Права нерожденного ребенка




Права ребенка в исламе

Ирис Сафуат,

член Международного Исламского сообщества женщины и ребенка

при Международном Исламском Совете по Дауа и утешению (Египет)

Вступление

Сегодня, в начале 21 века, когда на землю пришел шестимиллиардный житель, многие дети по-прежнему лишены своих законных прав на здоровое развитие. Тысячи детей умирают от недоедания, болезней, наркотиков и загрязнения окружающей среды. Кроме этого, тысячи не рожденных детей никогда не увидят свет.

Так как миллионы детей являются заложниками неудачного стечения обстоятельств, многие из них страдают от войн, междоусобиц и стихийных бедствий.

Ко всему этому добавим то, что часто люди пренебрегают правами детей на равенство и образование.

Так как ребенок особенно беззащитен перед дискриминацией, жестоким обращением и эксплуатацией, права детей должны гарантироваться национальным и международным правом.

По сей день в некоторых странах доминирует мнение, что дети являются собственностью своих родителей. Так, в Римском праве, дети, как члены семьи, были полностью во власти отца, который имел право из-за некоторых проступков их даже убить.

В древней Аравии до Ислама родители избавлялись от нежелательных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем.

Поскольку научный прогресс позволил людям узнать пол ребенка еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола.

Учитывая то, что во многих странах до сих пор не существует законодательной базы, защищающей права детей с целью "обеспечения каждому ребенку надежного будущего", в 1990 году Совет ООН по Защите Детей издал соответствующую Декларацию, в которой рассмотрены вопросы о защите, выживании и развитии маленьких граждан нашей планеты. В 1999 году был принят План Действий по дополнению существующей Декларации. Параллельно с этим, Всемирный Совет по Правам Ребенка в 1989 году издал конвенцию по правам ребенка. К концу 1999 года конвенция была ратифицирована всеми нациями-представителями ООН кроме Сомали и Соединенных Штатов Америки.

Несмотря на все прилагаемые усилия со стороны государственных и негосударственных организаций достичь основные цели, поставленные в Конвенции, ежегодный отчет "Развитие наций" за 1999 год показал наличие большого количества нерешенных проблем, а именно: повышенную смертность детей в возрасте до пяти лет, недоедание, нехватку младшего школьного образования, опасность военных конфликтов, возможность заразиться инфекцией СПИД. Более того, дети подвергаются риску эксплуатации детского труда, наркотической зависимости и сексуального насилия.

Не возникает никаких сомнений, что благополучие детей является залогом безоблачного будущего человечества.

Так как Ислам является универсальной и целостной системой для всех сфер человеческой деятельности, он закладывает фундамент для правовой и социальной структур, гарантирующих права ребенка и его правильное воспитание.

Дети — богатство каждой нации и продолжатели рода человеческого. В то же время, они — подарок Господа, Который вверяет его родителям, родственникам и обществу.

Следовательно, нужды ребенка являются основной заботой Исламского права и этики.

Права нерожденного ребенка

Права ребенка начинают действовать до его рождения.

Как значится в Каирской Декларации прав человека в Исламе, принятой в 1990 году:

статья 2а: "Жизнь — это дар, дающийся Богом, а право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу".

2с: "Сохранение человеческой жизни на срок, назначенный Богом — обязанность, предписанная Шариатом.

Исследования современной науки показали, что жизнь уже пульсирует в только начинающем развиваться зародыше и, следовательно, "аборт означает уничтожение зачатого живого человеческого существа; намеренный аборт без законных причин считается убийством".

Аборт не только не может быть использован средством планирования семьи, но и разрешается только в тех случаях, когда продолжение беременности угрожает жизни и здоровью матери, так как в Исламе жизнь матери важнее, чем жизнь плода. (Федерация, пункт 4).

Беременность не должна скрываться женщиной даже в том случае, если она развелась с мужем после зачатия ребенка. Священный Коран гласит:

"И жены, получившие развод,
Пусть выждут время трех регулов,
И им запрещено сокрыть,
Что Богом создано в их чреве,
Коль в Господа и Судный день уверили они.
Для их мужей достойнее всего
При этом их принять обратно,
Коль они склонны к примиренью.
И здесь для женщин справедливы те права,
Что и права над ними у мужчин, —
Но у мужей сих прав — на степень больше.
Всесилен Бог и мудрости исполнен".

(Сура "Корова", 2:228)

В течение беременности, как и на протяжении всего брака, жена должна обеспечиваться мужем, даже если он с ней развелся во время ее беременности. В этом случае, предписанный период выжидания после развода должен быть продлен от трех месяцев до момента рождения ребенка, и в это время муж не имеет права выгонять бывшую жену из своего дома.

Хорошее питание и надлежащий медицинский уход за беременной являются необходимыми для нормального развития будущего ребенка, и должны обеспечиваться в любой мусульманской общине и государстве.

Принятие необходимых мер по уходу за здоровьем женщины и обеспечение безопасного материнства — обязанность каждого общества. Этот аспект включает в себя предоставление оплачиваемого декретного отпуска для работающих матерей.

Более того, в Исламе нерожденный ребенок не только подлежит защите и имеет право на медицинский уход, но также имеет свою долю в наследстве. В случае если отец умирает, вопрос о его имуществе рассматривается только после рождения ребенка.

Гармоничная, стабильная семейная обстановка, обеспечивающая благоприятную психологическую атмосферу, позволяет беременной жене сконцентрироваться на своей будущей роли матери.

Права младенца

Нет никакого сомнения в том, что самой благоприятной и естественной средой для воспитания детей является традиционная семья, скрепленная кровными узами и материальными отношениями. Создать семью и стать матерью или отцом — природная потребность, присущая большинству человеческих существ.

Преамбула Конвенции Прав Ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году гласит, что страны-члены этой конвенции "…убеждены в том, что семья, как первоначальная ячейка общества, а также естественная среда для роста и благополучия всех членов общества, в особенности для детей, для продуктивного функционирования внутри этого общества должна быть обеспечена необходимой защитой и поддержкой …". Признавая то, что для полноценного и гармоничного развития ребенка необходима семейная среда, атмосфера счастья, любви и понимания, и также принимая во внимание физическую и моральную незрелость ребенка, Декларация гласит о том, что ребенку, как до, так и после рождения, необходимы определенные гарантии и защита со стороны законодательства.

Статья 7 Каирской Декларации Прав Человека в Исламе гласит:

а). "С момента появления на свет, каждый ребенок имеет право на необходимый уход, образование, а также материальную, гигиеническую и моральную поддержку, которое должно обеспечиваться родителями, обществом и государством. Как ребенку, так и матери необходим специальный уход и поддержка со стороны законодательства". (Селим, стр.237).

Новорожденные беспомощны и беззащитны, они не способны оградить себя от посягательств на жизнь и здоровье. Именно по этой причине, с самых истоков Ислама, право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей, независимо от их пола, расы или происхождения. Священный Коран строго запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии ("Ночной перенос", 17:31):

"Из страха обеднеть своих детей не убивайте —
Мы пропитаем их и вас, —
Ведь убивать их — грех великий".

В соответствии с Хадисом, традицией со времен Пророка Мухаммеда (мир ему), донесенной до нас Бухари и Муслимом, самым большим грехом после придания Богу сотоварищей является убийство детей из страха, что они разделят вашу пищу (Аль-Карадави, стр. 229).

Этот нечеловеческий обычай детоубийства в основном применялся к девочкам, чье появление на свет означало позор и бремя для их отцов, как мы узнаем из Корана: ("Пчела", 16:58-59)

"Когда ж кого-нибудь из них
Обрадуют о дочери благою вестью,
Мрачнеет лик его,
И он становится уныл и удручен.
И начинает сторониться от людей
От горечи той самой вести,
Которой был обрадован (обложно для него):
Оставить ли ее на посрамление себе
Или (надежно) схоронить в песке?
Как зло (и нечестиво) они мыслят!"

В наши дни, в некоторых странах предпочтение сыновьям отображается на определении пола до рождения; если плод женского пола, некоторые предпочитают сделать аборт.

Еще одним правом новорожденного ребенка является законное происхождение. Стоит упомянуть, что в Исламе внебрачные отношения строго запрещаются, следовательно, обеспечивается сохранность родословной. В соответствии с Шариатом, законное происхождение определяется не по рождению, а по зачатию во время супружества. Законный ребенок должен быть рожден не менее чем через шесть месяцев после свадьбы, и не позднее, чем через один лунный год после прекращения брака (Брейер, стр. 65).

Более того, супруг не имеет права отрицать отцовство ребенка до тех пор, пока он официально расписан с его матерью. Для того чтобы исключить беременность и сохранить происхождение, разведенная женщина не имеет права вновь вступать в брак до завершения так называемого периода выжидания (идда), состоящего из трех месячных циклов, в то время как вдове необходимо воздержаться от брака четыре месяца.

С другой стороны, ребенку запрещено притязать на какое-либо происхождение, кроме своего настоящего, и требовать установления отцовства кого-либо, кроме своего настоящего отца ". (аль-Карадави, стр.228).

Как гласит Хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом:

"Если кто-то претендует на отцовство человека, зная, что это не его отец, врата Рая будут закрыты для него". Что же касается недавно разработанного научного метода искусственного оплодотворения, оно запрещено только в том случае, "если донор семени не является мужем женщины". (аль-Карадави, стр.227)

Предыдущий Великий Шейх аль-Азар, Махмуд Шалтут, относит искусственное оплодотворение семенем чужого мужчины к той же категории, что и прелюбодеяние.

Искусственное оплодотворение жены семенем мужа является законным способом продолжения рода.

Ребенок мусульманина становится мусульманином с рождения и имеет право быть воспитанным в той же религии. К тому же, новорожденный мусульманин имеет право на получение хорошего имени, в частности, мусульманского.

Вскоре после рождения младенца, один из родителей должен шепнуть слова молитвы в уши ребенка. На седьмой день после рождения необходимо принести в жертву овцу или козу, мясо которой надо разделить среди родственников и бедных.

Еще одной традицией Ислама является обрезание мальчиков, не упомянутое в Коране, но широко практикуемое мусульманами. Оно проводится на седьмой день после рождения или позднее.

Кормление грудью — еще одно право новорожденного ребенка, которое является необходимым условием охраны жизни и здоровья младенца, а также, наравне с питательными веществами обеспечивает ему защиту от инфекции.

Как мы читаем в Священном Коране ("Корова", 2:233):

"Кормящей матери выкармливать ребенка надлежит
Два полных года,
Если отец желает норму завершить;
Ему же надлежит нести расход
На добростойное питание и вещи.
И ни одна душа не понесет тот груз,
Что больше, чем она поднимет, —
Так пусть же материнская душа
За детище свое обид не терпит,
А равно и отец ребенка,
А равно и наследник их.
И если оба пожелают
С согласия меж ними и совета
Ребенка от груди отнять,
На них греха не будет.
Как равно и на вас не ляжет грех,
Коль вы ребенка своего
Поручите вскормить другой,
Благопристойно уплатив по договору.
Страшитесь гнева Господа и знайте —
Он видит все, что вы вершите".

Кормление грудью является настолько важным, что даже после развода отец ребенка должен поддерживать кормящую мать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: