготовленной вами).

Для детей младшего возраста интереснее будет обыграть цветные солнечные зайчики. Детям всегда нравиться работать с яркой визуальной информацией.

Для реализации методики можно использовать цветовую гамму радуги. Нарисованную отрядную радугу разбить по секторам, равным количеству детей в отряде. Приготовить рисунки веселых зайчиков (смайликов). Например, выражающих усталость, восторг, тревогу, одиночество, злость, радость, веселье и т.д. Давайте мы вместе сделаем так, чтобы ваши зайчики всегда улыбались.

Зайчики, до того как попасть на радугу, могут находиться на общей лужайке, солнышке и т.д.

O Камешки. Данную форму можно использовать в том случае, когда у вас мало времени на анализ прожитого дня и у вас есть возможность спуститься к морю, где сама обстановка не располагает много говорить. Предложите ребятам собрать белые и черные камни (это можно сделать на пляже или на прогулке), которые могут быть символом хорошо и плохого прожитого дня. Из этих камешков можно выложить какую-либо фигуру или просто выложить в одну линию. И для вас и для ребят это яркая и наглядная оценка прожитого дня.

O Узелок на память. Вожатый предлагает ребятам вспомнить, что в прошлые времена люди, чтобы не забыть о каких-то важных делах, завязывали себе узелки на память. Предлагаемая форма поможет ребятам запомнить самые приятные, на их взгляд, моменты смены, а педагогу проанализировать эмоциональный фон ребенка. У каждого ребенка своя цветная ниточка (шнурок). В конце подведения итогов дня каждый завязывает узелок, если у него:

ü просто хорошее настроение;

ü ему улыбнулась удача, в чем-то повезло;

ü он в чем-то преуспел;

ü одержал победу;

ü а может, просто завел новое знакомство.

Данную форму можно использовать как на протяжении всей смены, так и на одном из ее этапов.

O Свободный микрофон. На подведении итогов высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам), таким образом, происходит быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, укрепление его роли в отряде, как личности; имеется возможность диалога.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: