Определение потребности в проведении маркетингового исследования




Подготовка и проведение маркетинговых исследований

1. Классификация направлений маркетинговых исследований

2. Разработка и реализация концепции маркетингового исследования

Классификация направлений маркетинговых исследований

Все исследования в маркетинге условно можно разделить на три направления (рис.1)[1].

 

Исследование конъюнктуры Исследование контр- агентов Исследование собственных возможностей фирмы
Анализ спроса Исследование клиентов Исследование конкуренто- способности товара
Анализ предложения Исследование конкурентов Исследование конкуренто- способности предприятия
Анализ товаров Исследование посредников  
Анализ цен   Исследование поставщиков

Рис. 1. Классификация направлений маркетинговых исследований

 

1. Исследование рынка как такового – наиболее распространенное направление маркетинговых исследований. Без информации о рынке практически невозможно принимать правильные решения. Объекты рыночных исследований: конъюнктура, структура, тенденции и перспективы развития рынка; емкость и доля рынка; уровень конкуренции, барьеры вхождения на рынок и выхода из него; возможности и риски и пр.

2. Исследование потребителей дает возможность определить аспекты их поведения и предпочтений, мотивацию потребительского поведения, потенциальный спрос и др.

3. Исследование конкурентов. Исследуются основные стороны деятельности конкурентов, их достоинства и недостатки, их сильные и слабые стороны.

4. Исследование посреднических структур позволяет проводить обоснованную политику распределения и сбыта товаров. Исследуются не только торговые посредники и их возможности, но и рекламные, страховые, финансовые, транспортные и другие компании.

5. Исследование товаров имеет целью определение соответствия качественных характеристик товаров требованиям и запросам потребителей и их конкурентоспособности.

6. Исследование цены дает возможность определить конкурентоспособность и позволяют максимизировать выгоды фирмы.

Обоснование выбора направления исследования связано с определением проблем предприятия. Особенности отдельных направлений исследования будут рассмотрены далее в 5-10 темах.

Разработка и реализация концепции маркетингового исследования

Процесс разработки и реализации концепции маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры:[2]

- Определение потребности в проведении маркетингового исследования.

- Определение проблемы.

- Формулирование цели, задач и объекта маркетингового исследования.

- Определение типа требуемой информации и источников ее получения.

- Определение методов сбора первичной информации.

- Разработка инструментария для сбора данных.

- Определение выборки.

2. Реализация плана исследования.

- Сбор данных.

- Обработка и анализ данных.

- Интерпретация полученных результатов. Подготовка отчета.

 

Рассмотрим вкратце выше названные этапы.

Определение потребности в проведении маркетингового исследования

Как мы уже отмечали в предыдущей теме, наиболее ценную информацию предприятие получает в ходе анализа первичных данных, полученных в результате проведения маркетинговых исследований, т.к. вторичная информация может быть неполной, устаревшей, недостаточной и т. д. Но проведение собственных маркетинговых исследований с целью получения первичных данных требует от предприятия достаточно больших усилий и затрат, которые должны окупиться. Это обусловливает ответ на вопрос: «Есть ли потребность в проведении маркетинговых исследований в организации?».

Окончательно утвердившись в необходимости проведения маркетингового исследования, переходят к его непосредственной подготовке. С этой целью разрабатывается отдельный документ – программа маркетингового исследования.

Программа социологического исследования – документ, где изложены теоретико-методологические предпосылки общей концепции исследования в соответствии с основными целями и гипотезами исследования, с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.

Программа относится к типу стратегических документов, цель которой – представить общую схему будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования.

Программа состоит из двух разделов – теоретико-методологического и процедурно-методического.

Разработка программы – процесс кропотливый и трудоемкий. Она может занимать до 70% общего времени исследования. Однако эта длительность и трудоемкость, как показывает практика, вполне оправдываются быстротой и уверенностью, с которой проводятся последующие этапы и качеством полученных данных.

 

Определение проблемы

В поисках точного определения проблемы необходимо проделать то, что в некоторые ученые называют «литературным обзором» или, «обоснованием актуальности и степени разработанности проблемы в литературе».

Таким образом, изучение литературы и внутренних документов исследуемой организации поможет точнее сформулироватьпроблему исследования.

Проблема (от греч. problema - задача) – форма научного отображения проблемной ситуации. Проблема - это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

То есть это потребность в новом знании, а именно знания того, как достичь желаемого результата. Каждая новая потребность толкает нас к новому знанию, ибо в старом знании мы не находим полного ответа на вопрос, как решать возникающую проблему.

Заказчики зачастую сами не знают своих проблем. Они обозначают некоторую проблемную ситуацию, с указанием на какое-то противоречие, либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т.д. Например, что объем продаж падает, рыночная доля уменьшается и т.д.

Исследователю предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

а) установить реальное наличие данной проблемы;

б) есть ли показатель, количественно и качественно характеризующий данную проблему;

в) есть ли учет и статистика по этому показателю;

г) достоверны ли учет и статистика по этому показателю.

Например, производственная проблема может быть описана с помощью ряда основных характеристик:

1) Сущность и содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в коллективе и т.д. При определении проблемы следует установить, с чем все это сравнивается и на каком основании. В данных примерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность – высокая? Низкая и высокая по сравнению, с какими стандартами?

2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (цехах, участках, отделах) и физических объектах (завод, склад, офис) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула.

3 ) Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (т.е. известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т.д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?

4) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?

В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.

Проблемой может быть:

· новое социальное явление, характеристики которого неизвестны, и поэтому оно является самодостаточной задачей для исследователя;

· это может быть уже известное явление, но оставшееся до поры до времени вне поля зрения исследователей;

· это может быть и изученное исследователями явление, но нуждающееся в повторном исследовании в связи с явными изменениями ситуации.

Выражения «проблема текучести кадров», «дисциплины труда» и т.д. суть не проблемы в принятом выше значении, а темы исследования. К примеру, в маркетинговом исследовании заказчик определяет тему, но не проблему исследования. Умение превращать тему исследования в проблему исследования – особое искусство, требующее квалификации и опыта подготовленных специалистов.

Итак, проблема исследования – это различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления (например, высокий уровень текучести кадров) и желаемым положением дел (стабильный, высококвалифицированный персонал).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: