Владимир Петрович Наливкин как зеркало политики РИ на Востоке.




Он был из семьи потомственных военных. В 1872 году в 20 лет приехал в Туркестан, участвовал в кокандском и хивинском походе, в туркменской экспедиции. В 26 лет ушел в отставку. Поселился в Ферганской долине среди кыпчаков. Он жил в кишлаке с женой. Изучал передвижения песков в специальной комиссии. В 32 года возвращается на гос. службу. Он знаток местных обычаев и языков, начинает служить в Министерстве народного просвещения. Наливкин возглавлял департамент образования по мусульманским школам. Становится главным редактором "Туркестанских ведомостей", где он транслировал идеи РИ. Он написал историю Кокандского ханства. В 1906 вновь ушел в отставку, ушел в Госдуме. В 1917 году до сентября возглавил турккомитет. "Променял красную генеральскую подкладку на красную гвоздику". В сентябре в турккомитет пришли большевики, Наливкин посчитал это переворотом, он ввел воинские части в Ташкент. Его отстранили, и он застрелился. Он не принимал методы большевиков.

Наливкин поначалу был милитером. Что его вообще заставило уйти в этот кишлак? Это были как раз военные походы в СА, где он испытал огромное разочарование. Для него война оказалась бессмысленной жестокостью. Наливкин захотел служить мирными средствами через узнавание этого края.

Русификацию, по его мнению, надо было производить через образование и христианство. Он выдвинул предложение легализовать все мусульманские школ, ввести туда русские предметы. Для администрации это немыслимая уступка. Он также распространял русский язык.

Европейскую цивилизацию Наливкин критикует. Он считает, что она должна отступиться от Востока.

Российский ориентализм – это проявление кризиса ориентализма вообще. Власть крайне боится радикальных и либеральных течений в ориентализме и мусульманстве.

Сергей Петрович Поляков

Создал особую квантификационную методику. 1989 – книга про традиционализм в современном среднеазиатском обществе. Раньше традиционализмом считались пережитки. Поляков сформулировал новую концепцию традиционализма. Для него это не пережитки и не архаика, это система жизни в Средней Азии, на которой все базируется.

Его тезисы:

1) ислам – это не религия, это образ жизни с детальной ее регламентацией и традициями, освещенными исламом; какие обряды должна выполнить махалля – похороны, свадьбы, обрезание мальчиков, постройка дом. Это требует колоссальных расходов. Фундаментом традиционализма является общинность и мелкотоварная экономика, которая пришла в регион вместе с русскими

2) традиционализм базируется на мелкотоварной экономике. Это образ жизни, ориентированный на воспроизведение традиций. Чтобы их выполнять, нужны средства и их источник. Центр экономики и вращения средств – это махалля. Они воспроизводят структуру общества

Народный ислам/буддизм/православие и т.д. – когда религия освещает какую-то этническую составляющую, зачастую это не имеет никакого отношения к доктринальной религии.

Есть ислам наш, мирный, а есть ислам агрессивный.

Традиционализм всегда будет агрессивен. Его мирный этап развития закончился.

Мухамадиев "Путешествия на тот свет"

Марк Вайль "Страсти по Корану"

Поляков считал, что:

1) государству нужно перестать замалчивать существование традиционализма; надо созывать семинары партийных деятелей и говорить об этом

2) надо ввести кооперацию и включить экономику СА в эту систему. Главный враг – спекуляция. Бороться с этим надо легализацией товарообмена через промкооперацию

3) необходимо развивать перерабатывающее производство на месте, произвести индустриализацию каждого населенного пункта. Надо урбанизировать село

4) надо готовить кадры через ПТУ

5) все социальные преобразования напрямую связаны с женсоветами и учителями

6) интернационализация (больше писать на местных языках о России)

В традиционализме особо важна фигура имама. Часто они становились аулие в силу атеизации, при этом не имея специального образования. Нишу духовенства заняли народные муллы. Поэтому надо легализовать все мечети.

Есть и демографическая проблема. Надо сократить пособия по многодетности (многодетность – от 5? детей в СА).

Также Поляков предлагал вывезти из СА все заводы и производства, эвакуированные туда во время Второй мировой войны.

Узбекская махалля

Формула "Национальная по форме, социалистическая по содержанию" совпадала с национальной политикой большевиков по коренизации национальных меньшинств. Коренизация была направлена на создание классовой постройки в национальных сообществах.

Такой институт социального взаимодействия в Средней Азии – это махалля, квартальная община.

Сейчас махалля – это национальный бренд, раньше могла восприниматься как пережиток. В 1920-е – 1930-е создавались махаллинские комиссии. Во главе махалли всегда стоят аксакалы и уважаемые женщины. Духовный центр махалли – мечеть и ее имам (народные муллы). Еще одной структурой махалли является чайхона – место, где мужчины решают все дела квартала.

Махаллинские комиссии были созданы в целях сбора налогов, ее использовали для помощи исполкому, например, в субботниках и всяких хозяйственных делах. В случае похорон вся махалля делает плов, например. Или хашар – когда всем миром строят кому-то дом. У власти не было ресурса, чтобы детально все это контролировать. В 1928 г. махалля подчинили советам. Ставились задачи по улучшению жизни и быта населения, развития культуры и просвещения и т.д.

В 1932 г. подтвердили, что махалля подчиняется гор. советам. Прописали структуру махалли. Ее управление состоит из 3 человек: глава, секретарь и помощник.

Во время войны махаллинские комитеты занимались делами эвакуации.

С 1953 г. стали делать акцент на идеологию и агитацию, чтобы внедрять коммунистическое сознание.

С 1961 года расширился состав махаллинского комитета до 12 человек, в частности раз в неделю была политинформация. Махалле дается печать, и она стала принимать властные полномочия. Однако использовать ее можно было далеко не везде. По всем документам ей было запрещено заниматься коммерческой деятельностью. Постановление 1961 было утверждено Верховным Советом, а не правительством. Все это подняло статус махалли. После этого они начали активно распространяться и в деревнях.

Фильм "Об этом говорит вся махалля"

1960-е – дискурс разоблачения традиционализма в Средней Азии. Махалли стали считаться архаикой.

В 1983 году принят новый закон о махалле. Смерть Брежнева сказалась на теневой экономике среднеазиатских лидеров. Узбекский глава застрелился, потому что с приходом Андропова начались дела против спекуляций в теневой экономике, в частности громкое хлопковое дело (когда устанавливались завышенные цены на хлопок, а собирали его меньше). Мафия пронизывала махалля. По новому положению увеличился срок работы махаллинского комитета до 2 лет. Были расширены его функции.

С периодом гласности критически стали смотреть на разные институты, в том числе на махаллю, которая стала восприниматься атавизмом, противоречащим советскому.

С распадом СССР махалля стала брендом. Она важна для формирования национальной идеологии, это символ узбекскости. По указу Каримова был создан фонд для махалля. Это практически форма восточной демократии. Каримов, однако, убрал из махалли то, что было установлено при советской власти. Усилился надзор за деятельностью духовенства в связи с радикализацией ислама. В советский период мечеть была центром махаллинской жизни, просто это скрывалось. Махалле присущ патернализм и отеческие функции. Выборным старейшинам стали платить зарплату, это стало формой зависимости от государства.

Махалля позволяли сохранять свою идентичность, например, таджикам в Узбекистане. По паспорту ты можешь быть узбек, но в рамках своей махалля ты таджик. Хотя таджики не придавали настолько большого значения махалле, как узбеки.

Еще функцией самоуправления обладал совет старейшин или аксакалов, которые решают вопросы по обычаю. До революции это были суды биев. Бий – это просто уважаемый человек в ауле, слово которого авторитетно. Аксакал – это старейшина. Есть аткамнары – местные богачи с определенным статусом. Потом возникла гибридная форма – суды биев + кадии. Все же предпочитали решать дела по адату, а не по шариату. В 1925 суды биев были запрещены, их функции перешли к советам ветеранов, женсоветам и т.д. Они сотрудничали с советами старейшин, которые возродились в 1990-е. В 2005 г. в Казахстане был издан закон о советах аксакалов. Для них, однако, это тяжкая повинность. Туда силком запихивают людей, это бюрократизация. Люди должны тратить деньги, чтобы добраться до заседания из своего района. Это явление стало формализованным и потеряло свою эффективность. В России сообщества самоуправления легализовали чуть позже. Есть небольшое финансирование из государственного бюджета, в основном на праздники и мероприятия (131 ФЗ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: