Этнические границы и этнические территории; национализмы




Средняя Азия

Самая главная тема этнографического изучения в СССР – этногенез.

В Средней Азии был культурогенез, нации СА создаются только сейчас.

Арминий Вамбири "Путешествие в Бухару". (рецитация Корана?)

Генерал А.Е. Снесарев. Оставил заметки об Индии, Афганистане. Знал 14 языков. Окончил Академию Генштаба, принял революцию, но большевиком не был, просто левый. Самая главная борьба не межнациональная, а классовая. Читал лекции в институте востоквоедения. Был репрессирован в 1930, умер в 1937. Ему не простили дворянского происхождения. Был сослан на север. Снесарев был первым, кто пытался провести границы в Средней Азии.

В СА включают Узб, Тадж, Каз, Кирг, Афг. Иногда даже Иран и Северную Индию. Это периферия Древнего Востока. Основная проблема среднеазиатской археологии – все оплывает, сложно консервировать из-за саманного кирпича. Все это формировалось на основе индоарийцев и тюрков, которые шли по территории Средней Азии.

Ближний Восток начали выделять как регион еще в эпоху Александра Македонского. Особый интерес Средний Восток представлял в 19 веке, когда ханства начали входить в состав России и соперничеством России и Англии в данном регионе. 1865 – взятие Ташкента. Четкой границы со СА не было, она вся размывалась в степях. Нужно было ее проводить. Решили сделать ее в горах Каратау, в Чимкентской области Казахстана. Казахи оказались включены в состав империи. А что дальше Ташкента, который платил дань Коакндскому ханству? Оазисы... Надо воевать с Кокандским ханством, а затем с Хивой... (Книга Глущенко) Именно тогда появилось понятие "Средний Восток". Туркмены сопротивлялись до последнего.

Средняя Азия – то, что в СССР. Центральная Азия – то, что за гос. границей. Сейчас принципиальной разницы между этими понятиями нет.

Марта Брилл Олкотт, мифы о Центральной Азии:

1) ЦА представляет собой единое этнокультурное геополитеческое целое, которое надо рассматривать обобща. Как рассматривать? Контраргумент: Евразийские степи (поллвецкие, турайские, кыпчакские) рассматривать надо отдельно, оазисы Средней Азии отдельно, например. Северная Киргизия и Южная Киргизия – разные вещи.

2) современные государства СА – естественные, и в нынешнем виде они выживут за счет юридических признаний безопасности (типа ООН). Произвольными эти образования не были. Они одинаково входили и в Согдиану, и в Бактрию, и в Бухарское ханство. Этнических государств там никогда не было.

 

Были ли изначально узбеки и таджики? Существует же много промежуточных кочевых групп. Например, и у таджиков, и у узбеков, и у казахов есть кыпчаки. В 1920-е гг. во время переписи в листе кыпчакской национальности не было, и они записывали себя узбеками/таджиками/казахами и т.д. При этом они продолжали считать себя кыпчаками. Никто их не истреблял.

3) на руинах СССР возникнет организация, которая будет базироваться на гос. суверенитете. Это СНГ

4) Россия вернет себе контроль и будет гегемоном. Россия больше сближается с Казахстаном и евразийскими степями. Туркменистан держит нейтралитет. С Узбекистаном такая интеграция сложна, он сам метит на позицию гегемона, в основном за счет ресурсов. Однако Россия заинтересована в сильном Узб и Каз, чтобы в каком-то смысле противостоять США (вл времена войны с Талибаном). В регионе, кстати, боятся китайцев.

Чокан Валиханов.

Дятлов "Китайцы в Иркутске"

Касмарская "Дети империи"

Вторая проблема этнических границ в СА, проявляющаяся больше всего в Узбекистане и Таджикистане

Был не этногенез, а культурогенез (Дьяконов). В современной СА невозможен цивилизационный подход, поскольку сейчас в регионе идет борьба национализмов. Важнее всего быть мусульманином, однако борьба идентичностей продолжается и усиливается. Регион крайне полиэтничен и поликультурен в силу исторических событий, завоеваний самых разных племен и т.д. Все поменяла национальная политика большевиков. После прихода русских в регион появилось этнонациональное самосознание, однако оно вторично. Возникает стремление к национальному единству. А до этого был культурогенез. Все еще сильны настроения исторической и культуры травмы в СА.

В РИ формирования национального самосознания в широких масштабах не было, только в умах интеллигенции и элиты. Для большевиков политика национального самоопределения была ключевой в государственном отношении. Они начали с упрощения этнической номенклатуры (например, как в тех же списках национальной переписи). Вместе с этим в СА успел начаться процесс этнизации (конец 19 – начало 20). Большевики стремились все унифицировать, национальное должно было поглотиться общей советской нации. Фергана поделилась на 3 республики, это стало своего рода пороховой бочкой. Единые этнические группы просто разделены, и это стало жесткой политической реальностью.

!!!Прочитать книгу Абашина "Национализмы в современной СА"!!! Про сартов. Считается, что это рано осевшее городское население, которое говорит на тюркском.

На примере Хрущева выявились проблемы взаимоотношения Москвы и СА в советское время:

1) таджики и узбеки – одно и то же, никто их не умеет различать

2) противопоставление между собой народов как политический инстинкт, это убеждение о том, что они враждуют, прочно укрепилось в политическом сознании

До большевиков на рубеже веков были характерны пантюркизм, джадидизм, панисламизм, чего страшно боялись в Советском союзе. В середине 19 века в исламском мире России появляется идея модернизации. Надо образовываться и просвещаться во всех сферах. Надо принимать цивилизацию. Это и есть джадидизм. Большевики хорошо их знали. Плохо они знали интеллигенцию Таджикистана. Было также такое направление, как казахский национализм (Алаш-Орда). Есть интеграционные проекты, основанные на разного рода единствах. Когда большевики начали политику национальной унификации, возник в среде панисламистов проект Большого Туркестана. Он должен был включать Бухару, Хиву, Самарканд, Ташкент, туркестанские степи. Создается туркестанский совет, в который входили и казахи, и татары, и башкиры, и кто угодно. Они провозгласили лозунг о том, что Туркестан принадлежит тюркам, но в городах живут и таджики, и другие. Была партия Шурои Уламо, это была более консервативная часть с центром в Ташкенте. Глава – казах. На съезде в 1917 была создана Туркестанская федеративная республика. Но в ноябре большевики всех их от власти отстранили. Большевики создали Туркестанский совет в оппозиции этому съезду мусульман. Там тоже все члены были разношерстные абсолютно. Все силы объединить было нереально. В феврале 1918 была провозглашена Туркестанская республика. Большевики принимали это, так как СА была плацдармом для распространения революции на восток. В 1920-х появилось басмаческое движение, и тогда-то появился план разделения Туркестана на несколько республик. Фрунзе как глава Туркестанского совета боялся пантюркизма. Должен быть "классовый" подход. Ленин с размежеванием не спешил, так как регион знали плохо. Выпустил резолюцию по созданию Этнографической карты Туркестана с учетом того, как это можно поделить. Ситуация была ненадолго заморожена. В 1921 году коренными национальностями были приняты киргизы, узбеки и туркмены. Их надо было еще объединить. В 1921 году появляется Энвер-паша и возглавляет все повстанческое движение басмачей. Он предлагал создать единую туркестанскую конфедерации. Последней вспышкой был съезд народов Востока в 1920 г. в Баку. Это была еще ситуация диалога с большевиками. Но пантюркизма боялись невероятно. Больше либеральные проекты рассматриваться не будут. Вся верхушка бухарской республики перешла на сторону басмачей. С 1924 г. начинаются чистки и национальное размежевание.

С 1924 начинается практическое востоковедение. Была создана Туркестанская республика. В начале года прошел съезд, где были приняты резолюции. Считалось, что между разными народами Туркестана существует вражда, и поэтому надо их объединить поскорее. Стратегические мотивы:

1) инерция

2) внешнеполитический аспект – это платформа для экспорта национальной революции

3) необходимость расколоть пантюркизм

 

Круг брачных связей – то, что держит стабильность локальных этнических групп на общем пространстве. Все женятся на своих.

Почему перенесли столицу из Самарканда в Ташкент? Чтобы отмежеваться от имперскости.

В 1924 создан Узбекистан. Появляется и таджикская идея. Таджики хотели отмежеваться от узбеков. Их воспринимали как дикарей, горцев, шиитов. Создавалась проблема создания Таджикистана в связи и с иранской революцией. В 1924 была создана автономная Таджикская республика, в основном горные массивы.

Возникает также арийская тема. Таджики выросли на арийском субстрате. В 1929 была создана новая Таджикская республика.

Была попытка увеличить территорию Таджикистана, но впоследствии от нее отказались. Все внимание было обращено на классовую борьбу. В 1930 столица была перенесена в Ташкент, хотя таджикизации не произошло, в отличие от узбекизации.

Узбекский и таджикский национализмы разные. Да, они хотели создать национальные государства, описывали нации в этнической терминологии (все еще сильна советская теория этноса). Например, в Таджикистане не было такого монолита, как в Узбекистане – им мешали памирцы, которые близки иранцам по языку ближе всех. У памирцев была собственная идентичность – они не таджики, они памирцы. Они еще и исмаилиты (глава – Агахан 4), а не сунниты и шииты. Таджики хотят сделать их тоже таджиками. Памирцы и исмаилиты гораздо дружнее их. Внутри Таджикистана они не могут записываться как памирцы. Но в чем различие? Таджикистан гораздо более изолирован, чем Узбекистан. Узбекистан – партнер США, таджики – партнеры России. Таджики – гастарбайтеры в Узбекистане. Идет процесс удревления корней.

По отношению к русским в СА СССР пытались сделать церковь фактором сдерживания русского населения, чтобы они не уезжали.

Таджики возводят себя к саманидам, узбеки- к тимуридами (учитывая, что Тимур был монголом, и его как раз и разгромили узбеки). Как обосновать, что таджики не иранцы? Обосновывают через суннизм-шиизм, отношение к диаспорам: таджикам вне Таджикистана надо постоянно напоминать, что они таджики. Узбекам на свою диаспору все равно, им важнее сохранность внутреннего строя и границ.

Ориентализм

Эдвард Саид "Ориентализм". Она произвела взрыв во всем мире. Ориентализм – изучение востока. Саид же дал другое толкование. Ориентализм – способ мышления о Востоке, онтологическое противостояние востока и запада, эссенциализация Востока. Третья позиция – ориентализм как способ подчинения Востока Западом.

Откуда это берется? Саид позаимствовал идеи у коллеги Абдель-Малека, который был поскромнее. Абдель-Малек переводил статью о теории гегемонии пролетариата рабочих над всеми, о советском востоковедении. Это была энциклопедия 1930-х. Там все было про классовую борьбу и про то, как плох европейский колониализм. Саид все это расписал. Он брал классические империи – Англию, Францию, США и т.д. Можно ли это распространять на весь мир? Другой шквал критики был связан с тем, что он еще больше усилили границу между Востоком и Западом. Обвиняли и в детерминизме, что знание работает только на власть. Нетипичные факты он не рассматривает совсем.

Натаниэль Найт "Григорьев в Оренбурге"

Глущенко "Герои империи"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: