Права, закрепленные за ребенком




Ислам защищает основные интересы ребенка, оберегая семью, как естественную среду, обеспечивающую ему любовь, внимание и безопасность. Родителям не позволяется пренебрегать физическими и моральными потребностями ребенка. Оба родителя несут ответственность за наилучшее воспитание ребенка, являясь для него образцом хорошего поведения.

Дети имеют право на равные отношения со стороны родителей. Чтобы избежать ревности, не один ребенок не должен получать от родителей больше преимуществ и внимания, чем его сестры и братья, ибо следуя высказываниям Пророка (мир ему): "Бойтесь Аллаха и воспитывайте своих детей в равенстве и справедливости!"

Единственным исключением является повышенное внимание к умственно отсталому ребенку, в соответствии с Ахмадом Б. Ханбалом (аль-Карадави, стр. 231).

Естественно, в Исламском обществе дети-инвалиды имеют право на особенный уход и внимание, также как на образовательную и общественную интеграцию.

Права девочек: в Исламе девочки и мальчики имеют равные права на внимание и заботу со стороны родителей. Они должны получать соответствующее питание, одежду, уход за здоровьем и образование. Во многих странах мира, где девочки "ценятся" меньше, чем мальчики (как это было в древней Аравии), этими правами часто пренебрегают.

Пророк Мухаммед (мир ему) лично был известен своей любовью и заботой о своих четырех дочерях.

В соответствии с известным Хадисом: "Стремление получить знания обязательно для каждого мусульманина" (передан Анасом Б. Маликом), обучение девочек играет особую роль в Исламе. Как говорил Пророк Мухаммед (МЕИБ): "Если у тебя три дочери или три сестры, или две дочери, или две сестры, и ты с любовью относишься к ним и даешь им хорошее образование, ты попадешь в Рай". (передан аль-Тирмиди).

Болезненные процедуры, глубоко укоренившиеся в традициях некоторых народов, и касающиеся девочек, такие, как женская генитальная мутиляция (ФГМ), то есть обрезание девочек, не относятся к Исламу. Эта древне африканская традиция не описана Кораном и сам Пророк Мухаммед (мир ему) не применял ее к своим дочерям.

Более того, предыдущий Великий Шейх Аль-Азар, Махмуд Шалтут, и настоящий, Мухаммад Саид аль-Тантави, категорично осуждали обрезание девочек, практикуемое в некоторых странах Африки и Южной Азии как немусульманским, так и мусульманским населением.

Насилие над детьми, как в стенах родного дома, так и за его пределами, несовместимо с учением Ислама. "Более того, чрезмерно строгая дисциплина вредна и презирается Исламом". (Абдул-Рауф, стр. 105).

Жестокое обращение с ребенком, в частности половая эксплуатация, является преступлением, наказуемым наиболее суровыми мерами.

В соответствии с ЮНИСЕФ:" Каждый год приблизительно один миллион детей во всем мире становятся объектом мультимиллиардной нелегальной сексуальной торговли. Многих из них принуждают, крадут из семей или заманивают обманным путем; некоторых из них к проституции подталкивают обстоятельства, такие как необходимость выжить на улице или платить за еду и одежду. Других привлекают образы, навязанные рекламой в масс-медиа. Свободная система мирового туризма и развитие электронных СМИ также благоприятствуют использование детей-проституток в секс-туризме и порнобизнесе. Дети востребованы на секс-рынке благодаря распространенному ошибочному мнению, что от них маловероятно заразиться ВИЧ-инфекцией". (Конвенция, стр.54).

Исламское законодательство беспощадно борется с этими нечеловеческими преступлениями и социальными болезнями. Дети, ставшие жертвами насилия и сексуальной эксплуатации, должны получить поддержку со стороны общества и не в коем случае не быть отвергнутыми им.

Еще одной опасной формой эксплуатации является детский труд, в частности, принудительный, например, в качестве прислуги по дому или на сельскохозяйственных работах.

В некоторых развитых странах по-прежнему распространена практика зависимого труда, когда малообеспеченные семьи заключают контракт на продажу своих детей, где их используют в работах в области легкой и тяжелой индустрии.

Экономическая эксплуатация детей является моральным преступлением, осуждаемым Исламом. Любая работа, связанная с риском для здоровья и безопасности ребенка должна быть строго запрещена.

Вне всякого сомнения, дети имеют право на отдых и игры, которые являются необходимыми для их психологического и физического развития. Здесь опять нам на помощь приходит личный пример Пророка Мухаммеда: традиция Ислама описывает его, как заботливого отца и деда, который с удовольствием посвящал свое время играм с детьми и внуками, а также с малышами своих сподвижников. Более того, он поощрял спорт, особенно обучение плаванию и езде на лошади.

Особенное место в Исламе занимает право девочек на отдых, так как традиционно именно они по сравнению с мальчиками больше привлекаются к работе по дому в ущерб свободному времени.

Образование

В соответствии с ЮНИСЕФ, "образование — лучшая защита от эксплуатации детей" (п. 19). Действительно, это самый эффективный способ для благоприятного развития, роста и становления личности.

В системе Ислама, получение образования обязательно для каждого мусульманина или мусульманки. Первое слово божественного благословения было "читай". (Сура "Сгусток", 96:1).

Пророк Мухаммад (мир ему) завещал своим последователям добиваться знания с колыбели и до могилы, даже если им для этого будет необходимо отправиться в Китай. Он также отпустил образованных пленников из числа своих врагов только за то, что они обучат мусульман читать и писать.

Более того, он вдохновлял свою жену Хафсу выучиться письму и чтению. В Исламе образование рассматривается, как стремление к знанию, приносящее пользу всему человечеству.

Статья 9 Каирской Декларации Прав Человека в Исламе гласит, что:

а). Стремление получить знания — обязанность, а обеспечение надлежащего образования является непременной функцией общества и государства. Государство должно обеспечить доступность способов и средств получения образования и гарантировать его разнообразие в интересах общества, чтобы дать человеку возможность познакомиться с религией Ислама и природой Вселенной во благо человечества.

б). Каждый человек имеет право на получение как религиозного, так и светского образования в различных учебных заведениях и под руководством различных социальных институтов, включая семью, школу, университет, средства массовой информации и т.д., и этим интегрированным образом всесторонне формироваться как личность, укреплять веру в Бога, обеспечивать уважение и защиту мусульманских прав и обязанностей". (Селим, с. 237)

Родители имеют право выбрать образование, наиболее подходящее для своего ребенка и вырастить его в соответствии со своей религией и культурой. Что же касается религиозного образования, дети должны знать, как молиться с семи лет. (Аль-Бухари и Муслим).

Мусульманские педагоги рекомендуют укоренять религиозные ценности, "укрепляя социальную и семейную сплоченность, избегая доминирования материальных аспектов над духовными ценностями, и помогать распространению образовательных программ, направленных на ликвидацию безграмотности. Необходимо всячески содействовать повышению уровня образования безграмотных, помогая им преодолеть неуверенность в себе и бороться с нищенским существованием". (ISESCO, пункт 9).

Мы еще раз подчеркиваем необходимость образования для девушек и женщин. В некоторых мусульманских общинах, высокий уровень безграмотности и отсутствия возможности получения образования являются фактором отсталости и медленного развития.

Доступ к образованию детей обоего пола, включая обучение в школе и успешное ее окончание, должно строго контролироваться как государственными, так и негосударственными организациями.

Однако не возникает сомнений в том, что образование и здоровье очень тесно взаимосвязаны между собой.

Как установлено ЮНИСЕФ, "Право на образование и право на здоровье тесно взаимосвязаны между собой. Хорошее здоровье способствует хорошей учебе, как и хорошая учеба укрепляет здоровье. Частые болезни держат ребенка вдали от классных кабинетов и провоцируют плохую посещаемость, не развивают познавательные способности и увеличивают риск быть исключенным из школы. К тому же дети, особенно подверженные болезням, вероятно, страдали от недостатка дородового и послеродового медицинского ухода, недостаточного кормления и личной гигиены. Образование — самый эффективный двигатель превентивной медицины. (ЮНИСЕФ, Конвенция, стр. 20).

Права подростков

Подростковый возраст — критический период перехода от детства к взрослой жизни. В соответствии с Шариатом, девочки и мальчики становятся взрослыми по достижению ими половой зрелости. Это означает, что они принимают обязанности по выполнению религиозного долга, т.е. молитвы и поста. В этом возрасте они становятся правоспособными и полностью ответственными за свои действия.

Более того, подросткам разрешается вступать в брак; девочки выдаются замуж отцами или официальными опекунами, однако только после получения согласия со стороны самих девочек. Принуждать девочек вступить в брак категорически запрещается. Даже если подобный нежелательный брак заключен, молодая женщина может требовать его аннулирования, как это показано двумя традициями Пророка (МЕИБ): "Ибн Аббас свидетельствовал, что к Посланнику Аллаха пришла девушка и сказала ему, что отец выдал ее замуж без ее согласия. Тогда Посланник Аллаха предоставил ей выбор (оставаться в браке или аннулировать его). Другая версия этого Хадиса гласит, что девушка сказала: "В действительности я смирилась с этим браком, но хочу показать всем женщинам, что родители не имеют права навязывать им супруга". (Бадави, стр. 23 прим. 11).

Ислам очень ценит право каждого человека на брак, а сам брак является серьезным обязательством, основанным на гражданском договоре, который подписывается в присутствии двух свидетелей. Жених вручает невесте брачный подарок (приданое или выкуп) в соответствии с социальными и экономическими стандартами ее семьи. Этот выкуп становится ее собственностью и служит залогом ее безопасности. Мусульманская женщина наделена правом собственности и предпринимательства, а также имеет право сохранить девичью фамилию после вступления в брак. Она не облагается никакими финансовыми обязательствами, которые являются исключительно заботой ее мужа.

Отсутствие финансовых обязательств — результат меньшей доли наследства, полагающейся мусульманским девушкам и женщинам.

Обычно сыновья получают две доли наследства, в то время как дочери — только одну.

Отец не имеет права лишать своих детей наследства, в соответствии со Священным Кораном ("Женщины", 4:11):

"И относительно детейЗаповедает вам Аллах:Для сына — доля, что равнаДвух дочерей суммарной доле.Коль только дочери (у вас),Числом от двух и больше,Им полагается две трети из того,Что он оставил;А если лишь одна девица,Ей половина надлежит. если есть ребенок у него,То каждому родителю его —Шестая доля из того, что он оставил;А коль ребенка нет,И лишь родители наследуют ему,То мать получит третью долю от наследства;А если у него есть братья (или сестры),То матери — шестая доля (из того, что остается)После уплаты завещаний и долгов.Вы знать не можете,Кто из родителей или детейВ своей полезности к вам ближе.Так установлено Аллахом, —Аллах, поистине, Всезнающ, мудр!"

По достижению возраста половой зрелости, и девочки, и мальчики должны принять Исламские стандарты поведения и одежды. Оба пола должны избегать всего, что ведет к сексуальным отношениям до брака, которые строго запрещены Исламом. Скромный стиль одежды и поведения поможет защитить девочек от сексуальной агрессии.

Совместное обучение мальчиков и девочек не должно иметь место на втором и третьем уровне образования.

Мусульманский ученый Мухаммад Абдул-Рауф пишет об образовательной системе в Америке следующее: " Принимая во внимание вседозволенность, царящую в обществе, и то, что девочки и мальчики проходят совместный курс обучения начиная с младшей школы заканчивая высшими учебными заведениями и стажировкой в офисах, на предприятиях и заводах, молодые люди стоят перед определенными искушениями; осознавая это, большинство педагогов пришло к выводу о необходимости преподавания основ полового воспитания". (стр. 102) Однако он продолжает: "Внедрение специального курса по половому воспитанию… необязательно, а включение в этот курс обучения технике секса неэтично, неприлично и оскорбительно для человеческого достоинства. Научная ценность полового воспитания успешно излагается такими дисциплинами, как биология и физиология, являющимися обязательными для школьной программы… Более того, предметы, направленные на половое воспитание пренебрегают этическим аспектом секса, уделяя повышенное внимание обучению молодежи методам контроля над рождаемостью, и у подростков складывается ошибочное мнение, что добрачные отношения приветствуются при условиях, если избегать нежелательной беременности и заражений заболеваниями, передающимися половым путем". (стр. 102)

Половое воспитание должно активно пресекать сексуальные эксперименты и учить молодых людей, что любые сексуальные контакты вне брака запрещаются Исламом.

В соответствии с данными Всемирной Организации Здоровья, ежегодно рожают более 14 миллионов девочек-подростков, а около 4.4 миллиона девочек делают аборт. (Поплайн, стр.7)

В некоторых странах Третьего Мира беременность — одна из основных причин смертности подростков.

Более того, в мире, в особенности в среде молодежи, постоянно возрастает риск быть зараженным СПИДом. Большинство способов передачи этой страшной болезни, а именно беспорядочные половые связи, гомосексуализм и употребление наркотиков категорически запрещаются Исламом. Самое печальное — то, что вирус передается от мужа к жене и от матери к детям.

В соответствии с данными ЮНИСЕФ, в конце 20 века, когда на земле появился 6-ти миллиардный житель, около 2.6 миллионов детей являются носителями ВИЧ/СПИД инфекции. У 5 миллионов детей, (большинство из которых проживает в африканских странах), эта эпидемия унесла жизнь одного или обоих родителей.

Из-за биологической и социальной уязвимости девочки-подростки относятся к повышенной зоне риска. ЮНИСЕФ сообщает ("Прогресс Наций", 1999): "больше всего риску быть зараженным СПИДом подвержены тинэйджеры развитых стран, но также наблюдается рост заболеваемости в странах Европы и Северной Америки. " (стр. 25)

Поэтому логично считать, что обучение тому, что секс вне брака и употребление наркотиков строжайше запрещено Исламом — право каждого подростка.

Еще одним неотъемлемым правом детей и подростков является их ограничение от грязного потока порнографии, насилия и прочих негуманных аспектов, присутствующих в телепрограммах, видеофильмах и играх, рекламе и печатных масс медиа. Не возникает никакого сомнения, что эти элементы играют разрушающую роль для сознания и нравственности молодых людей. Дети, как и подростки, нуждаются в защите и руководстве со стороны взрослых, которые должны отдавать себе отчет о своей роли защитников и хранителей. Здесь опять необходимо подчеркнуть важность семьи, в дополнение к функциям государственных и общественных организаций.

Проблема молодежной преступности — вопрос, представляющий чрезвычайную актуальность в системе прав детей и подростков. ЮНИСЕФ сообщает: "Не возникает сомнений, что предотвращение молодежной преступности предпочтительнее, чем ее наказание. Неоднократно говорилось, что преступниками становятся, а не рождаются, и большинство подростков удалось бы уберечь от порочного шага, уделяй им больше внимания семья, родные и школа. В отсутствие такой поддержки, на помощь должны прийти социальные службы, чтобы конструктивным и здоровым способом помочь детям преодолеть замкнутый круг их проблем".

Далее говорится: " Самым критическим фактором в этом вопросе является бедность, так как именно дети-выходцы из наиболее обездоленных, неблагоприятных семей скатываются на самое дно общества, попадая в группу повышенного риска и маргинальной деятельности. Многие расстаются с жизнью, обитая и работая на улицах, вытолкнутые туда неблагополучной обстановкой дома, отсутствием общественной заботы или простым желанием "найти лучшую жизнь". Некоторые из этих детей становятся объектом интереса со стороны властей и полиции только потому, что они выглядят нищими, социально неадаптированными или опасными, а вовсе не потому, что они в действительности нарушили закон" (Конвенция, стр.29).

Каирская Декларация утверждает:

"Со всеми малолетними преступниками необходимо обращаться внимательно и с достоинством. Как и взрослым, им необходимо предоставить презумпцию невиновности до тех пор, пока не будет установлено их действительной причастности. Они имеют право на справедливое судебное разбирательство и защиту своих прав. Запрещено подвергать их физической, психологической пытке или любой другой форме унижения". (Селим, стр.242)

Дети и катастрофы

Дети — наиболее беззащитные жертвы войн, междоусобной борьбы и стихийных бедствий. При этих обстоятельствах безопасность, питание, здоровье и образование детей не может быть гарантировано. Детей забирают от родителей, они становятся сиротами и могут быть подвергнуты физическому и моральному насилию.

Как беженцы, молодые люди лишены заботы общества и социальных гарантий, а как представители национальных меньшинств, они могут быть преследуемыми или подверженными "национальным чисткам".

Международная Конференция Мусульманских Женщин-Беженок, которая проводилась в Шарже в 1994 году, "подтвердила, что с тех пор как Ислам рассматривает эмигрантов и беженцев принадлежащими к "Ибин Ассабил" (нуждающиеся, находящиеся в бедственном положении), все мусульмане должны оказывать им посильную помощь, внимание и финансовую поддержку из средств Закята". (стр.5)

Конференция подчеркнула, что 80% от 25 миллионов выселенных народов и 23 миллионов беженцев во всем мире являются мусульманами. Более 70% этих людей — женщины и дети. По этой причине, одной из целей конференции являлось показать международным организациям особые нужды мусульманских женщин и детей, вынужденных покинуть свою страну, а именно необходимость защиты их достоинства, культурной и религиозной идентичности. Более того, конференция призвала Верховного уполномоченного ООН по проблемам беженцев оказать защиту беженцам и выселенным женщинам и детям, ставшим жертвами насилия и жестокого обращения, а также немедленную помощь женщинам и детям, находящимся в лазаретах.

В дополнение, конференция призвала к "кампании мусульманских общин по защите мусульманок-жертв насилия, которым необходимо помочь в соответствии с Шариатом; они не должны быть изолированы или опозорены. Жертвам необходимо понять, что их жизнь и здоровье — самое главное для их семьи и общества" (стр.8)

Обязанности детей

Все знают, что не бывает прав без обязанностей. В контексте Ислама, права человека, как и другие права и обязанности, установлены Богом, и не могут быть модифицированы рукой человека. Дети появляются на свет с гарантированными правами и требованиями к их родителям, родственникам и обществу, в свою очередь, взрослея, они также обязаны придерживаться определенных норм морального поведения. Как сказано в Коране, родителей необходимо уважать и почитать ("Ночной перенос", 23:24):

"И повелел твой Бог,Чтоб поклонялись вы Единому ЕмуИ чтоб к родителям своим благодеяли.А если кто-нибудь из них, иль оба,Достигнут старости в твой век,Не говори (презрительное) "пфи"И не кричи на них,А речь веди пристойно с ними.По милосердию (и кротости души)Простри крыло смирения пред нимиИ говори: "Господь, пошли им милостьПодобно той, с которою меня -младенцаОни взрастили (с колыбели)" ".

Любовь к родителям — зеркало любви к Богу. Что бы человек ни делал, всегда он получит от Бога плоды от своих деяний.

В соответствии с аль-Карадави, "Пророк (мир ему) объявил неподчинение родителям главным грехом, вторым после приданию Богу сотоварищей".

Дети не должны повиноваться только в том случае, если родители требуют исполнения вещей, противоречащих Исламу.

С другой стороны, "Абсолютно религиозным долгом является обеспечить родителей в случае их нужды и гарантировать им спокойную старость" (Абдалати, стр.121).

Более того, родителей необходимо поселить невдалеке от своего дома, а не отправлять в дома престарелых или больницы, как это широко практикуется в некоторых развитых странах.

Мать имеет больше прав, чем отец, потому что она страдала во время беременности, рождения ребенка и проводила с ним бессонные ночи вскоре после его появления на свет. Это проиллюстрировано знаменитым Хадисом (сообщенным аль-Бухари и Муслимом):

"К Пророку (мир ему) пришел человек и спросил его: "О, Посланник Аллаха, кто является человеком, который больше всех заслуживает мой почет, заботу и уважение?"

Пророк сказал: "Твоя мама".Человек спросил: "А потом?"Пророк ответил: "Мама".Человек повторил вопрос: "А кто за ней?"Пророк ответил: "Твоя мама".Человек спросил: "А кто же еще?" Тогда Пророк ответил: "Твой отец". (Альшариф, стр.104).

В связи с этим, как матери, мусульманские женщины пользуются большим уважением в исламском обществе. Это подчеркивается еще одним известным Хадисом:

"Рай лежит под ногами матерей". (Донесен Ахмадом).

Кроме неподчинения родителям, самым большим грехом является их оскорбление. Один знаменитый Хадис гласит: "Пророк Мухаммед (мир ему) однажды сказал: "Один из самых больших — проклятие родителей." Тогда среди людей, присутствующих при его словах, поднялся ропот непонимания: как здравомыслящий и верующий человек может проклясть своих собственных родителей? Пророк (мир ему) ответил: "Человек оскорбляет отца другого человека, а тот, в свою очередь, проклинает его отца; когда человек проклинает чужую мать, другие оскорбляют его мать". (Сообщили аль-Бухари, Муслим и аль-Карадави, стр.234, прим.1)

Заключение

Подытоживая все вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что права человека, включая права ребенка, были представлены Исламом более чем 14 столетий назад, задолго до того, как их приняла Организация Объединенных Наций. В системе Ислама, права человека рассматриваются божественным руководством, а не инструкциями человека.

В Исламе также "права человека начинаются с прав ребенка", и даже более того, они не остаются моральными рекомендациями, а находят законное подкрепление в Шариате, гарантирующем ребенку полную систему прав. Права ребенка являются обязательным руководством как для каждого гражданина, так для общины и общества в целом.

Ответственность за ребенка несут семья, гражданское общество и правительство.

Опять необходимо подчеркнуть важность традиционной семьи, основанной на законных брачных узах между мужчиной и женщиной. Семья не только является моральным якорем общества, но также наилучшей средой для воспитания детей, нуждающихся в любви, заботе и наставлении обоих родителей.

Поскольку ведется активная подготовка к Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая будет проходить в сентябре 2001 года, где будет принята новая программа для детей, мусульманские нации уделяют повышенное внимание правам человека и правам ребенка в Исламе, осознавая их исключительность и совершенство.

islamua.net



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: