Разработка инструментария исследования





Далее для каждого выбранного метода исследования разрабатывается свой инструментарий. Например, для анкетирования – анкета, для интервью – бланк интервью, для наблюдения – карточка или дневник наблюдения и т.д.

Разработка инструментария – сложный кропотливый труд, соответствующий четко определенным правилам и технике.

Например, в качестве основного инструмента для анкетирования используется анкета. Структура каждого вопроса зависит от выбора индикаторов.

Источником для составления анкеты обычно служат:

· чужие анкеты;

· литература;

· интуиция и опыт исследователя

Лучше всего заимствовать (частично или полностью) апробированный инструментарий, прошедший серьезную проверку. В американских исследованиях это широко распространенный прием: в новой анкете приблизительно 60% чужого инструментария (при этом обязательно указывается его автор) и 40% - собственного.

Анкета представляет собой структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с методологическими и процедурными задачами исследования.

Разработка формы и содержания инструментария тесно увязывается с гипотезами исследования. Вопросы, поставленные в анкетах и листах интервью, представляют собой операционализированную форму гипотез, причем каждой выдвинутой гипотезе соответствует свой блок вопросов, с помощью которых она проверяется. Анализ ответов респондентов по этим вопросам дает возможность установить в определенной степени истинность или ложность гипотетических предположений.

Анкета должна иметь определенную структуру(композицию). Она включает в себя введение, основную часть и классификационную часть, т.е. «паспортичку».

Важное значение имеет расположение вопросов в анкете, их формулировка, графическое оформление анкеты.

Во введении, т.е. на титульном листеанкеты должны быть:

· название организации-заказчика и организации, проводящей исследование;

· указывается чья анкета, т.е. кому она адресована, например, «Анкета студента»;

· затем ниже помещается краткое обращение к респонденту, где поясняются цели и задачи опроса, значение и использование его результатов, необходимость искренности ответов респондента для получения достоверных результатов опроса;

· далее дается краткая инструкция по заполнению анкеты;

· в конце (внизу) титульного листа указываются место и год проведения опроса.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследования, а также процедурой заполнения анкеты.

Очень распространенным в зарубежных опросах потребительского мнения такая модель как «пяти вопросник» - модель блока вопросов. Итак, сначала респондента спрашивают, знает ли он о таком-то мероприятии, затем о его мнении по поводу данного мероприятия. Третий вопрос - дихотомический по своей форме – призван уточнить общую направленность мнения: «Если брать в целом, Вы одобряете или осуждаете; согласны или не согласны и т.д.? Выяснив оценку (положительную или отрицательную), социолог в четвертом вопросе уточняет основание такой оценки, причины подобного мнения: «Если Вы не согласны с тем, что …не могли бы Вы пояснить свою мысль?», или «Если Вы одобряете… то почему?» Наконец, последний вопрос определяет интенсивность мнения: В какой степени Вы уверены в своем суждении?» И далее следует шкала интенсивности мнения: «Совершенно уверен – уверен – трудно сказать – не уверен.

Такой прием отвечает требованиям логики и практики исследования.

Приведенный выше блок из пяти вопросов построен по принципу «воронки», когда последовательность вопросов ведет к получению более глубокой и конкретной информации об изучаемой проблеме. В этом случае беседа развивается от общих вопросов к более частным, детальным.

Другой вариант построения блока вопросов – «батарея», когда вопросы касаются разных аспектов изучаемого явления. Например, вопросы посвященные разным аспектам изучаемой темы с целью получить целостное описание.

Классификационная часть анкеты или «паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других личных характеристик респондента. Как правило, она помещается в конце анкеты и заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в совместной работе. Помещение «паспортички» в начале анкеты может вызвать сомнение в анонимности опроса и повлиять на ответы. Вопросы «паспортички» должны тесно увязываться с объектом, целями, задачами и гипотезами исследования, т.к. впоследствии именно по ним будет производиться группировка и анализ собранной первичной информации.

Основные правила формулировки вопросов

1. Прежде всего, вопросы должны быть недвусмысленными. Двусмысленный вопрос предполагает наличие у респондента не одного ответа на него, а больше. Это, по сути, два вопроса в одном. Например, вопрос: «Каков размер Вашего дохода?». Подразумевает ли этот вопрос доход всей семьи или только личный доход респондента (и за какой период)?

2. Каждый вопрос должен быть, насколько это возможно, коротким и простым.

3. В формулировке вопросов следует использовать только те слова, которые заведомо хорошо известны респондентам.

4. В вопросах следует избегать двойного отрицания. Например: «Вы бы не стали пользоваться шампунем, который не рекомендован медиками?».

5. Следует избегать предубежденности в формулировке вопросов. Нельзя использовать «пристрастные» вопросы, которые подсказывают определенный, заранее заданный ответ и могут подталкивать респондента к неточному ответу. Например: «На самом ли деле реклама всегда заставляет Вас покупать тот или иной товар?».

6. Подумайте, не превышает ли заданный вопрос возможностей памяти респондента. Ведь вряд ли кто-то в состоянии точно ответить на вопрос: «Сколько пива (в литрах) Вы выпили за последний год?».

7. Нужно предусмотреть возможности отступления респондента в случае, когда он затрудняется с ответом или некомпетентен в нем, включив такой вариант ответа, как «не знаю», «затрудняюсь сказать» и т.д.

 

Определение выборки

При определении объектов исследования почти всегда встает вопрос о том, в каком количестве должны быть исследованы выбранные объекты. В случае, если генеральная совокупность объектов исследования мала, то можно провести так называемое сплошное исследование. Вместе с тем зачастую проведение сплошного исследования не представляется возможным, да и необходимым. Когда генеральная совокупность объекта исследования велика, используется выборочный метод.

В зависимости от порядка определения выборки выделяют: простую случайную выборку, групповую выборку и панель.

С точки зрения теории выборки, наиболее надежным способом отбора является случайный отбор, при котором каждая единица совокупности имеет равный шанс попасть в выборку. Этот метод прост и не дорог. Однако он имеет некоторые недостатки. Во-первых, при малых значениях генеральной совокупности этот метод может давать низкую репрезентативность результатов исследования.

Групповая выборка предполагает выделение группы исследуемых объектов среди потребителей товара, услуги. Такими признаками могут быть: пол, возраст, социальное положение, доход семьи и пр.

Панель, так же как групповая выборка, предусматривает объединение объектов по определенным признакам. Но в отличие от групповой выборки, панель – повторяющийся сбор данных по одной совокупности исследуемых объектов по одним и тем же признакам через равные интервалы времени. Панель позволяет получить характеристику динамически развивающегося процесса во времени.

Суть панельных исследований заключается в том, что группе лиц, семейств или предприятий (организаций), отобранных с помощью выборочного метода, предлагается на платной основе систематически или периодически в определенное время и по установленной форме давать ответы на вопросы заказчика. Естественно, опрос является анонимным.

Собственные панели стремятся иметь крупные маркетинговые и консалтинговые фирмы, а также большие производственные и торговые предприятия, например, французская розничная торговая сеть «Ашан», шведская – «ИКЕА», автомобильные предприятия. Примером панели в государственном масштабе может быть статистика семейных бюджетов, насчитывающая в настоящее время около 60 тыс. домохозяйств.

Во Франции одной из форм панели являются контрольные группы потребителей. Полученные от них материалы позволяют выявить динамику доходов, спроса, видов покупок, денежных затрат и т.д.

Панель рассматривается как выборочная совокупность людей (домохозяйств, предприятий) и формируется по методу случайной или механической выборки. Важно обеспечить не только достаточную численность выборочной совокупности, но и представительность в ней всех типов респондентов. Это означает, что в процессе выборки генеральная совокупность должна быть стратифицированной по важнейшим ее социально-демографическим признакам.

Типы панелей

В настоящее время можно говорить о нескольких типах панелей.

В зависимости от объекта исследования, единицами ее совокупности могут быть отдельные лица, семьи/домохозяйства, предприятия разных отраслей производства и услуг (табл. 3).

Таблица 3

Классификация панелей

Типы панелей Единицы выборки Цели формирования панели
Потребительские Отдельные лица или семьи/ домохозяйства Получение информации о спросе, потребительском поведении, оценках и предпочтениях потребителей
Торговые Индивидуальные продавцы и торговые предприятия Получение информации о рыночной ситуации, ценах, эффективности рекламы, спросе, предложении
Производственные Производственные предприятия Получение информации о товаре, товарной политике, конкуренции, распределении
Сферы услуг Предприятия сферы услуг Получение информации о сфере услуг, об их видах, качестве, ценах
Специалистов (экспертов) Группы специалистов Получение информации о какой-либо проблеме, поведении потребителей, рыночной ситуации.

 

По времени существования панели делятся на краткосрочные (не более года) и долгосрочные (до пяти лет).

Типовой набор опросных листов потребительской панели позволяет дать следующие итоговые характеристики (табл. 4).

В некоторых случаях применяется корреспондентский способ получения информации путем интервьюирования респондентов.

В ряде стран респонденты посылают свои записи/ дневники, где указываются расходы на покупки по почте в установленные сроки по договоренности с заказчиком.

В традиционных формах панели респондентам предлагается постоянно отвечать на одни и те же вопросы. Это обеспечивает сопоставимость информации при анализе динамики.

Таблица 4

Схема статистической информации, получаемой от потребительской панели

Факторы Потребительские расходы
Социально-профессиональная характеристика семьи Общая сумма потребительских расходов
Число членов семьи и ее половозрастная структура Их доля в общем объеме расходов
Совокупный денежный и натуральный доход семьи; источники доходов Размер и ассортиментная структура потребления и покупки продуктов и услуг (в денежных и натуральных единицах)
Чистый денежный доход семьи Средние цены покупки
Чистый денежный доход семьи на одного человека Определяется прожиточный минимум
Прирост денежных сбережений Наличие товаров длительного пользования
Жилищные условия семьи Обеспеченность жильем

Разновидностью панельного исследования является мониторинг. Мониторинг можно определить как постоянное непрерывное наблюдение за процессом, состоянием объекта, развитием явления в течение достаточно длительного времени по одинаковой системе показателей и методике.

Впервые мониторинг как способ наблюдения был использован в почвоведении, затем в экологии. В настоящее время он широко применяется в технических, естественных и социальных науках.

 





Читайте также:
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы: Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.017 с.